Гидромеханическая передача транспортного средства

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН 11 4 В 60 К 17/10

Вг,Р> ю ,f3, ц И вЛ!е Р ("У. 4 А

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

Н А ВТОРСКОМЪ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3733924/27-11 (22) 19.03.84 (46) 30. 12.86. Бюл. Р 48 (71) Московский ордена Трудового

Красного Знамени автомобильно-дорожный институт и Всесоюзный конструкторско-экспериментальный институт автобусостроения (72) А.Н. Нарбут, А.А. Никитин, В.И. Осипов, В.В. Баранов, М.Н.Дзядык, А.Ю. Пыткин, В.В. Рыбальченко и А.Ф. Иацкевич (53) 629.113-585.2(088,8) (56). Патент Великобритании 915396, кл. F 16 Н, 1964. (54)(57) 1. ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая гидротрансформатор и планетарную коробку передач, включающую в себя входной вал, связанный с турбинным колесом гидротрансформатора, планетарные ряды с жестко закрепленными на осях сателлитами, фрикционные элементы и выходной вал, соединенный с

„.Я0„„1279879 А 1 водилами сателлитов, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью повьппения КПД на всех передачах, планетарная коробка передач выполнена из плоских планетарных рядов с сателлитами, жестко закрепленными на общей для всех рядов оси, причем общее водило соединено с выходным валом, а солнечная и коронная шестерни первого из рядов соединены через фрикционы с входным валом коробки передач.

2. Передача по п. 1, о т л и ч а— ю щ а я с я тем, что планетарные ряды, начиная с второго ряда, содержат солнечные шестерни, к которым

Ф присоединены тормозные фрикционы.

3. Передача по п. 1, о т л и ч аю щ а я с я тем, что коронная шестерня первого ряда соединена с тормозным фрикционом.

4. Передача по пп. 1 и 3, о т л и- а ч а ю щ а я с я тем, что второй планетарный ряд содержит коронную шес= терню, к которой присоединен тормоз- Ю ной фрикцион.

1279879

ГМП (фиг. 1) работает следующим образом. 55

Получение различных передач осуществляется включением двух фрикционных элементов — фрикциона 5 или 6 и одного из тормозов 17,21,25,24,20

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к гидромеханическим трансмиссиям автомобилей.

Целью изобретения является повы- 5 шение на всех понижающих и повышающих передачах КПД механического планетарного редуктора, уменьшение веса и габаритов и снижение стоимости

10 изготовления.

На фиг. 1 показана структурная схема гидромеханической передачи (ГМП); на фиг. 2 — двухступенчатая

ГМП; на фиг. 3 — трехступенчатая ГМП; ! на фиг. 4 — четырехступенчатая ГМП; на фиг. 5 — показана шестиступенчатая ГМП; на фиг. 6 — таблица передаточных чисел ГМП (фиг. 5).

ГМП (фиг. 1) состоит из входного вала 1, соединенного с насосным коле-2 сом 2, гидротрансформатора, турбинное колесо 3 которого соединено с входным валом 4 коробки передач. На входном валу коробки передач располагаются фрикционы 5 и 6. Фрикцион

5 связан с солнечной шестерней 7 первого планетарного ряда, а фрикцион

6 — с коронной шестерней 8 этого ряда. Сателлит первого планетарного ряда 10 жестко закреплен на водиле

10, на котором также неподвижно закреплены сателлиты 11,12 и 13 третьего и четвертого планетарных рядов.

Сателлит 11 сцеплен с солнечной 14 и коронной 15 шестернями второго ряда.

Солнечная шестерня 14 связана с тормозом 16, а коронная 15 — с тормозом

17. Сателлит 12 сцеплен с солнечной

18 и коронной 19 шестернями третьего

Г ряда. Солнечная шестерня 18 связана с тормозом 20, а коронная — с тормозом 2 1. Сателлит 13 четвертого ряда сцеплен с солнечной 22 и коронной 23 шестернями третьего планетарного ряда. Солнечная шестерня 22 связана с тормозом 24, а коронная с тормозом

25. Описание устройства можно продолжить и для последующих планетарных рядов — пятого, шестого и т.д., схема соединения элементов которых аналогична. Общее водило 10 соединео но с выходным валом 26. и 16. Прямая передача обеспечивается включением обоих фрикционов 5 и 6.

