Устройство для управления шаговым двигателем

 

Изобретение относится к электротехнике и направлено на повышение . равномерности движения и устойчивости шагового двигателя.. Устройство для управления двигателем содержит распределитель 1 импульсов и многоканальньш усилитель мощности, каждый канал которого включает ключевые элементы 2 и 5, формирователь 6 импульсов форсирования, инверторы 7 и 8, элементы И 9 и ИЛИ 10, диод 11 рекуперации . Относительная длительность импульса форсирования растет при увеличении частоты управления, поэтому в области низких частот, где колебания скорости значительны, фаза 3 двигателя закорачивается на длительное время, что обеспечивает большое демпфирование. Однако в области высоких частот большое демпфирование снижает нагрузочные свойства двигателя, поэтому здесь целесообразно уменьшить время, в течение которого о.тключенная фаза закорочена. Изменение времени, в течение которого отключенная фаза закорочена-,- обеспечивается автоматически. 2 ил. С $ (Л § и О) со со 2lff й/г/

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (51)4 Н 02 Р 8 00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3815585/24-07 (22) 26.11.84 (46) 23.07.86. Бкл. ¹ 27 (71) Специальное проектно-конструкторское и технологическое бюро низковольтного аппаратостроения Производственного объединения "Мосэлектроаппарат" (72). В.П.Рубцов, А.А.Сухов и В.М.Ситников (53) 621.313.13-133.3:525 (088.8) (56) Ратмиров В.А., Рашкович П.M., Павлов Ю.А. Дискретный привод станков: Обзор. Сер.1, Станкостроение.

M..: :НИИМАШ, 1975, с.15, 16.

Луценко В.Е., Рубцов В.П; Злектропривод с шаговыми двигателями. /Итоги науки и техники. Электропривод и ав томатизация промьппленных установок.

Т.6. — М.: ВИНИТИ, 1978, с,59, 60. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ШАГОВЫМ ДВИГАТЕЛЕМ (57) Изобретение относится к электротехнике и направлено на повышение, SU 1246330 А 1 равномерности движения и устойчивости шагового двигателя.. Устройство для управления двигателем содержит распределитель t импульсов и многоканальный усилитель мощности, каждый канал которого включает ключевые элементы 2 и 5, формирователь 6 импульсов форсирования, инверторы 7 и 8, элементы И 9 и ИЛИ 10, диод 11 рекуперации ° Относительная длительность импульса форсирования растет при увеличении частоты управления, поэтому в области низких частот, где колебания скорости значительны, фаза 3 двигателя закорачивается на длительное время, что обеспечивает большое демпфирование. Однако в области высоких частот большое демпфирование снижает нагрузочные свойства двигателя, поэтому здесь целесообразно уменьшить время. в течение которого отключенная фаза закорочена.

Изменение времени, в течение которого отключенная фаза закорочена-,-. обеспечивается автоматически. 2 ил.

1246330 а;О

Изобретение относится к электротехнике, а именно к управлению шаговыми двигателями, и может быть использовано в дискретных системах автоматического и программного управления, например, металлорежущих стан ков с числовым программным управлеI нием, координатографах и т.д.

Цель изобретения — повышение равномерности движения и устойчивости

t шагового двигателя.

На фиг.1 приведена функциональная схема устройства для управления шаговым двигателем; на фиг ° 2 — временные диаграммы сигналов на основных элементах схемы, поясняющие принцип ее работы.

Устройство (фиг.1) содержит распределитель 1 импульсов и многоканальный усилитель мощности, каждый канал которого включает в себя первый ключевой элемент 2, связывающий фазу 3 шагового двигателя через разделительный диод 4 с источником постоянного тока низкого уровня U второй ключевой элемент 5, связывающий фазу 3 с источником постоянного тока высокого уровня U, формирователь 6 импульсов форсирования, первый H второй инверторы соответственно 7 и 8, элементы И 9 и ИЛИ 10, диод 11 рекуперации. Устройство может содержать датчик 12 тока, подключен- ный к входу формирователя 6 импульсов форсирования (штриховая линия,фиг.1). формирователь 6 импульсов может быть подключен входом к входу перво-го элемента 2 или к датчику 12 тока.

