Система автоматического регулирования скольжения колес транспортного средства в тормозном режиме

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU „„3 239001 (511 4 В 60 Т 8 04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСНОМЪ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ВЕИЩ „:

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3403324/27-11 (22) 08.0!.82 (46) 23.06.86. Бюл. 1 23 (71) Целиноградский инженерно-строительный институт (72) П.Б.Лукавский и В.Г.Сорокин (53) 629.113-59 (088.8) (56) 1.Каландаров А .Х. Исследование тормозных свойств автомобиля с противоблокировочной системой. Дис.на соиск.учен. степени канд, наук,M., 1978, Лукавский П.Б.Регулирование скольжения колес автомобиля при торможении;" Дис.на соиск. учен. степени канд. наук, М., 1976, с.1?2,124, рис.34,35. (54)(57) СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОЛЬЖЕНИЯ КОЛЕС

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА В ТОРМОЗНОМ

РЕЖИМЕ, содержащая датчики первичной информации об угловых скоростях затормажинаемого и неэатормаживаемого колес, формирователи импульсов, вход каждого из которых связан с выходом одного из упомянутых датчиков, и логическое устройство, каждый вход которого подсоединен к выходу соответствующего блока преобразования сигналов упомянутых датчиков, а выход через усилитель связан с.обмоткой исполнительного органа, .встроенного в тормозной привод, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и эффективности работы и уменьшения габаритов системы, логическое устройство выполнено включающим в себя блок запрета работы системы при малых значениях скорости движения транспортного средства, вход которого связан с выходом датчика первичной информации об угловой скорости незатормаживаемого колеса, счетчик импульсов датчика первичной информации об угловой скорости затормаживаемого колеса с дешифратором, подключенным к выходу упомянутого счетчика, счетчик импульсов датчика первичной информации об угловой скорости неэатормаживаемого колеса с дешифратором, подключенным к выходу упомянутого счетчика, причем емкость счетчика датчика первичной информации об угловой скорости затормаживаемого колеса меньше емкости счетчика датчика первичной информации об угловой скорости незатормаживаемого колеса на величину, пропорциональную пороговому значению по относительному скольжению затормаживаемого колеса, схемы совпадения, одни из выходов которых связаны между собой и с выходом упомянутого блока запрета работы системы, а другие подсоединены к выходам соответствующих формирователей импульсов сигналов, инвертор, выход которого связан с третьими входами схем совпадения, блок формирования импульсов сброса на "0" счетчиков, вход которого связан с выходом дешифратора счетчика импульсов сигналов датчика первичной информации об угловой скорости неэатормаживаемого колеса и входом инвертора, одноразрядный параллельный регистр, первый вход которого соединен с выходом дешифратора счетчика импульсов сигналов датI 23900! чика первичной информации об угловой скорости затормаживаемого колеса, второй вход — с выходом дешифратора счетчика импульсов сигналов датчика

Ф

Изобретение относится к транспортной технике, а более конкретно к системам автоматического регулирования скольжения колес в тормозном режиме для транспортных средств, например самолета, мотоцикла, железнодорожного транспорта и др.„ имеющих хотя бы одно неэатормаживаемое колесо.

Известна противоблокировочная

10 тормозная система для транспортных средств, содержащая датчики для получения информации об изменении различных параметров процесса торможения транспортного средства, механические, гидравлические, пневматические или электронные блоки (устройства), управления, осуществляющие вычисление тех или иных параметров процесса торможения транспортного средства, необходимых для организации алгоритма работы (функционирования) системы и выдачу управляющих сигналов ее исполнительным органом при определенных значениях вычисленных парамет- д ров, встроенным в привод тормозов н осуществляющим при этом изменение давления рабочего тела (тормозной жидкости, воздуха и т.д.) и, таким образом, уменьшение и увеличение моментов, развиваемых тормозными механизмами колес LI).

Однако в указанной противоблокировочной тормозной системе ее блоки (устройства) управления производят смену управляющих сигналов исполни35 тельным органам на уменьшение и увеличение тормозных моментов, развиваемых тормозными механизмами колес, в следующих друг эа другом цик40 лах регулирования при изменении скорости транспортного средства при разных величинах относительных скольжений затормаживаемых колес, что не обеспечивает максимально возможную

45 эффективность торможения транспортного средства. первичной информации об угловой скорости незатормаживаемого колеса, а прямой выход — с входом упомянутого усилителя.

Наиболее близкой к предлагаемой является система автоматического регулирования скольжения колес транспортного средства в тормозном режиме,. содержащая датчики первичной информации об угловой скорости затормаживаемого и незатормаживаемого колес, формирователи импульсов, вход каждого из которых связан с выходом одного из упомянутых датчиков, и логическое устройство, каждый вход которого соединен с выходом одного из блоков преобразования сигналов упомянутых датчиков, а выход через усилитель связан с обмоткой исполнительного органа, встроенного в тормозной привод t2 . .