Подбор значений требуемых передаточных чисел на разных передачах осуществляется варьированием параметров планетарных рядов °

Крутящий момент от турбинного колеса 3 гидротрансформатора поступает на входной вал 4 коробки передач и далее через один из включенных фрикционов 5 или 6 передается на солнечную 7 или коронную 8 шестерни первого планетарного ряда и íà его сателлит 9. Далее через водило 10 на один из сателлитов последующих планетарных рядов, а именно на тот, который на данной передаче связан с остановленной соответствующим тормозом солнечной или коронной шестерней.

Это сателлйт, например 11, перекатывается по остановленной тормозом

16 солнечной шестерне 14 или по остановленной тормозом 17 коронной шестерне 15. Момент снимается с водила

10 и передается на выходной вал 26.

Передача момента на всех передачах, кроме прямой, происходит через два полюса зацепления, например, в зацеплении между шестернями 7-9 и 11-14.

В предлагаемой схеме для получения ГМП различных по количеству передач BQ3MoKHbI комбинации элементов, входящих в планетарную коробку передач.

Для получения двух передач переднего хода используются два планетарных ряда, причем второй ряд состойт из сателлитов и солнечной шестерни, соединенной с тормозом.

Двухступенчатая ГМП (фиг. 2) состоит из входного вала 1, соединенного с насосным колесом 2 гидротрансформатора, турбинное колесо 3 которого соединено с входным валом 4 коробки передач. Входной вал 4 соединен с фрикционами 5 и 6, которые в свою очередь связаны соответственно с солнечной 7 и коронной 8 шестернями первого планетарного ряда. Сателлит этого ряда 9 жестко закреплен на водиле 10, на котором закреплен сателлит второго планетарного ряда.

Солнечная шестерня 14 второго ряда соединена с тормозом 16. Водило 10 связано с выходным валом 26.

Работает ГМП (Лиг. 2) таким обра зом.

1279879

Включение фрикциона 6 и тормоза

16 обеспечивает получение первой передачи. Крутящий момент от турбинного колеса 3 гидротрансформатора передается по валу 4 и фрикциону 6 на коронную шестерню 8 и на сателлит

9 первого ряда, далее через водило

10 — на сателлит 11 второго ряда, который перекатывается по остановленной тормозом 16 солнечной шестерне 10

14. Момент снимается с водила 10 и передачается на выходной вал 26. Вторая шестерня, прямая, получается выключением тормоза 16 и включением фрикциона 5 при включенном фрикционе

6. Момент через фрикционы 5 и 6 подводится к солнечной 7 и коронной 8 шестерням первого ряда и снимается с водила 10. Сателлиты вокруг своей оси не вращаются и трансформации мо- 20 мента в коробке передач не происходит. Задний ход обеспечивается включением фрикциона 5 и тормоза 16.

Передача момента происходит через фрикцион 5 на солнечную 7 шестерню первого ряда и на сателлит 9 и далее через водило 10 на сателлит 11, который перекатывается по остановленной тормозом 16 солнечной шестерне

14. Момент снимается с водила 10 З0 и передается на выходной вал 26. Так о как радиус сателлита 11 меньше радиуса сателлита 9, водило 10 вращается в противоположную относительно входного вала сторону. 35

Для получения трех передач переднего хода используются три планетарных ряда, причем второй и третий ряды состоят из сателлитов и солнечных шестерен, соединенных с тормоза- 40 ми °

Трехступенчатая ГИП (фиг. 3) состоит из входного вала 1, соединенного с насосным колесом 2 гидротран- 45 сформатора, турбинное колесо 3 которого соединено с входным валом 4 коробки передач, который связан с фрикционами 5 и 6. Фрикцион 5 соединен с солнечной 7, а фрикцион 6 — с коронной шестерней 8 первого планетарного ряда. Сателлиты 9,11 и 12 жестко закреплены на водиле 10, причем сателлит 11 сцеплен с солнечной шестерней 14 второго ряда, связанной с тормозом 16, а сателлит 12 сцеплен . с солнечной шестерней 18 третьего ряда, связанной с тормозом 20. Водило

10 соединено с выходным валом 26.

