Импульсный вариатор скорости

 

союз совктсних социАлистичясних

РЕСПУБЛИ11 цд y F 16 Н 29/06

OCYglAPCTBEHHblA HQMHTET CCCP

О P (21 ) 37 60684/ 2 5-28 (22) 26.06.84 (46) 15.06.86. Бюл. У 22 (72) В.П.Медведев (53) 621.833.08(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 1131298, кл. F 16 К 29/06, 1983. (54) (57) ИМПУЛЬСНО!Й ВАРИАТОР СКОРОСТИ, содержащий корпус с кольцевым пазом, размещенный в корпусе на подшипниковых опорах кривошип переменного радиуса, выполненный в виде втулки с эксцентричным отверстием, в котором размещен вал с кривошипом, установпенный. на последием сателлит, ползуны, размещенные в кольцевом пазу, 7

„„SU» 323784 пальцы, каждый из которых шарнирно связан с сателлитом и соответствующим ползуном, и рычаги, взаимодействующие с корпусом и ползунами, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности и надежности, в корпусе выполнен кольцевой выступ, а вариатор снабжен механизмом принудительного поочередного стопорения ползунов, выполненным в виде рычагов с шарнирно установленными на них опорами, охватывающими кольцевой выступ, подпружиненного s радиальном направлении кольца и нажим ного диска, установленного на кольце в подшипнике и взаимодействующего с рычагами.

37840 2 па деталей, включающая в себя кольцевой выступ 3, охватываемый опорами

15 и 16 рычагов 14, нажимной диск 30, взаимодействующий с пальцами 22 рыча> гов 14 и установленный в подшипнике на кольце 17, которое расположено на ведущей втулке 5 с возможностью радиального смещения под действикм пружины 18 планки 13, шарнирно соединяю10 щие рычаги 14 и ползуны 12, представляет собой механизм принудительного поочередного стопорения ползунов 12.

Нажимной диск 20 смещает рычаги 14 от центра или к центру. Опоры 15 и

15 16 поставлены в рычагах 14 со смещением. Вследствие этого рычаг 14, смещаемый от центра, стремится плотно охватить опорами 15 и 16 кольцевой выступ 3 корпуса 1, а рычаг 14, сме20 щаемый к центру, увеличивает зазор между опорами 15 и 16 и кольцевым выступом 3 корпуса 1. При плотном охвате опорами 15 и. 16 кольцевого выступа 3 корпуса 1 возникают силы тре25 ния, под действием которых рычаг 14 и связанный с ним планкой 13 ползун

12 становятся неподвижными. Из группы рычагов, смещаемых от центра, закли" нивается тот, величина смещения котоЗп рогс больше, т.е. всегда либо один рычаг, либо одновременно два, что происходит мгновенно.

Система стержней 11, рычагов 14 и планок 13 закрыта крышкой 26 так, что они свободно располагаются в зазоре между стенками корпуса 1 и крышкой

26. Зубчатое колесо 27 закреплено на втулке 5 и имеет дугообразный паз 28, в который входит выступ 29 зубчатого колеса 30, свободно установленного на втулке 5 и связанного с осью б поводком 31„ в прорезь 32 которого входит штифт 33. Размеры паза 28 таковы, что угол поворота вала 6 относительа

45 но втулки 5 составляют 230

Рычаги 14 снабжены пальцами 22, взаимодействующими с кольцевым пазом

21 нажимного диска 20. Кольцо 17 прилегает к фланцу ведущей втулки 5 и содержит штифт 23, обеспечивающий прилегание торцов кольца 17 и фланца втулки 5. Пружина 18 обеспечивает силовое воздействие нажимного диска 20 на рычаги 14, Кольцо 17 имеет выступы

24, входящие в прорези 25, выполенные на фланце ведущей втулки 5. ГрупИзобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах различных устройств для передачи вращательного движения с плавно регулируемой скоростью вращения ведомого звена.

Цель изобретения — повышение нагрузочной способности и надежности.