Выход формирователя 6 импульсов подключен к второму входу элемента

ИЛИ 10 и вхоДу второго инвертора 8, соединенного выходом с вторым и третьим входами элементов И 9 смежных каналов усилителя мощности. Первый вход элемента ИЛИ 10, подключенного выходом к входу второго ключевого элемента.5, соединен с выходом элемента И 9, первый вход которого подключен через первый инвертор 7 к .входу первого ключевого элемента 2, а второй и третий входы элемента И 9 соединены с выходами вторых инверторов 8 смежных с данным каналов.

Устройство работает следующим образом.

При подаче на вход распределителя 1 импульсов сигнала управления

f> (фиг,2) на его входах вырабатыва1О !

ЗО

35 ются напряжения прямоугольной формы U которые поступают на вход первого ключевого элемента 2 и открывают его. Одновременно формирователь импульсов форсирования вырабатывает импульс U (фиг.2), который через элемент ИЛИ 10 поступает на вход второго ключевого элемента 5.

При открывании первого и второго ключевых элементов к фазе 3 шагового двигателя прикладывается повышенное напряжение U, (U, фиг.2), что обеспечивает ускоренное (форсированное) нарастание тока

Длительность t+ импульса. форсирования П, может вырабатываться в функции времени по сигнапу U„, поступающему на вход формирователя б, или в функции тока ),Р в фазе двигателя, сигнал, пропорционагьный которому. поступает на вход формирователя 6 с датчика l2 тока, Способ формирования длительности t импульса форсирования U в функции времени или тока не является существенным и не влияет на работу схемы. По окончании импульса форсирования U, второй ключевой элемент 5 закрывается и к фазе 3 через разделительный диод 4 прикладывается низкое напряжение U,, обеспечивающее протекание в фазе тока, блчзкого к номинальному.

После того как сигнал U на выУ ходе распределителя 1 импульсов становится равным нулю (момент времени t„, фиг.2), ток в фазе 3 эамыка" ется по цепи: диод 1 I рекуперации, встречно включенный источник U источник U „, разделительный диод 4.

При этом к фазе 3 прикладывается встречное напряжение U -U, а накопленная в ней электромагнитная энергия передается в,источник питания

Под действием всгречно приложенного напряжения ток в отключенной фазе быстро спадает до нуля, что обеспечивает высокое быстродействие привода и работу шагового двигателя в области высоких частот.

После спадания тока i до нуля встречное напряжение Ц -U, запирает диод 11 рекуперации и цепь фазы 3 оказывается разомкнутой, что уменьшает внутреннее демпфирование двигателя, снижает устойчивость движения и вызывает большие колебания мгновенной скорости, ухудшающие равномерность движения. Для повышения

1246 демпфирующих свойств шагового дв т= гателя в рассматриваемой схеме после спадания тока в фазе до нуля, момент которого соответствует окончанию импульса форсирования U„ сигнал еди— нично"о уровня с выхода первого инвертора 7 открывает элемент И 9, на . остальных входах которого также присутствуют сигналы единичного уровня.

Сигнал единичного уровня с выхода 10 элемента И 9 через элемент ИЛИ 10 вновь открывает второй ключевой элемент 5, что обеспечивает закорачивание фазы 3 по цепи: диод 11, ключевой элемент 5. В закороченной фазе 3 15 под действием ЭДС вращения протекает ток, вызывающий демпфирование колебаний мгновенной скорости ротора двигателя. Если отключенную фазу 3 держать закораченной при коммутации 20 !

;смежных с ней фаз, имеющих магнитную .связь, то это замедляет протекание в них электромагнитных переходных процессов нарастания и спадания тока, что приводит к снижению диапазона 25 рабочих частот привода. Поэтому в рассматриваемой схеме предусмотрены связи смежных каналов усилителя мощности через инверторы 8, запирающие элемент И 9 и, соответственно, второй ключевой элемент 5 при включении формирователя 6 импульсов любого из смежных каналов. Для четырехфазного двигателя, например, первая фаза должна быть разомкнута при включении

35 второй и четвертой фаз.

Относительная длительность импульса форсирования U„ растет при увеличении частоты управления f поэтому в области низких частот, где колебания скорости значительны, фаза двигателя закорачивается в рассматриваемой схеме на длительное время, что обеспечивает большое демпфирование.

