Масляная система судовой энергетической установки

 

СОЮЗ COBETCHHX

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1253877 А1 (504 В 63 Н21 00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3880778/27-11 (22) 01.04.85 (46) 30.08.86. Бюл. № 32 (72) А. А. Кохан, Ф. П. Терещенко, и С. В. Васильченко (53) 621.438 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1100201, кл. В 63 Н 21/30, 1983. (54) (57) МАСЛЯНАЯ СИСТЕМА СУДОВОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ, содержащая масляный сепаратор, кинематически соединенный с подкачивающим насосом, гидравлнчески сообщенным со всасывающим и напорным трубопроводами, отличаюи аяся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей путем обеспечения реверсивного режима работы сепаратора без демонтажа трубопроводов, она снабжена байпасным патрубком, двумя обратными и двумя запорными клапанами, при этом вход первого из запорных клапанов соединен со всасывающим трубопроводом и входом первого из обратных клапанов. а выход посредством байпасного патрубка — с входом второго запорного клапана и насосом, сообщенным с выходом первого и входом второго из обратных клапанов, выход которого сообщен с входом второго запорного клапана и напорным трубопроводом.

1253877

Изобретение относится к судостроению, в частности к масляной системе судовой энергетической установки.

Цель изобретения — расширение эксплуатационных возможностей путем обеспечения реверсивного режима работы сепаратора без демонтажа трубопроводов.

На фиг. 1 изображена общая схема масляной системы энсргетическои установки; на фиг. 2 зубчатое зацепление насоса; на фиг. 3 — зубчатое зацепление червячной передачи; на фиг. 4 — — устройство реверсивного насоса; на фиг. 5 — вариант подключения насосов при сменных патрубках; на фиг. 6 — то же, другой вариант, на фиг. 7 — вариант подключения насоса без смены патрубков; на фиг. 8 — - то же, другой вариант.

Масляная система содержит главный масляный насос 1, кинематически соединенный с двигателем 2 и сообщающийся приемным 3 и напорным 4 трубопроводами соответственно с циркуляционной цистерной 5 и двигателем 2, и центробежный вращающийся сепаратор 6, включающий электродвигатель 7, подключенный к судовой трехфазной электросети 8 переменного тока через реверсивный переключатель 9 и соединенный с валом 10, на котором установлены подкачивающий 11 и откачивающий 12 насосы и ведущая шестерня 13, соединенная с вертикально расположенным червяком 14 вала

15, соединенного с барабаном 16, сообщающимся патрубками 17 и 18 с насосами 11 и

12. Насос 11 сообщен приемным трубопроводом 19 с цистерной 5, расходной 20 и запасной 21 цистернами.

Масло от сепаратора 6 по напорному трубопроводу 22 подводится к цистернам 5, 20, 21, подпорной цистерне 23 и к двигателю

2. Цистерна 23 сообщена на выходе с трубопроводом 4 через обратный клапан 24.

Для ясности на фиг. 1 насосы 11 и 12 разнесены по длине вала 10 (между валом 10 и двигателем 7 не показана разобщительная муфта). Ведущие шестерни 25 насосов 11 и 12 установлены на валу 10 и совместно с ведомыми шестернями 26 заклк>чены в корпусе 27, включающем патрубки

28 и 29, которые, например, в насосе 11 подключены соответственно к трубопроводу 19 и патрубку 17. Полости корпуса 27, прилегающие к патрубкам 28 и 29, обозначены соответственно А и Б.

При вращении по стрелке а (всасывающая полость А) зубья шестерен 25 и 26, шестерня 13 и червяк 14, как показано на фиг. 2 и 3, контактируют поверхностями

В, Г, и Д, Е соответственно, а при вращении по стрелке б (всасывающая полость Б)

Ж,3 иИ,К.

В качестве насосов 11 и 12 могут быть использованы шестеренчатые реверсивные насосы 30, содержащие наружный корпус 31, соединенный перегородками 32, включающи5 !

О (5

30 з>

55 ми перепускные обратные клапаны 33 и 34, с корпусом 27, образующие всасывающую Л и напорную М полости, подключенные, например, к трубопроводу 19 и патрубку 17.

Входы и выход насосов 11 и 12 снабжены штуцерами 35 и 36, которые посредством съемных герметичных соединений подключены к трубопроводам 19, 22 и патрубкам

17, 18 (запорные органы трубопроводов масляной системы не показаны).

Приемный трубопровод 19 сообщен патрубками 37, включающими запорный клапан 38 и 39, обратный клапан 40, с входным штуцером 35 и выходным штуцером

36 насоса 11 соответственно. Входной штуцер 35 насоса 11 сообщен с напорным патрубком 17 байпасным патрубком 41 с клапаном 42. Выходной штуцер 36 насоса 11 сообщен с патрубками 17 и 43, с обратным клапаном 44.

При работе главного двигателя 2, включающего редуктор, масло на двигатель подают навешенным насосом 1. На пониженных оборотах, включая холостой ход, а также проворачивание неработающего двигателя, в том числе и в аварийных ситуациях, масло на двигатель 2 подают насосами 11 и 12 сепаратора 6. При использовании сепаратора б в качестве масляного насоса червячная передача, включающая элементы 13 — 16, отключена и одновременно с двигателем 7, валом 10 вращаются только насосы 11 и 12.

