Многоколодочный тормоз нормально разомкнутого типа

 

МНОГОКОЛОДОЧНЫЙ ТОРМОЗ НОРМАЛЬНО РАЗОМКНУТОГО ТИПА, содержащий корпус, жестко связаиньй с корпусом неподвижный суппорт, подвижный тормозной рабан, установленные с рабочим зазором внутри барабана и подпружиненные друг относительно друга тормозные колодки с фрикционными накладками и управляющими роликами, размещенными на середине основания колодок с возможностью вращения относительно своих осей, силовой поворотный элемент и разжимной диск с равномерно размещенными по его периферии углублениями под управляющие ролики колодок, причем разжимной диск установлен концентрично относительно колодок с возможностью углового перемещения и взаимодействия с поворотным элементом, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности торможения путем обеспечения самоусиления в процессе торможения, он снабжен опорными роликами, смонтированными на обоих концах основания каждой колодки, неподвижный суппорт вьшолнен в виде опорного диска с равномерно распределенными на его внешш нем диаметре углублениями под опор (Л С ные ролики и установлен концентрично относительно колодок, а на разжимном диске выполнен паз под силовой поворотный элемент, размещенный между, двумя его углублениями, причем углуб- 5 ления опорного и разжимного дисков расположены в одной плоскости, а рабочие поверхности углублений опорного диска наклонены под углом одна к другой и плавно сопряжены с внешним диаметром этого диска. СО :о :о j;

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСГ1УБЛИН (19) (И) и)) 4 F 16 1) 51/00

I вы% !

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ ф ° . в,1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ н двторСКОМ СеиДКтКЛьСтвМ

1 (21) 3808786/25-27 (22) 30.10.84 (46) 15.10.86. Бюл. N - 38 (71) Белорусский ордена Трудового

Красного Знамени политехнический институт (72) В.П.Автушко, П.Р.Бартош, T.Ñ.Âàñèëåâñêèé, И.И.Лепешко и Н.Ф.Метлюк (53) 62-592(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 410189, кл. F 16 D 51/38, 1974.

Авторское свидетельство СССР

Ф 1108270, кл. F 16 D 51/00, 1983; (54)(57) МНОГОКОЛОДОЧНЫЙ ТОРМОЗ НОРМАЛЬНО РАЗОМКНУТОГО ТИПА, содержащий корпус, жестко связанный .с корпусом неподвижный суппорт, подвижный тормозной барабан, установленные с рабочим зазором внутри барабана и подпружиненные друг относительно друга тормозные колодки с фрикционными накладками и управляющими роликами, разме-. щенными на середине основания колодок с возможностью вращения относительно своих осей, силовой поворотный элемент и разжимной диск с равномерно размещенными по его периферии углублениями под управляющие ролики колодок, причем разжимной диск установлен концентрично относительно коЛодок с возможностью углового перемещения и взаимодействия с поворотным элементом, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности торможения путем обеспечения самоусиления в процессе торможения, он снабжеи опорными роликами, смонтированными на обоих концах основания каждой колодки, неподвижный суппорт выполнен в виде опорного диска с равномерно распределенными на его внешнем диаметре углублениями под опорные ролики и установлен концентрично относительно колодок, а на разжимном диске выполнен паз под силовой поворотный элемент, размещенный между. двумя его углублениями, причем углубления опорного и разжимного дисков расположены в одной плоскости, а рабочие поверхности углублений опорного диска наклонены под углом одна к другой и плавно сопряжены с внешним диаметром этого диска.

1263934

Изобретение относится к машиностроению, где может быть использовано в тормозных системах автомобилей, тракторов и тягачей, Целью изобретения является повьш ение эффективности торможения путем обеспечения самоусиления в процессе торможения и снижения усилия, необходимого для управления тормозом.

На фиг.l изображена схема многоколодочного тормоза; на фиг,2 — сечение А-А на фиг.l.