Однако в области высоких частот боль-45 шое демпфирование снижает нагрузочные свойства двигателя, поэтому здесь целесообразно уменьшить время, в течение которого отключенная фаза закорочена. В рассматриваемой схеме изменение времени,. в течение которого отключенная фаза закорочена, обеспечивается автоматически. Поскольку длительность t,„ èìïóëüñà форсирования U практически неизменна, а пе риод коммутации с ростом частоты управления уменьшается, то с ростом частоты уменьшается и время, в течение

33О 4 которого отключенная фаза закорочена.

Таким образом, демпфирование с ростом частоты уменьшается, что обеспечивает сохранение нагрузочной способности двигателя и широкого диапазона рабочих частот.

Описанный принцип работы устройства сохраняется независимо от направления движения шагового двигателя, которое определяется сигналами на входах В и Н распределителя 1 импульсов. При сигнале логической единицы на входе В и логического нуля на входе -Н распределитель импульсов обеспечивает прямое чередование переключаемых фаз и соответствующее ему направление движения шагового двигателя ° Если на вход Н подан сигнал логической единицы, а на вход  — логического нуля, то порядок чередования фаз и направление движения двигателя изменяется на обратные.

Выполнение устройства управления шаговым двигателем по рассматривае-. мой схеме позволяет исключить различного рода внешние демпфирующие устройства, устанавливаемые по валу двигателя и снижающие его нагрузочные свойства и быстродействие.

Ф о р м ул а и з обретения

Устройство для управления шаговым двигателем, содержащее распределитель импульсов и многоканальный усилитель мощности, каждый канал которого включает в .себя первый ключевой элемент, подключенный входом к соответствующему выходу распределителя импульсов и связывающий фазу двигателя через разделительный диод с источником постоянного тока низкого уровня, а через диод рекуперации — с источником постоянного тока высокого уровня, подключенного к разделительному диоду через второй ключевой элемент, и формирователь импульсов форсирования, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения равномерности движения и устойчивости шагового двигателя, каждьп канал усилителя мощности снабжен элементами И, ИЛИ и двумя инверторами, первьп из которых подключен входом к входу первого ключевого элемента, а выходом — к первому входу элемента И своего канала, соединенного вторым и третьим входами с выходами вторых инверторов смежных ка5 1246330 6 налов, а выходом — с первым входом теля импульсов форсирования и входу элемента ИЛИ, .подключенного выходом, второго инвертора, соединенного выхо-, к входу второго ключевого элемента, а дом с вторым и третьим входами элевторым входом — к выходу формирова- ментов И смежных каналов.

Фиг. 2

Составитель 3.Горник

Техред Л.Олейник Корректор M.Ìàêñèìèøèíåö

Редактор Н ° Бобкова

Заказ 4019/54 Тираж 631 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г,Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для управления шаговым двигателем Устройство для управления шаговым двигателем Устройство для управления шаговым двигателем Устройство для управления шаговым двигателем 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к управлению четырехфазным шаговым двигателем с парной коммутацией смежных обмоток 7, 8, 9.J 10

Изобретение относится к электротехнике , к бесконтактным двигателям постоянного тока, и может быть использовано в регулируемых электроприводах с повышенными требованиями к постоянству вращающегося момента электрической машины

Изобретение относится к способам управления индукторными двигателями, имеющими зубчатый статор

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления реактивным индукторным двигателем

Изобретение относится к электротехнике и может быть использован для формирования тока в фазных обмотках реактивного индукторного двигателя

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электроприводе с индукторным двигателем, в электроподвижном составе постоянного и переменного тока

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для управления реактивным индукторным двигателем (РИД), имеющим зубчатый статор, на котором расположены одна или несколько фазных обмоток, каждая из которых запитывается однополярными импульсами тока от полумостового инвертора напряжения (ИН), и зубчатый безобмоточный ротор

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроподвижном составе

Изобретение относится к способам управления индукторными двигателями, в том числе тяговыми, имеющими зубчатый статор и ротор

Изобретение относится к электротехнике , а именно к управлению-шаговыми двигателями

Изобретение относится к управлению электрическими машинамн
Наверх