При использовании сепаратора 6 для сепарации масла, например, из цистерны 20, двигатель 7 вращается совместно с другими элементами 10 — 16, например по стрелке а.

При этом в масляной системе образуют циркуляцию масла по замкнутому контуру

20 — 19 — 35 — 11 -36--17 — 16 — 18 — 36 — 12—

35- — 22 20, при таком вращении вала 10 (по стрелке а) крутящий момент от двигателя

7 в насосах 11 и 12 передают через сопряженные контактирующие поверхности В и I зубьев и в червячной передаче через Д и Е, что в процессе длительной эксплуатации приводит к их выработке. На описанных режимах масло из трубопровода 19 подают в полости А корпуса 27 насосов ! 1 и 12, заполняют объемы между зубьями шестерен 25, 26 и путем вращения в последующем масло выдавливают в напорную полость Б (патрубки 29 и 17). Таким образом, масло следует по контуру 19 — 28 — А27 — Б — 29 — !7. При использовании в сепараторе 6 насоса 30 масло от трубопровода

19 поступает в полость Л и следует по контуру (справа — налево) 19 — Л вЂ” 33 28 — А

27 — Б — 29 — 34 — M — 17, где полости Л, А —всасывающие, а b, М вЂ” напорные. Как было указано ранее, при такой эксплуатации (вращение по стрелке а) масляной системы в центробежных сепараторах другие поверхности (с обратной стороны)Ж и 3 зубьев, насосов 11, 12, 30 и К и И червячной пере1253877 дачи 13 14 не испытывают контактных напряжений и соответственно, не вырабатываются. г ля

Для включения в работу пове хностей . К и 3

" . К и 3, К и И зубьев при отключенрхных поверхностях В и I, Д и Е, двигатель 7 и все подключенные к нему элементы вращаются в п ротивоположном направлении (по стрелке б). При этом барабан 16 в ется с ан вращас начальнои угловой скоростью в противоположном направлении (б) и масло в реверсивном насосе следует по контуру (слв- 10 ва-направо) 19 — Л вЂ” ЗЗ вЂ” 29 — Б — 27 — А — 28

М вЂ” 17.П и — р наличии в сепараторе 6 насосов

11 и 12 пе ред реверсивным вращением сепаратора необходимо переключить трубопроводы 19, 22 и патрубки 17, 18 с положения на фиг. 5 в положение на фиг. 6. В последнем случае масло циркулирует по контуру 20 †19 †36 †11 †35 †17 †16 †18 — 35—

12 — 36 — 22 —,, с — — 22 — 20 и, для примера, в насосе 11 следует по контуру 19 — 29 — Б — 27 — А—

28 — 17.

Более п о ростая конструкция масляной системы, в которой нет необходимости производить переключения с демонтажом трубопроводов обычных шестеренчатых насосов, приведена на фиг. 7 и 8.

Такая система работает следующим об азом. раПри вращении сепаратора 6 по стрелке

42 к а (фиг. 7) при открытом 38 и закрытом клапанах масло с цистерны 20 поступает на входной штуцер 35 насоса 11. Под давлением масла в патрубке 43 клапан 40 закрывается, клапан 44 открывается и

17.Пив масло под давлением подается в патру ок ри вращении сепаратора 6 по стрелке б (см. фиг. 8) клапан 42 и 38 соответственно открыт и закрыт, масло от приемного бок 43 к трубопровода 19 через клапан 32 и патруок (клапан 40 открыт) поступает на вы41 по ходной штуцер 36 насоса 11 и по патрубку подается в патрубок 17 (клапан 44 под дав.пением масла закрыт), 1253877

1253877

З7

Составитель Ю. Серов

Редактор Н. Слободяник Техред И. Верес Корректор М. Демчик

Заказ 4676/22 Тираж 422 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Масляная система судовой энергетической установки Масляная система судовой энергетической установки Масляная система судовой энергетической установки Масляная система судовой энергетической установки Масляная система судовой энергетической установки 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для испытания главных судовых энергетических установок на стапеле

Изобретение относится к судостроению, в частности к моторным судам с двумя двигателями

Изобретение относится к судостроению, в частности, к системам автоматического контроля и диагностирования технического состояния пропульсивного комплекса судна, включающего в себя двигатель, редуктор, муфту, линию вала, гребной винт

Изобретение относится к области судостроения, в частности к конструкциям судовых движительно-двигательных установок типа "поворотная колонка", и может быть использовано при проектировании и строительстве судов различного назначения

Изобретение относится к корабельным системам подводной лодки, в частности к топливной системе

Изобретение относится к судостроению, в частности к системе отвода выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано для создания фундаментов с повышенным виброгашением под судовое оборудование

Изобретение относится к судостроению, в частности к топливным системам подводных лодок

Изобретение относится к судостроению, в частности к моторным судам

Изобретение относится к области машиностроения и может применяться в двигателестроении, в судовых двигательных установках, каждая из которых работает на свой гребной винт, когда эти винты вращаются в противоположных направлениях
Наверх