Устройство для обучения быстрому чтению

 

Изобретение относится к области обучающих устройств и может быть использовано для обучения быстрому чтению. Устройство для обучения быстрому чтению содержит прозрачный экран и механизм смены текста, между которыми последовательно установлены полупрозрачная пластина и основной источник света, и блок задания времени , соединенный выходом с входом механизма смены текста. Кроме того, между прозрачным экраном и полупрозрачной пластиной установлен дополнительньш источник света, мощность которого меньше мощности основного источника света. Входы основногои дополнительного источников света подключены через блок изменения освещенности к выходам блока задания времени, подключенного к регистру времени. Предлагаемое устройство позволяет повысить эффективность обучения навыкам быстрого чтения за счет устранения необходимости темповой и световой адаптации глаз при смене текста, адаптащп-i освещенности текста к внешней освещенности, а также pea- лизации возможности работы обучаемого с текстом в свободном временном режиме. 2 з.п. ф-лы, 4 ил. о г О1 Ф

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

Н=-СПУВЛИН списочник изоБРЕтеНий

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР по делАм изоБРетений и отнРытий (21) 3839190/24-24 (22) 04.01.85 (46) 23.09.86. Бюл. М - 35 (71) Таганрогский радиотехнический институт им. В.д. Калмыкова (72) В.П. Медведев, А.В. Проскуряков, А.Е. Пилецкий, Ю.Н. Пароходов и Н.С. Петров (53) 681.3.071(088;8> (56) Патент США Р 4016658, кл. G 09 В 17/04, 1977.

Патент фРГ Р 1572936, кл. G 09 В 17/02, опублик, 1977. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ БЫСТРОМУ ЧТЕНИЮ (57) Изобретение относится к области обучающих устройств и может быть использовано для обучения быстрому чтению. Устройство для обучения быстрому чтению содержит прозрачный экран и механизм смены текста, между которыми последовательно установлены

„„Я0„„1259326 А1 (бц 4 С 09 В 17/04

Ф

/ ю ;;," .

Ц ° С

,у (; полупрозрачная пластина и основной источник света, и блок задания времени, соединенный выходом с входом механизма смены текста. Кроме того, между прозрачным экраном и полупрозрачной пластиной установлен дополнительный источник света, мощность которого меньше мощности основного источника света. Входы основного и дополнительного источников света подключены через блок изменения освещенности к выходам блока задания времени, подключенного к регистру времени. Предлагаемое устройство позволяет повысить эффективность обучения навыкам быстрого чтения за счет устранения необходимости темловой и световой адаптации глаз нри смейе текста, адаптации освещенности текста к внешней освещенности, а также реа лизации возможности работы обучаемого с текстом в свободном временном режиме. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к техническим средствам обучения, в частности к средствам обучения чтению, и может быть использовано для обучения быстрому чтению.

Целью изобретения является расширение дидактических воэможностей устройства с повышением эффективности обучения навыкам быстрого чтения за счет устранения необходимости тепловой и световой адаптации глаз при смене текста; адаптации освещенности текста к внешней освещенности, а также реализации возможности работы обучаемого с текстом в свободном временном режиме.

При этом сущность адаптации освещенности предъявляемого текста к внешней освещенности заключается в обеспеченности постоянного оптимального яркостного контраста между освещением текста и фоном. Учитывая, что для работы с текстом норма освещенности лежит в диапазоне 200500 лкс, а оптимальная величина яркостного контраста текста и фока

5: 1, в условиях колебания общего освещения необходимо регулировать освещение текста путем увеличения освещенности его при усилении общего освещения и наоборот.

На фиг. 1. приведена структурная схема устройства и пространственное расположение его элементов, на фиг. 2-4 - структура входящих в устройство блоков.