Многоколодочный тормоз содержит тормозной барабан 1, имеющий ось вращения; симметричнъ е концентрично установленные тормозные колодки 2 с фрикционными накладками 3 и ребрами

4 жесткости; разжимной диск 5, установленный под тормозными колодками

2 на неподвижном суппорте 6, выполненном в виде опорного диска. Разжимной диск 5 закреплен на последнем стопорном кольце 7 с возможностью окружного перемещения. Корпус 8 жестко связан с суппортом 6 ° Поворотный элемент в виде кулака 9 соединен жестко с осью 10, установленной в суппорте 6 с возможностью окружного перемещения и с возможностью взаимодействия с диском 5. Тормозные колодки 2 стягивают пружины 11 опорнъ|е ролики 12 расположены симметрично на концах в ребрах 4 жесткости тормозных колодок 2, управляющие ролики 13

1установлены на серединах тормозных

|колодок 2. TIo окружности неподвижного суппорта 6 под опорные ролики 12 тормозных колодок 2 выполнены рабочие поверхности 14, наклоненные в разные стороны друг к другу под углом М. в виде двух частей, и расположены равномерно по две по периметру внешнего диаметра суппорта 6 ° По окружности последнего на серединах между упомянутыми поверхностями вьптолнены пазы 15 с возможностью размещения и поворота в них рабочих площадок 16 с рабочими поверхностями 17 разжимного диска 5, контактирующими с управляющими роликами 13 колодок 2. Это выполнено для того, чтобы и опорные и управляющие ролики были установлены в одной плоскости под концентрично установленными колодками. В разжимном диске 5 в середине между рабочими поверхностями 17 выполнен паз с рабочей поверхностью 18. В нем размещен поворотный кулак 9, контактируюперемещение роликов 12, а, следовательно, и колодок 2 слева ограничивается разжимным диском 5 (фиг.2), 5 а справа — кольцом 19, жестко связанным винтами 20 с суппортом 6. Длина рабочих поверхностей 14 (выполненных по любому профилю, например, в виде плоской, выпуклой и вогнутой поверхности) обозначена отрезком а — b, а длина рабочих поверхностей 17 (вьптолненных также по любому профилю) — от",резком в — n . При этом расстояние

50 щий с.рабочей поверхностью 18. Осевое

Оц меньше любого расстояния от центра 0 вращения до точки, принадлежащей отрезку а — b, а расстояние Оrn меньше лкбого расстояния от центра вращения до точки, принадлежащей отрезку

ital - и

Иногоколодочный тормоз работает следующим образом.

В статическом положении, когда тормозной барабан 1 не вращается и усилие, поворачивающее ось 10 и поворотный кулак 9, не прилагается, стяжные пружины 11 удерживают колодки 2 в таком положении, чтобы между ними и тормозным барабаном сохранялся заданный рабочий зазор, причем этот зазор по всему периметру барабана 1 имеет одинаковую величину, так как концы тормозных колодок 2 через опорные ролики 12 опираются на симметрично и равномерно расположенные по окружности неподвижного суппорта 6 рабочие поверхности 14, и равен по меньшей мере глубине углублений под ролики. Поворотный кулак 9 и разжимной диск 5 находятся в крайних правых положениях, управляющие ролики 13 касаются рабочих поверхностей 17 разжимного диска в начале рабочего участка образующих ш †п ; а опорные ролики 12 находятся во впа- динах, образованных рабочими поверхностями 14 суппорта 6, т.е. оси вращения роликов в этом случае находятся на линиях, проходящих через точки

0 и 6 . Тормоз находится в расторможенном состоянии.

В процессе торможения к оси 10 прилагается усилие, поворачивающее ось 10 против часовой стрелки. Жестко связанный с осью 10 кулак 9 поворачивается вокруг последней также против часовой стрелки (влево), воздействует на рабочую поверхность 18 разжимного диска 5, осуществляя пово-, 1263 рот последнего влево вокруг центра

