Способ определения коэффициента трения

 

Изобретение относится к испытаниям материалов трением, в частности к способам измерения коэффициента трения труш.ихся пар. Целью изобретения является снижение трудоемкости при определении коэффициентов трения для различных углов конуса рабочей поверхности образца. Образец с рабочей поверхностью в виде усеченного конуса приводят во вращательное вокруг оси конуса и поступательное вдоль оси конуса движения относительно контробразца с внутренней цилиндрической рабочей поверхностью, а скорости вращательного и поступательного движений образца задают из уравнения Увр/К„сс Vtg p - /tg|3,, где У„р - скорость вращательного движения; Vnac - скорость поступательного движения; р - угол, равный половине угла конической рабочей поверхности образца; |3i - кинематический (исследуемый) угол, для которого определяется коэффициент трения. Изобретение позволяет моделировать на образце с одним углом конуса различные ус,1овия трения, соответствующие различным углам конуса. (О (Л to 4 ел со СП ел

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) (51) 4 G О1 N 19 02

Ж(,1-.(,P(A"-,р.не q

1 )

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCKOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 йй)1!.. () . "., т

С:

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3667370/25-28 (22) 29.11.83 (46) 23.07.86. Бюл. № 27 (71) Ордена Трудового Красного Знамени институт сверхтвердых материалов АН

УССР (72) А. М. Розенберг, О. А. Розенберг, Я. Б. Немировский, В. В. Кривошея и С. Е. Шейкин (53) 620. 178. 162 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 268719, кл. G 01 N 3/56, 1967.

Авторское свидетельство СССР № 783656, кл. G 01 N 19/02, 1977. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ТРЕНИЯ (57) Изобретение относится к испытаниям материалов трением, в частности к способам измерения коэффициента трения трущихся пар. Целью изобретения является снижение трудоемкости при определении коэффициентов трения для различных углов конуса рабочей поверхности образца. Образец с рабочей поверхностью в виде усеченного конуса приводят во вращательное вокруг оси конуса и поступательное вдоль оси конуса движения относительно контробразца с внутренней цилиндрической рабочей поверхностью, а скорости вращательного и поступательного движений o 6asna задают из уравненви

V.p/Vnoc = - /tg P — tg P) /1д ь где Гвр скорость вращательного движения; скорость поступательного движения; угол, равный половине угла конической рабочей поверхности образца; — кинематический (исследуемый) угол, для которого определяется коэффициент трения. Изобоетение позволяет моделировать на образце с одним углом конуса различные условия трения, соответствующие различным углам конуса.

1245955

Изобретение относится к испытаниям материалов трением, в частности к способам измерения коэффициента трения трущихся пар.

Цель изобретения — снижение трудоемкости при определении коэффициентов трения для различных углов конуса рабочей поверхности образца.

На чертеже представлена схема реализации способа.

Способ осуществляется следующим образом.

Образец 1 с рабочей поверхностью в виде усеченного конуса с углом наклона образующей относительно оси большим максимального из исследуемых углов приводят во, вращательное вокруг оси и поступательное вдоль оси конуса движения относительно контробразца 2 с внутренней цилиндрической рабочей поверхностью. При этом возникающие тангенциальные усилия фиксируют динамометром 3, а осевые — динамометром 4. Соотношение же скоростей для получения исследуемого угла задают из условия:

V. ЯК: Н р пос tgPJ где Vâð — скорость вращательного движения;

V- — скорость поступательного движения; р — угол, равный половине угла конической рабочей поверхности образца; р1 — кинематический (исследуемый) угол, для которого определяется коэффициент трения, представляющий у гол между траекторией движения металла по рабочей поповерхности образца, являющейся конической винтовой линией, и траекторией относительного перемещения образца и контробразца, представляющей цилиндрическую винтовую линию.

Далее коэффициент трения рассчитывают по формуле

FsinP

Pcosa, — FcosPsina, где P — осевая сила, зафиксированная динамометром 4;

F — тангенциальная составляющая силы трения, определяемая при помощи динамометра 3; а — - угол между вектором скорости вращения и вектором результирующей скорости, определяемой из выражения

В результате, варьируя соотношение

1/ вр —.-- и имея один образец с углом рабочего р пос

15 конуса., больше исследуемого диапазона, определяют коэффициент трения для образцов с любым углом в заданном диапазоне.

Формула изобретения

Способ определения коэффициента трения при пластическом деформировании, заключающийся в том, что образец с рабочей поверхностью в виде усеченного конуса приводят во вращательное вокруг оси конуса и поступательное вдоль оси конуса движения относительно контробразца с внутренней цилиндрической рабочей поверхностью, отличающийся тем, что, с целью снижения трудоемкости при определении коэффициентов трения для различных углов конуса рабочей поверхности образца, скорости вращательного и поступательного движений образца задают из условия

Vâð tg P — ig f1

1Р где 1"p — скорость вращательного движения;

У ° — скорость поступательного движения;

40 (3 — угол, равный половине угла конической рабочей поверхности образца; — кинематический (исследуемый) угол, для которого определяется коэффициент трения, 45 а угол конуса рабочей поверхности образца задают большим, чем максимальный из исследуемых углов Рь

1245955

Редактор Н. Я пола

Заказ 3991/35

Составитель В. Шпинев

Техред И. Верес Корректор A. Обручар

Тираж 778 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и оп крытий! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ определения коэффициента трения Способ определения коэффициента трения Способ определения коэффициента трения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к методам контроля трибологических характеристик твердых материалов, в частности адгезии покрытия к подложке при изготовлении микросхем

Изобретение относится к области исследования фрикционных свойств материалов и, в частности, к устройствам для определения фрикционных параметров , обусловленных межмолекулярным взаимодействием твердых тел, а также для определения молекулярной составляющей коэффициента трения

Изобретение относится к стендам для исследования трения и сцепления пневматических шин с твердой поверхностью , например с дорогой

Изобретение относится к способам определения коэффициента трения при винтовой прокатке образца материала рабочим инструментом

Изобретение относится к исследованию свойств материалов, а именно физико-механических характеристик дисперсных материалов, и позволяет увеличить точность измерения физико-Механических характеристик

Изобретение относится к области испытания на трение и износ, в частности к спо.собам определения коэффициента трения между валками прокатного стана при винтовой прокатке

Изобретение относится к испытанию материалов на трение

Изобретение относится к области трибометрии, в частности, к конструкциями устройств для прецензионных исследований процессов трения и износа как в присутствии смазочных материалов различного типа, так и в их отсутствии (при изучении процессов "сухого трения" конструкционных материалов)
Изобретение относится к способам исследования, в частности к способам контроля равномерности распределения компонента в смеси, используемым при контроле гомогенизации смеси смешиваемых компонентов, и может быть использовано в химической промышленности

Изобретение относится к области исследования материалов механическими методами, а именно к аппаратуре, оценивающей коэффициент сцепления транспортного средства с поверхностью дорожного покрытия

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения и предназначено для использования при исследовании устройств, транспортирующих сыпучие материалы с помощью вибрации

Изобретение относится к средствам исследования материалов механическим способам, а именно к средствам оценки коэффициента сцепления транспортного средства с поверхностью дорожного покрытия

Изобретение относится к материаловедению и может быть использовано для определения фрикционных свойств волокна, в частности волокна волос

Изобретение относится к области исследования материалов механическими способами, в частности к определению коэффициента трения

Изобретение относится к измерению коэффициента сцепления колеса, например автомобильного, с дорожным покрытием
Наверх