Кормовая оконечность судна с поворотной насадкой движителя

 

Изобретение относится к конструкции поворотных направляющих насадок гребных винтов. Насадка (Н) позволяет снизить сопротивление движению судна на больших скоростях путем откидывания Н 1 в нишу кормовой части судна 2. Заш.елка 15 отводится и за рукоятку 14 вала 12 привода наклона вытаскивается из полости баллера 3, 5. Затем с по.мощью рукоятки 11 и шестерни 10 зубчатая рейка 8 подается вверх. При этом тяга 9 поднимает кронштейн 4, а значит и нижнюю часть баллера 3 вместе с Н 1, которая входит в кольцевую прорезь 18 эластичной кольцевой пластины (ЭКП) 17 и раздвигает последнюю, продвигаясь в кольцевую нишу 16. При этом тяга 9 и кронштейн 4 проходят в нишу 19, сообшаюшуюся с гельмпортовой трубой. После полного убирания Н 1 в нишу 16 края ЭКП 17 самопроизвольно с.мыкаются, а фиксатор шестерни 10 ставится в рабочее положение и фиксирует зубчатую рейку 8 от опускания. 1 З.П. ф-ЛЫ, 2 . с ш бО ел 00 О5 сд

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК.ЯО,» 1258765 д1

<5g 4 В 63 Н 5/ 14

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

F., ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ :-, К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3897834/27-11 (22) 20.05.85 (46) 23.09.86. Бюл. № 35 (72) О. А, Мороцкий (53) 629.1.037.23 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1131766, кл. В 63 Н 5/14, 1984. (54) КОРМОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ СУДНА

С HOBOPOTHOFI НАСАДКОЛ ДВИЖИТЕЛЯ (57) Изобретение относится к конструкции поворотных направляющих насадок гребных винтов. Насадка (Н) позволяет снизить сопротивление движению судна на больших скоростях путем откидывания Н в нишу кормовой части судна 2. Защелка 15 отводится и за рукоятку !4 вала !2 привода наклона вытаскивается из полости баллера 3, 5.

Затем с помощью рукоятки 1! и шестерни 10 зубчатая рейка 8 подается вверх. При этом тяга 9 поднимает кронштейн 4, а значит и нижнюю часть баллера 3 вместе с Н 1. которая входит в кольцевую прорезь !8 эластичной кольцевой пластины (ЭКП) 17 и раздвигает последнюю, продвигаясь в кольцевую нишу 16. При этом тяга 9 и кронштейн 4 проходят в нишу 19, сообщающуюся с гельм портовой трубой. После полного убирания Н 1 в нишу 16 края ЭКП 17 самопроизвольно смыкаются, а фиксатор шестерни 10 ставится в рабочее положение и фиксирует зубчатую рейку 8 от опускания.

1 з.п. ф-лы, 2 ил.

1258765

Формула изобретения

Изобретение относится к судостроению.

Цель изобретения — снижение сопротивления движению судна на больших скоростях.

На фиг. 1 изображена поворотная направляющая насадка в кормовой части судна в рабочем положении; на фиг. 2 — то же, с насадкой, убранной в нишу.

Поворотная направляющая насадка 1, установленная в кормовой части судна 2, включает полый баллер, состоящий из нижней части 3 с кронштейном 4, соединенной с верхней частью 5 баллера с помощью шарнира 6. В верхней части 5 баллера выполнен паз 7, где размещена зубчатая рейка 8, соединенная тягой 9 с кронштейном 4 и входящая в зацепление с шестерней lQ с рукояткой 11 и фиксатором (не показан). В полом баллере размещен вал 12 привода наклона насадки 1, коническая шестерня 13 которого имеет равный с валом наружный диаметр.

Вал 12 привода наклона имеет наверху рукоятку 14 и зафиксирован защелкой 15. В кормовой днищевой части судна 2 выполнена кольцевая ниша 16, закрытая эластичной кольцевой пластиной 7 с соосной кольцевой прорезью 18. Кормовая оконечность имеет нишу 19, сообщающуюся с гельмпортовой трубой 20.

При движении судна на небольших скоростях, когда насадка эффективна и значительно увеличивает упор гребного винта, эта поворотная направляющая насадка 1 поставлена в рабочее положение (фиг. 1), застопорена от откидывания фиксатором шестерни 10, поворачивается с помощью баллера и наклоняется для придания судну 2 наиболее выгодного дифферента с помощью вала 12 привода наклона, его рукоятки 14 и шестерни 13 известным способом.