Недостатками известной системы автоматического регулирования скольжения колес транспортного средства в тормозном режиме является то, что она из-эа использования в ней логического устройства на дискретных элементах электроники имеет большие габариты, низкую надежность и недостаточно хорошие метрологические характеристики, что в конечном итоге сказывается на эффективности системы.

Цель изобретения — повьппение надежности и эффективности системы, а также уменьшение ее габаритов.

Указанная цель достигается тем, то в системе автоматического регулирования скольжения колес транспортного средства в тормозном режиме, соцержащей датчики первичной информации об угловых скоростях эаторма живаемого и неэатормаживаемого колес, формирователи импульсов, вход каждого из которых связан с выходом одного из упомянутых датчиков, и логическое устройство,,каждый вход ко-. торого подсоединен к выходу соответствующего блока преобразования сигналов упомянутых датчиков, а выход через усилитель свяэан с обмоткой исполнительного органа, встроенного

123900! рого соединен с выходом дешифратора

12, а выход через усилитель 18 мощности — с обмоткой исполнительного органа — электромагнитного клапана 6.

Выход блока 7 запрета работы системы

5 при малых значениях скорости движения транспортного средства подключен к третьим входам схем 10,13 совпадения и к второму входу усилителя 18 мощности.

Система автоматического регулирования скольжения колес транспортного средства в тормозном режиме работает следующим образом.

При движении транспортного средства в тяговом режиме или накатом оператор (водитель) не воздействует на тормозную педаль, и переключатель

15 находится в выключенном положении.

При воздействии оператора (водителя! на тормозную педаль при движении транспортного средства со скоростью большей минимальной, заданной для блока 7 запрета работы сис25 темы при малых значениях скорости движения транспортного средства, одним из контактов выключателя 15 включается питание схемы, а вторым— скользящим контактом вырабатывается импульс асинхронной установки всех элементов с памятью (счетчиков

8,12 и регистра 17) в "0" и, соответственно, на выходе усилителя мощности устанавливается нулевой уровень 35 напряжения. Исполнительный орган— электромагнитный клапан 17 обесточен.

Сигналы с дешифраторов 9,!2 равны

"01 и, соответственно, выход инвертора 16 имеет состояние "1",, подго- 40 тавливающее работу схем 10 и 13 совпадения.

В индукционных датчиках 1 и 2 с частотой, пропорциональной угловой скорости колес, наводятся:электрические сигналы, которые нормализуют ся по форме в формирователях 3 и 4.

Схемы совпадения 10 и 13 разрешают прохождение этих сигналов на входы счетчиков 8 и !! при наличии разрешаю-:О щего сигнала с блока 7 запрета работы системы при малых значениях скорости движения и сигнала с выхода инвертора 16.

Емкость счетчиков 8 и 11 выбрана 55 таким образом, что отношение количества импульсов полностью заполненных счетчиков численно равно (1-$, ), N,g т. е. — — -- = 1-S

N сТ > тоО емкость счетчика 8; емкость счетчика !l; величина порогового значения относительного скольжегде й, ! тор чст

Сигналом "!" дешифратора 9 формируется импульс, сброса на "0" блоком

14 для всех счетчиков. После сброса на "0" на дешифраторе 9 формируется

"0", который через инвертор 16 дает разрешающий сигнал на открытие схем

10 и 13 совпадения и цикл измерения начинается заново.

Если скольжение отсутствует либо меньше величины уставки, то по окончанию строб-импульса на выходе дешифратора 12 имеет место "0", который запишется в регистр 17 на весь последующий цикл измерения, но исполнительный орган — электромагнитный клапан 6 будет обесточен, так ния.

Структура дешифраторов 9 и 12 выбрана так, что сигнал 1 на выходе дешифратора 9 формируется при полном заполнении счетчика 8, а сигнал

"1" на выходе дешифратора 12 формируется при полном заполнении и переполнении счетчика 11.

Таким образом, одновременное открытие входов счетчиков 8 и 11 и одновременное их закрытие при заполнении счетчика 8, сигнал "1" на выходе дешифратора 12 может быть тогда и только тогда, когда имеет место скольжение затормаживаемого колеса, т.е. когда величина его угловой скорости меньше величины угловой скорости незатормаживаемого колеса в (1-S ) раэ, и этот сигнал

"1" записывается в регистр 17, так как на управляющем и счетном входах регистра имеет место "1" и этот сигнал через усилитель 18 мощности, при наличии на его втором входе разрешающей "1" от блока 7 запрета работы системы при малой скорости движения транспортного средства, эапитывает обмотку исполнительного органа— электромагнитного клапана 6. Электромагнитный клапан 6 срабатывает и осуществляет снижение усилия прижатия колодок к тормозному барабану колеса, т.е. осуществляет растормаживание колеса. з 1239 в тормозной привод, логическое устройство выполнено включающим в себя блок запрета работы системы при малых значениях скорости движения транспортного средства, вход которого связан