Устройство конструктивно размещено в непрозрачном корпусе 1 с прозрачным экраном 2 для чтения текста и отверстием 3. Внутри корпуса 1 эа экраном 2 установлены отражатель 4, в качестве которого используется час— тично прозрачное зеркало, основной источник 5 света и носитель 6 текста, соединенный блоком 7 предъявления учебной информации. Блок 8 задания времени подключен выходом к входу блока 9 изменения освещенности, первый выход которого соединен с источником 5, а второй - с дополнительным источником 10 света. Блок 8 подключен также к блоку 7 и к соответствующим входам регистратора 11 времени. Блок 9 состоит из фотоэлектрического преобразователя 12, усилителя

13 постоянного тока и коммутатора 14, первый выход которого через первый элемент 15 сравнения и первый ключ

259326

16 подключен к источнику 5 света, а второй выход через второй элемент

17 сравнения и второй ключ 18 — к источнику 10 света, причем входы

5 элементов 15 и 17 подключены к выходу генератора 19 пилообразного напряжения, Регистратор 11 содержит последовательно включенные генератор

20 тактовых импульсов, счетчик 21, дешифратор .22 и индикатор 23.

Блок 8 (фиг. 2} содержит переключатели 24 времени, выходы которых подключены к входам логического элемента 4И 25. Выход элемента 25 подключен к. первому входу логического элемента 2И-HE 26, второй вход которого подключен к переключателю

27 режима работы, а выход — к первому входу логического элемента 2И

28, у которого второй вход соединен с переключателем 29 окончания экспозиции, соединенным последовательно с переключателем 30 включения. В состав блока 8 входит также кнопка

31 смены текста.

Коммутатор 14 состоит из инвертора 32 и ключевых элементов 33-36 (фиг. 3). При этом все четыре ключе30 вых элемента 33-36 конструктивно выполнены в виде одного корпуса микросхемы 176КТ1.

Счетчик 21 представлен последовательно включенными логическим элементом 2И 37, счетчиком 38, а также формирователем 39 импульсов (фиг. 4).

Устройство работает следующим образом.

В исходном состоянии переключатели 27, 29, 30 и кнопка 3 1 находят40 ся в положении а . При этом на выходе элемента 28 будет логический ноль. С выхода элемента 28 сигнал через инвертор 32 поступает на управляющие входы Б ключевых элементов

45 33 и 36, устанавливая в них уровень логической .единицы. Элемент 17 подключен через элемент 33 к усилителю 13, а вход элемента 15 через элемент 36 †. общему проводу. Элемент

50 17 сравнивает уровни сигналов с усилителя 13 и генератора 19.

Ключ 18 открыт в те моменты, когда сигнал с усилителя 13 больше сигнала с генератора 19. При этом чем

55 больше уровень внешней освещенности

У тем большим является ток, протекающий через элемент 12, и больше уровень сигнала на выходе усилителя

1259326

13, а следовательно, больше времени открыт ключ 18 и больше яркость свечения источника 10. Этим и достигается адаптация освещенности экрана 2 к внешней освещенности. При

5 этом пластина отражателя 4 является непрозрачной, так как не горит источник 5 и обучаемый не видит текста.

Учитывая, что выход элемента 28 подключен также к входу элемента

37, тактовые импульсы от генератора 20 не проходят через элемент 37 на счетчик 38 и последний находится в нулевом состоянии.

При обучении быстрому чтению в регламентированном режиме интервал, . йеобходимый для предъявления текста, устанавливается переключателями 24 и затем переводит переключатель 30 в положение b . При этом на входе и выходе элемента 28 появляется ло1 гическая единица, которая поступает на элементы 34 и 35, а на управляющих входах элементов 33 и 36 — ло25 гический нуль. В этом случае усилитель 13 подключается к элементу 15, а вход элемента 17 — к общему приводу, т.е. источник 10 гаснет, а источник 5 загорается (яркость свечения источника 5, как и источника 10, зависит от внешней освещенности).

