Устройство для определения перекоса устья трала

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (i9> 0 f) (д1) 4 А 01 К 73/10

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTHA (21) 3644262/28-13 (22) 24.08.83 (46) 30.08.86. Бюл.М 32 (72) И.И.Пятницкий (53) 639.2.021.11(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

%362604, кл. А Oi К 73/10,1972, (54)(57) 1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕРЕКОСА УСТЬЯ ТРАЛА, содержащее датчик перекоса, закрепленный в середине подборы трала, приемник сигнала датчика, установленный на борту судна, и канал связи между датчиком перекоса и приемником сигнала, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности определения путем исключения влияния боковых горизонтальных течений, оно снабжено двумя усилителями, закрепленными на подборе, а датчик перекоса выполнен электрохимическим, состоящим из элементов Г-образной формы, имеющих конусные насадки и установленных так, что одни колена элементов направлены вдоль подборы в разные стороны, а другие колена — перпендикулярно подборе, при этом входы усилителей соединены с электрохимическим датчиком, а выходы — с приемником сигнала.

2. Устройство по п.1, о т л .и ч а ю щ е е с я тем, что приемник сигнала датчика выполнен в виде двух записывающих приборов.

1 12

Изобретение относится к промрыболовству, в частности к приборам контроля параметров трала, а именно к устройствам для определения перекоса устья рыболовного трала.

Цель изобретения — повышение точности определения путем исключения влияния боковых горизонтальных течений.

На фиг.1 показано данное устройство, план, на фиг.2 и 3 — положение датчиков перекоса при отсутствии перекоса устья трала для двух противоположных направлений (левого на фиг.

2 и правого на фиг.3) бокового горизонтального течения, на фиг.4 и 5 то же при наличии перекоса устья трала с положительным углом перекоса для левого (фиг.4) и правого (фиг.5) направлений бокового горизонтального течения, на фиг.б и 7 — то же при наличии перекоса устья трала с отри— цательным углом перекоса для левого (фиг,б) и правого (фиг.7) направлений бокового горизонтального течения.

Устройство для определения перекоса устья трала содержит датчик перекоса, закрепленный в середине подборы 1 трала 2 и выполненный электрохимическим, состоящим из элементов 3 и 4 Г-образной формы, имеющих конусные насадки 5 и установленных так, что одни колена 6 и 7 элементов 3 и 4 направлены вдоль подборы в разные стороны а другие колена 8 и 9 — перпендикулярно подборе 1. Кроме того, устройство содержит также два усилителя 10 и 11, закрепленные на подборе приемник сигнала, выполненный в виде двух записывающих приборов

12 и 13 и канал 14 связи между датчиком перекоса и приемником сигнала.

Входы усилителей 10 и 11 соединены с элементами 3 и 4 датчика перекоса, а выходы усилитепей 10 и 11 в сприемником сигнала. Каждый из записывающих приборов 12 и 13 соединен с выходом одного из усилителей 10 и 11.

Канал 14 связи между элементами

3 и 4, усилителями 10 и 11 и записывающими приборами 12 и 13 выполнен в виде проводов, соединяющих элементы 3 и 4 с усилителями 10 и 11 и кабель-троса с жилами 15,16 и 17, проложенного в воде между судном 18 и тралом 2. Крепления элементов 3 и 4 и усилителей 10 и 11 к подборе

1 не показаны. Судно 18 буксирует

53556 2 трал 2 по оси координат У. При отсутствии перекоса устья трала средний участок подборы 1 направлен по оси Х координат. Направление среднего участка подборы 1 во время работы (буксировки) трала ? показано осью 0-0, составляющей в общем случае угол с с осью Х координат.

Электрокинетический датчик генераторного типа имеет две полости, разделенные пористой перегородкой

19 и заполненные полярной жидкостью, например морской водой. По обе сто— роны пористой перегородки 19 установлены электроды 20. При протекании жидкости через перегородку 19 на электродах 20 возникает электрическое напряжение, величина которого пропорциональна скорости протекания жидкости. Элементы 3 и 4 изготовлены из стеклянной трубки, они могут иметь на концах (в раскрыве конусных насадок 5) упругие мембра2 ны и использоваться как датчики давления воды на эти мембраны.

Во время буксировки трала 2 на электродах 20 элементов 3 и 4 возникают напряжения И и И соответст l

ЗО венно, если через пористые перегородки 19 этих элементов протекает морская вода. Вода протекает через элементы 3 и 4 при наличии перекоса устья трала 2 (угол d 4 О} или бокового горизонтального течения (Y Ф 0), 35 т или при наличии того и другого.

При отсутствии перекоса устья трала

2 (угол d.=0) скорость буксировки

V не вызывает протекания воды через элементы 3 и 4, если колена 8 и 9

4О направлены к кутку 21 трала 2 (фиг.1). при перемене направления

Ф протекания воды через элементы 3 и 4 изменяется полярность напряжений

Из И4

Пусть угол d.=О, скорость бокового течения Ч меньше нуля, тогда напряжение И =О,напряжение И больше нуля (фиг.2).