5 с выходом датчика первичной информации об угловой скорости неэатормажинаемого колеса, счетчик импульсов датчика первичной информации об угловой скорости эатормажинаемого колеса с дешифратором, подключенным к выходу упомянутого счетчика, счетчик импульсон датчика первичной информации об угловой скорости незатормажинаемого колеса с дешифратором, подключенным к выходу упомянутого счетчика, причем .емкость счетчика датчика первичной информации об угловой скорости за-. тормаживаемого колеса меньше емкости счетчика датчика первичной информации об угловой скорости незатормаживаемого колеса на величину, про- . порциональную пороговому значению по относительному скольжению затормаживаемого.колеса, схемы совпадения, одни иэ входов которых связаны между собой и с выходом упомянутого блока запрета работы системы„ а другие подсоединены к выходам соотнетЗО стнующих формирователей импульсов сигналов, инвертор, выход которого связан с третьими входами схем совпадения, одни из нходов которых связаны между собой и с выходом упомянутого блока запрета работы сис-З5 темы, а другие подсоединены к выходам соответствующих формирователей импульсов сигналов, инвертор, выход которого связан с третьими входами схем совпадения, блок форми4б рования импульсов сброса на "0" счетчиков, вход которого связан с выходом дешифратора счетчика импульсов сигналон датчика первичной информации об угловой скорости неэатор- " маживаемого колеса и входом иннертора, одноразрядный параллельный регистр, первый вход которого соединен с выходом дешифратора счетчика импульсов сигналов датчика первичной информации об угловой скорости затормажинаемого колеса, второй вход — с выходом дешифратора счетчика импульсов сигналон датчика первичной информации об угловой скорос- ти неэатормаживаемого колеса,, а прямой выход — с входом упомянутого усилителя.

001 4

На чертеже представлена функциональная электрическая схема системы автоматического регулирования скольжения колес н тормозном режиме.

Система включает в себя датчик 1 первичной информации об угловой скорос.ти незатормажинаемого колеса, датчик 2 первичной информации об угло вой скорости затормажинаемого колеса, формирователи 3 и 4 импульсов сигналон по форме, входы которых связаны с выходами датчиков первичной информации об угловой скорости, соответственно „незатормажинаемого и затормажинаемого колес, логическое устройство 5, каждый вход которого связан с выходом соответствующего формирователя 3 или 4 импульсон сигналон по форме, и исполнительный орган — электромагнитный клапан б, встроенный в тормозной привод и осуществляющий по сигналам логического устройства уменьшение — увеличение приводного усилия в тормозном механизме колеса, электрическая обмотка которого подсоединена к выходу арифметического блока, Логическое устройство 5 системы содержит блок 7 запрета работы системы при малых значениях скорости движения транспортного средства, вход которого связан с выходом датчике 1 первичной информации об угловой скорости незатормажинаемогo колеса, счетчик 8 импульсов сигналов датчика 1 первичной информации об угловой скорости незатормаживаемого колеса с дешифратором 9, подключенньич к выходам счетчика, и схему 10 сонпадения, подключенную между входом счетчика и выходом формиронателя 3, счетчик 11 импульсон сигналов датчика ? первичной информации об углоВоН скорости затормаживаемогo колеса с дешифратором 12 подключенным к выходам счетчика, и схему 13 совпадения, подключенную между входом счетчика и выходом формирователя 4.

Выход дешифратора 9 соединен с блоком 14 формирования импульсон сброса на "0" всех счетчиков, второй вход которого соединен с переключателем 15, сблокиронанным с тормозной педалью, выход дешифратора 7 через инвертор .1б также соединен со вторыми входами схем совпадения 10 и 13 и непосредственно — со счетным входом одноразрядного параллельного регистра 17, управляющий вход кото1 239001 обладает более высокими точностью и надежностью. Предлагаемая система позволяет повысить эффективность торможения транспортного средства, а также устойчивость и управляемость его при торможении..Составитель В.Ляско

Редактор П.Коссей Техред Л.Олейник Корректор Т.Колб

Заказ 3341/14 Тираж 647 Подписное

ВИИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4!5

Производственно-полиграфическое предприятие,г.ужгород, ул.Проектная 4 как на выходе усилителя 16 мощности будет нулевой потенциал.

Изобретение обеспечивает регулирование величин моментов на затормаживаемых колесах непосредственно по их относительному скольжению, 1

1 !

1

I

Система автоматического регулирования скольжения колес транспортного средства в тормозном режиме Система автоматического регулирования скольжения колес транспортного средства в тормозном режиме Система автоматического регулирования скольжения колес транспортного средства в тормозном режиме Система автоматического регулирования скольжения колес транспортного средства в тормозном режиме Система автоматического регулирования скольжения колес транспортного средства в тормозном режиме 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к дистанционным системам управления давлением в тормозах колес транспортного средства, и предназначено для использования преимущественно в объектах авиационной техники

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а более конкретно к тормозным системам тормозного управления

Изобретение относится к электрическим транспортным средствам с составными тормозными установками

Изобретение относится к гидравлической тормозной системе транспортного средства с антиблокировочным устройством

Изобретение относится к системам торможения транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к тормозным системам рельсовых транспортных средств
Наверх