При необходимости придания судну 2 высокой скорости, когда насадка неэффективна и только создает дополнительное сопротивление, насадка 1 поворачивается в нейтральное положение своей главной осью симметрии вдоль диаметральной плоскости судна. Защелка 15 отводится и за рукоятку 14 вал 12 привода наклона вместе с шестерней 13 вытаскивается из полости баллера.

Затем с помощью рукоятки 1! и шестерни 10 зубчатая рейка 8 подается вверх. При этом тяга 9 поднимает кронштейн 4, а зна15

45 чит и нижнюю часть 3 баллера вместе с насадкой 1, кольцо которой входит в кольцевую прорезь 18 эластичной кольцевой пластины 17 и раздвигает последнюю, продвигаясь в кольцевую нишу 16. При этом тяга 9 и кронштейн 4 проходят в нишу 19. После полного убирания насадки в нишу !6 края кольцевой эластичной пластины 17 самопроизвольно смыкаются, а фиксатор шестерни 10 ставится в рабочее положение и фиксирует зубчатую рейку 8 от опускания (фиг. 2).

l. Кормовая оконечность судна с поворотной насадкой движителя, установленной под полым баллером с размещенным в нем валом привода наклона насадки, отличаюи аяся тем, что, с целью снижения сопротивления движению судна, кормовая оконечность выполнена с гельмпортовой трубой. в которой установлен указанный полый баллер, состоящий из верхней и нижней частей, соединенных между собой шарнирно с возможностью откидывания нижней части в корму, а верхняя часть выполнена с продольным пазом, обращенным в сторону кормы, при этом полый баллер снабжен приводом откидывания насадки в корму, который содержит установленный со стороны кормы на нижней части баллера кронштейн, зубчатую рейку, смонтированную с возможностью вертикального перемещения в продольном пазе верхней части баллера, тягу, соединяющую шарнирно кронштейн с зубчатой рейкой, шестерню с рукояткой, входящую в зацепление с упомянутой зубчатой рейкой, при этом указанный вал привода наклона насадки выполнен съемным, а в корме выполнена ниша, сообщающаяся с гельм портовой трубой через продольную прорезь, которая выполнена в этой трубе параллельно продольному пазу верхней части полого баллера, причем в днище кормы выполнена кольцевая ниша, на которой снаружи и снизу установлена эластичная кольцевая пластина с кольцевой прорезью в средней части этой пластины.

2. Кормовая оконечность по и. 1, отличаюи аяся тем, что, шестерня привода откидывания насадки выполнена с фиксатором, установленным с возможностью взаимодействия с зубчатой рейкой.

77

Составитель И. Корюкина

Редактор Н. Данкулич Техред И. Верес Корректор Л Тяско

Заказ 5081/22 Тираж 422 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4, 5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная. 4

Кормовая оконечность судна с поворотной насадкой движителя Кормовая оконечность судна с поворотной насадкой движителя Кормовая оконечность судна с поворотной насадкой движителя 

 

Похожие патенты:
Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано при создании судовых систем электродвижения с погружными (размещаемыми непосредственно в забортной воде) гребными электродвигателями

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано при создании малошумных совмещенных двигательно-движительных установок

Изобретение относится к судостроению, к движительным комплексам судов, предназначенных для эксплуатации во льдах

Изобретение относится к судостроению, к движительным комплексам судов, предназначенным для эксплуатации во льдах

Изобретение относится к судостроению, к судовым движителям в насадке

Изобретение относится к движителям и может быть использовано на водном и воздушном транспорте

Движитель // 2139217
Изобретение относится к области транспортных средств типа аэросаней, судов на воздушной подушке или подводных аппаратов

Изобретение относится к судостроению, к движительным комплексам судов, предназначенных для эксплуатации во льдах

Изобретение относится к судостроению и авиации, касаясь создания винтовых движителей для использования их в жидкой и газовой средах, например у надводных или подводных судов, самолетов, вертолетов, аэросаней и других транспортных средств аналогичного типа

Изобретение относится к судостроению, в частности к движителям судов, и может использоваться в качестве форсажного движителя, средства активного управления, резервного движения и основного средства движения в составе многодвижительной пропульсивной установки
Наверх