На фиг.1 изображен предлагаемый вариатар, продольный разрез; на фиг.2то же, поперечный разрез; на фиг.3 и 4 кольцо, устанавливаемое на ведущей втулке; на фиг.5 и 6 — ведущая втулка; на фиг.7 . вЂ, кольцо, установленное на ведущей втулке с возможностью радиального смещения, поперечный разрез; на фиг.8 — схема изменения радиуса кривошипа; на фиг.9— схема стопорения ползуна.

Вариатор содержит корпус 1 с кольцевым пазом 2 и кольцевым выступом 3.

В подшипниках 4 корпуса 1 установлена втулка 5 с эксцентричным отверстием, в которое вставлен вал 6. На кривошипе 7, установленном в подшипниках 8, размещен сателлит 9, являющийся выходным звеном вариатора. Сателлит 9 имеет равнорасположенные на окружности радиуса " " отверстия, в: которые одним концом входят штифты

10, другие концы последних входят в отверстия стержней 11. IIa концах каждого стержня 11 имеется отверстие; в которое входит цилиндрическая часть ползуна 12. Последние свободно входят в кольцевой паз 2 корпуса 1 и шарнирно связаны с планкой 13, которая шарнирно связана с рычагом 14.

Каждый рычаг 14 содержит опоры 15 и

16, .охватывающие кольцевой выступ 3 корпуса 1.

На втулке 5 установлено кольцо 17, подпружиненное в радиальном направлении пружиной 18. На кольце 17 на подшипнике 19 размещен нажимной диск

20, в котором выполнен кольцевой паз 21.

Вариатор работает следующим образом.

При вращении кривошипа переменного радиуса (втулка 5 и ось 6 вращаются синхронно, и эксцентриситет С ф О}

50 сателлит 9 получает плоскопараллельное движение. Наличие рычагов 14, попеременно находящихся под действием нажимного диска 20, препятствует свободному перемещению того ползуна 12, который связан с рычагом, находящимся под действием силы Й . Направление действия нажимного диска 20 выбрано так, что заклинивается рычаг 14 того

1237840 стержня 11, который перпендикулярен вектору суммарного эксцентриситета

Стержень, неподвижный в данный момент, может поворачиваться вокруг шарнира, соединяющего его с ползуном.

Так как длина стержня велика, то шарнир, соединяющий этот стержень с сателлитом, имеет практически радиаль-. ное перемещение. Поворот кривошипа приводит к повороту сателлита 9 вокруг мгновенной оси вращения, совпадающей с этим шарниром. Все остальные стержни 11 с рычагами 14 не препятствуют этому повороту сателлита 9, так как на эти рычаги не нажимает диск 20 в направлении от центра. При дальнейшем повороте кривошипа вектор эксцентриситета "С" становится перпендикулярным следующему стержню 11, нажимной диск 20 заклинивает рычаг

14, связанный с этим стержнем, а предыдущий расклинивается. Сателлит nol. ворачивается вокруг мгновенной оси вращения, совпадающей с центром следующего шарнира и т.д.

Передаточное число вариатора в ре жиме редукции определяется выражениг ем U = — — а в режиме мультнпликас ции — обратным выражением.

Так как усилие ".Р" в зацеплении

10 сателлита с неподвижным (качающимся) стержнем воспринимается кольцевым пазом 2 корпуса 1, то все подшипниковые опоры, а также оси вариатора нагружены силой не более усилия "P".

Таким образом, нагрузочная способность вариатора повышается при тех же размерах элементов вариатора.

В результате предлагаемый вариа20 тор позволяет наряду с увеличением нагрузочной способности повысить .надежность вариатора.

1237840 фиг.423

Составииель Б. Малой

Техред Л.Олейник Корректор В.Бутяга

Редактор Т.Митейко

Заказ 3272/38 Тираж 880 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r.Óæãîðoä, ул.Проектная, 4

Импульсный вариатор скорости Импульсный вариатор скорости Импульсный вариатор скорости Импульсный вариатор скорости 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве импульсного вариатора скорости в приводах механизмов

Изобретение относится к машиностроению и позволяет расширить технологические возможности механизма путем обеспечения поочередного поворота ведомых валов от одного приврда

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в транспортных средствах, например в тракторах и вездеходах
Наверх