0 вращения. Так как рабочие поверхности 17 разжимного диска 5 расположены симметрично по окРужности для взаимодействия с управляющими ролика- ми 13, установленными,иа серединах .колодок 2, и расстояние Оп больше расстояния От,, то с разворотом разжимного диска 5 влево последний перемещает управляющие ролики 13 и 10 связанные с ним тормозные колодки 2 в радиальных направлениях к внутренней поверхности барабана 1. Таким образом колодки 2 перемещаются до соприкосновения своими накладками с 15 барабаном 1, При этом накладки прижимаются к барабану одновременно и давления остаются равномерно распределенными по длине фрикционной накладки, так как концы колодок 2 опирают- 20 ся через ролики 12 на симметрично и равномерно расположенные по окружности неподвижного суппорта 6 рабочие поверхности 14. Причем, если прикладывается от раэжимного диска 5 через 25 управляющие ролики 13 большее управляющее усилие к тормозным колодкам

2, то последние с большей силой стремятся повернуться вслед за вращающимся вправо или влево тормозным бараба-gg ном 1 ° Следовательно, опорные ролики

12 также стремяться больше накатиться вправо или влево на поверхности

l4 в .сторону точек b . .Так как рас- . стояние Ob больше расстояния 00 . ф 3 то в этом случае ролики, перекатываясь пЬ поверхности 14, все больше прижимают без перекосов тормозные колодки 2 к тормозному барабану 1, в

934 4 результате чего осуществляется эффект самоусиления тормоза и развивается больший тормозной момент, повышающий эффективность тормоза при сравнительно небольшом управляющем воздействии.

Величина самоусиления тормоза зависит от принятой величины наклона рабочих поверхностей 14 суппорта 6.

При оттормаживании поворачивающее усилие не прикладывается к оси 10, поэтому все детали колодочного тормоза возвращаются в исходное положение под действием стяжных пружин 11.

Тормоз обладает высокой эффективностью, требует небольших управляющих воздействий на органы управления при торможении, так как в нем снижаются радиальные силы, действующие на разжимной диск, исключаются вредные силы трения., реализуется эффект самоусиления тормоза и повышается эффективность торможения. Кроме того, тормоз обладает простотой обслуживания, так как при замене деталей тормоза например, тормозных колодок или при их ремонте не надо снимать тормозной барабан 1 -с установленными на нем колесами транспортного средства. Достаточно в этом случае отвернуть винты 20, освободить кольцо 19 и беспрепятственно сделать демонтаж— монтаж тормозных колодок .2. В некоторых случаях (в зависимости от компоновки тормозного барабана) можно снять стопорное кольцо 7 и разжимной диск 5 и произвести демонтаж — монтаж колодок. Причем все эти работы не требуют применения домкратов и других устройств.

1263934

Составитель В.Розанов

Техред Л.Серикова

Корректор С.Черни

Редактор Н.Слободяник

Заказ 5544/37

Тираж 880

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Многоколодочный тормоз нормально разомкнутого типа Многоколодочный тормоз нормально разомкнутого типа Многоколодочный тормоз нормально разомкнутого типа Многоколодочный тормоз нормально разомкнутого типа 

 

Похожие патенты:

Тормоз // 1214958

Изобретение относится к колодочному тормозу, включающему опорную плиту 10, на которой установлены с возможностью скольжения две колодки 12, 14, каждая из которых имеет пластину 12а, 14а и обод 12в, 14в, его лицевая поверхность, противоположная барабану 20, снабжена фрикционной обкладкой 16, 18, способной фрикционно сцепляться с барабаном 20 посредством гидравлического приводного устройства 22, действующего на первый конец пластины 12а, 14а колодок 12, 14, прокладку 40 переменной длины, определяющую расстояние между колодками 12, 14 и расположенную вблизи от гидравлического приводного устройства, при этом второй конец пластин колодок упирается в опорный элемент 28, надежно прикрепленный к опорной плите 10

Изобретение относится к транспортным средствам

Изобретение относится к самотормозящимся механизмам с реверсивным приводом

Изобретение относится к машиностроению, а именно к барабанно-колодочным тормозам транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может использоваться в качестве колесного тормоза транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может использоваться в качестве колесного тормоза транспортных средств

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к тормозным устройствам подъемно-транспортной техники

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к области большегрузных дорожных и строительных машин

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в грузоподъемных, дорожных и строительных машинах, а также в металлорежущих станках

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к колодочно-барабанным тормозам
Наверх