При этом пластина отражателя 4 становится прозрачной для обучаемого и он видит текст. В этом случае сигнал уровня логической единицы с вы- 35 хода элемента 28 разрешает прохождение тактовых импульсов от генератора 20 через элемент 37 на счетчик

38. По истечении времени, заданного переключателями 24, сигнал со счет- 40 чика 38 через дешифратор 22 и переключатели 24 поступает на все входы элемента 25 в виде логической единицы, в. результате чего этот же сигнал с выхода элемента 25 поступает 45 на вход элемента 26. Сигнал логического нуля с выхода элемента 26 поступает на вход элемента 28, в резуль.тате чего на выходе элемента 28 также появляется логический нуль, а 50 следовательно, гаснет источник 5 и загорается источник 10. Пластина отражателя 4 вновь становится непрозрачной для обучаемого, и он не может считывать текст. В тот же момент 55 останавливается счет импульсов в счетчике. 38. Во время чтения индикатор 23 показывает текущее время работы над текстом, а после истечения заданного времени — время, затраченное на чтение текста. Во время работы можно сделать временное прекращение экспозиции переводя переключатель 29 в положение Е, при этом гаснет источник 5, загорается источник 10 и останавливается счет импуль" ! сов в счетчике 38 (начальный сброс счетчика 38 осуществляется в момент времени включения от переключателя

30 через формирователь 39).

Если, согласно методике обучения навыкам быстрого чтения, возникает необходимость работы обучаемого в свободном нерегламентированном временном режиме, то он устанавливает переключатель 27 в положение

Я . В этом случае при переводе переключателя 30 в положение Б загорается источник 5, который будет гореть все время до перевода переключателя 29 в положение 6 . т.е. все это время будет виден текст и будет

l идти счет импульсов в счетчике 38. Пос- ле того как обучаемый прочел текст, он переводит переключатель 29 в йоложение о, и в этом случае гаснет источник 5, загорается источник 10, а на индикаторе 23 видно время, затраченное не чтение текста.

Смена текста осуществляется нажатием кнопки 3 1, при этом сигнал логической единицы поступает на механизм 7, обеспечивая смену текста, и осуществляет текущий сброс счет-, чика 38 через формирователь 39.

Для работы в регламентированном режиме необходимо вновь перевести переключатель 27 в пспожеиие и повторить все манипуляции.

Таким образом, предлагаемое устройство значительно улучшает психофизиологические условия обучения навыкам быстрого чтения и позволяет работать с текстом как в регламентированном, так и в свободном режиме с последующей индикацией времени, затраченного на считывание текста.

Основным преимуществом предлагаемого устройства по сравнению с известными является исключение необходимости световой и темновой адаптации глаз обучаемого, адаптации освещенности текста внешней освещенности, а также реализация возможности работы обучаемого с текстом в свободном временнем режиме с индикацией

1259 32б

10 времени, затраченного на считывание текста, что невозможно при использовании известного устройства. Это преимущественно позволяет значительна улучшить психофизиологические условия обучения навыкам быстрого чтения за счет исключения дестабилизированнога состояния зрительного анализатора обучаемого и снижения утомляемости путем исключения фликкерзффекта и адаптации освещенности текста к внешней освещенности путем поддержания постоянного оптимального яркостного контраста между освещением текста и фоном, а также реализации дополнительного нерегламентированного во времени режима работы с текстом, Кроме того, реализапия нерегла — 20 ментированнаго ва времени режима работы обучаемого с текстом при индикации времени, затраченного на считывание текста, в значительной степени расширяет методические 25 возможности устройства и позволяет создавать оптимальные условия для обучения навыкам быстрого чтения.

Ориентировочная потребность народного, хозяйства в таких объектах мажет исчисляться несколькими устройствами для каждого учебного заведения, а также предприятия страны, так как сейчас ва многих учебных заведениях, а также на предприя- д5 тиях вводят специальные курсы по обучению навыкам быстрого чтения.