Пусть угол d =О, скорость бокового

50 течения V„ больше нуля, тогда напряжение Й больше нуля, напряжение з

И =О (фиг.3) .

Пусть угол т. больше нуля, скорость бокового течения V меньше нут ля, тогда напряжения И и И„. больше

3 нуля (фиг.4). Уменьшение длины левого ваера 22 дает увеличение напряже1253

Пусть угол с< меньше нуля, скорость бокового течения Ч больше ну- 4О ля, тогда напряжения И и И больше

Д нуля (так как вода заходит в полости

3 ния И и уменьшение напряжения И

4 поэтому для устранения перекоса устья трала 2 надо увеличивать длину левого ваера 22 или уменьшать длину правого ваера 23 до равенства нулю напряжения И (дальнейшее увеличение длиз ны ваера 22 приведет к изменению полярности капряжения И ), при И 0

1 (как на фиг.2) . Пусть угол d. больше нуля, скорость бокового течения U 10 т больше нуля, тогда напряжение И з больше куля, напряжение И меньше и нуля, так как вода заходит в колено

9 и выходит из колена 7 элемента

4, фиг.5). Уменьшение длины ваера 15

22 дает увеличение напряжения И (если Ч V ) и уменьшение напряжет ния И (увеличение по модулю). Длину ваера 22 надо увеличивать до устранения перекоса, когда напряжение И, 20 4 равно нулю (дальнейшее увеличение длины ваера 22 приведет к изменению полярности напряжения И„(так как вода будет заходить в колено 7, выходить из колена 9), при И боль- 25 ше нуля (как на фиг.3).

Пусть угол d. меньше нуля, скорость бокового течения Ч меньше нуля, тогда напряжение И меньше нуля, так как вода заходит s полость ЗО элемента 3 через колено 8, выходит через колено 6), напряжение И больше нуля (фиг.6). Уменьшение длины ваера 22 дает увеличение напряжения

И до нуля, когда кет перекоса устья трала,, при этом напряжение

И больше нуля (как на фиг.2).

556 4 элементов 3 и 4 через колена 6 н 7, фиг.7). Уменьшение длины ваера 22 или увеличение длины ваера 23 дает уменьшение напряжения И до нуля, когда нет перекоса устья трала 2, при этом напряжение И „ больше нуля (как на фиг.3).

В любом случае равенство нулю напряжения на одном из элементов 3 и 4 говорит об отсутствии перекоса устья трала, наличие положительного напряжения на одном из этих датчиков при отсутствии напряжения на другом датчике говорит об отсутствии перекоса устья трала 2 и наличии бокового горизонтального течения со стороны того датчика, на котором есть напряжение.

Величины напряжений, возникающих на электродах 20 элементов 3 и 4, усиливаются усилителями 10 и 11 и подаются на записывающие приборы 12 и

13. Текущие показания этих приборов позволяют команде судна 18 устранять перекосы устья трала 2. Кроме того, они позволяют уменьшить боковые горизонтальные течения, деформирующие трал 2, и добиваться такого положения, когда трал 2 буксируется навстре. чу горизонтальному течению, что обеспечивает значительное увеличение уловистости трала.

Изобретение обеспечивает получение достоверной визуальной информации о наличии перекоса устья трала и бокового горизонтального течения и устраняет перекосы устья трала и выбирать курс судна таким образом, чтобы ои совпал с вектором течения, что позволяет повысить точность определения перекоса трала, избежать деформации формы трала и повысить улов.

1253556

Составитель Г. Богачова

РедактоР М. Дылын ТехРед И,церес Корректор Л. Патай

Заказ 4652/6 Тираж 679 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Н-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r.ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для определения перекоса устья трала Устройство для определения перекоса устья трала Устройство для определения перекоса устья трала Устройство для определения перекоса устья трала 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области промышленного рыболовства и позволяет определить геометрические размеры и формы неэлектропроводных объектов, находящихся в подводном положении

Изобретение относится к промышленному рыболовству и предназначено для определения степени наполнения тралового мешка в процессе траления

Изобретение относится к промышленному рыболовству и направлено на повьшение точности

Изобретение относится к промышленному рыболовству и предназначено для обеспечения синхронизации измерения параметра горизонтального раскрытия троса, получаемого от вибраторов, с параметрами

Изобретение относится к промьппленному рыболовству, а именно к способам определения перекоса рыболовного трала в процессе его буксировки

Изобретение относится к области промышленного рыболовства, в частности к устройствам для определения степени заполнения кутка рыболовного трала рыбой

Изобретение относится к экспериментальной гидромеханике и направлено на расширение диапазона исследований путем обеспечения возможности изменения траектории защиты модели орудия лова
Наверх