В конечном счете, исключение де- 40 стабилизированного состояния зрительного анализатора, снижение утомляемости и создание оптимальных условий для обучения, обеспечиваемые устройством при его широком применении, позволяет повйсить эффективность обучения навыкам быстрого чтения, а следовательно, и качество подготовки специалистов для всех сфер народного хозяйства, так 50 как качества падгoTGBKH BG многом определяется объемом полученной и переработанной информации, Формула изобретения

1. Устройство для обучения быстрому чтению, содержащее блок предъявления учебной информации, вход которого соединен с первым выходом блока задания времени„ отражатель, размещенный между блоком предъявления учебной информации и экранам, источник света, размещенный между блокам предъявления учебной информации и отражателем, а т л и ч а ю щ ее с я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введены дополнительный источник света, установленный между экраном и отражателем, блок изменения асвешеннасти, первый и второй выходы которого соединены с входами соответственно основного и дополнительнаго источников света, а вход — с вторым выходам блока задания времени, и регистратор времени, первый, второй, третий,входы которого подключены к соответствующим выходам блока задания времени а выход— к входу блока задания времени.

2. Устройства па и. 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, чта в нем блок изменения освещенности содержит последовательно включенные фотоэлектрический преобразователь, усилитель пастаяннага тока, коммутатор, первый элемент сравнения и первый ключ, выход которого является первым выходом блока, и последа" вательно соединенные генератор пилообразного напряжения, второй элемент сравнения и второй ключ, выход которого является вторым выходом блока, вторые входы первого и второго элементов сравнения подключены к вторым выходам cooTBетственна генератора пилообразного напряжения и коммутатора, вход катарага является входом блока.

Устройство по и. 1, а т л ич а ю щ е е с я тем,. чта в нем регистратор времени содержит последовательна включенные генераторы тактовых импульсов., счетчик, дешифратор ииндикатар, ервый,втарай, третий входы счетчика являются Gîîòâåòñòâóâ-шими входами ре-истратора „а выход дешифратора — выходам регистратора.

1259326

1259326 к 5пона

0m эпег еюла ЛУ о п генераги. у

Р юпюЯ

// РГ

Составитель А.Карлов

Техред N.Ходанич Корректор И. Шаропщ

Редактор А.Ворович

Заказ 5I27/50

Тираж 455 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул.Проектная, 4

Устройство для обучения быстрому чтению Устройство для обучения быстрому чтению Устройство для обучения быстрому чтению Устройство для обучения быстрому чтению Устройство для обучения быстрому чтению Устройство для обучения быстрому чтению 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к обучаемой технике, в частности к методическим средствам, обеспечивающим развитие операторов к восприятию различной информации ускоренным образом

Изобретение относится к обучающей технике, в частности - к методическим средствам, обеспечивающим развитие операторов к восприятию информации ускоренным образом

Изобретение относится к обучающей технике, в частности к методическим средствам развития вертикального движения глаз, и может быть использовано для увеличения скорости чтения

Изобретение относится к обучающей технике, в частности к методическим средствам, обеспечивающим повышение скорости восприятия различной информации операторами

Изобретение относится к обучающей технике, в частности к средствам, обеспечивающих развитие операторов к восприятию различной информации ускоренным образом
Изобретение относится к обучающей технике, в частности к методическим средствам развития вертикального движения глаз, и может быть использовано для увеличения скорости чтения текстов
Изобретение относится к обучающей технике, в частности к методическим средствам, обеспечивающим повышение скорости восприятия различной информации операторами и учащимися
Изобретение относится к обучающей технике, в частности к методическим средствам развития навыков быстрого чтения
Изобретение относится к обучающей технике, в частности - к системам развития навыков сверхбыстрого чтения, супербыстрого восприятия различной информации, развития способностей активизации интуиции и сверхчувственного восприятия, что может быть использовано при создании методических и педагогических центров обучения ауровидению

Изобретение относится к обучающей технике, в частности к методическим средствам развития образного мышления, и может быть использовано для увеличения скорости чтения

 

Наверх