Первая передача обеспечивается включением фрикциона 6 и тормоза 16, т,е. аналогично первой передаче двухступенчатой ГИП. Вторая передача осуществляется выключением тормоза 16 и и включением тормоза 20 при включен-. ном фрикционе 6. Передача момента в этом случае происходит аналогично предыдущему. Разница в том, что заторможена солнечная шестерня 18 третьего ряда вместо солнечной шестерни

14 второго ряда. Для включения третьей передачи, прямой при включенном фрикционе 6, отключают тормоз 20,а включают фрикцион 5. Задний ход также, как и в двухступенчатой ГИП, получают включением фрикциона 5 и тормоза 16.

Для получения четырех передач переднего хода используют три планетарных ряда, причем второй и третий ряды состоят из сателлитов и солнечных шестерен, соединенных с тормозами, а коронная шестерня первого ряда соединена с тормозом.

Четырехступенчатая ГИП (фиг. 4) состоит из входного вала i соединенного с насосным колесом 2 гидротрансформатора, турбинное колесо 3 которого связано с входным валом коробки передач. Вал 4 соединен с фрикционами 5 и 6, которые связаны соответственно с солнечной 7 и коронной 8 шестернями первого планетарного ряда.

Коронная шестерня 8 соединена также с тормозом 27. Сателлиты 9 11 и 12 жестко установлены на водиле 10. Сателлит 11 сцеплен с солнечной шестерней 14, которая соединена с тормозом

16, а сателлит 12 сцеплен с солнечной шестерней 18, соединенной с тормозом

20. Водило 10 связано с выходным валом 26.

Работу четырехступенчатой ГИП можно рассматривать как работу трехступенчатой с добавлением понижающей передачи. Вторая, третья и четвертая передачи четырехступенчатой ГИП со1 ответствуют первой, второй и третьей передачам трехступенчатой. Задний ход также одинаков и получается включением одних и тех же фрикционных элементов. Первая понижающая передача обеспечивается включением фрикциона 5 и тормоза 27. Крутящий момент поступает от турбинного колеса 3 гидротрансформатора на входной вал 4 коробки передач и далее через фрикци-. он 5 — на солнечную шестерню 7 перво1?79879 го планетарного ряда. Сателлит 9 перекатывается по остановленной тормозом 27 коронной шестерне 8, а момент снимается с водила 10 и передается на выходной вал 26. 5

Для получения шести передач переднего хода используют три планетарных ряда, причем второй ряд состоит из сателлитов, солнечной и коронной шес-10 терен, соединенных с тормозами, третий ряд состоит из сателлитов и солнечной шестерни, соединенной с тормозом, и коронная шестерня первого ряда соединена с тормозом.

Шестиступенчатая ГМП (фиг. 5) состоит иэ входного вала 1, соединенного с насосным колесом 2 гидротрансформатора, турбинное колесо 3 которого связано с входным валом 4 коробки передач. Вал 4 соединен с фрикционами 5.и 6, которые связаны соответственно с солнечной 7 и коронной 8

8 шестернями первого планетарного ряда. Коронная шестерня 8 также соединена с тормозом 27. Сателлиты 9,11 и 12 жестко установлены на водиле 10.

Сателлит 11 сцеплен с солнечной 14 и коронной 15 шестернями, которые соединены с тормозами 16 и 17. Сателлит

12 сцеплен с солнечной шестерней 18, соединенной с тормозом 20. Водило свя связано с выходным валом 26.

Работу шестиступенчатой ГМП можно рассматривать как работу четырехступенчатой с добавлением одной понижающей и одной повышающей передач. Вторая, третья, четвертая и пятая передачи шестиступенчатой ГМП соответствуют первой, второй, третьей и четвертой передачам четырехступенчатой.

Задний ход также одинаков. Первая понижающая передача обеспечиваетсявключением фрикциона 5 и тормоза 17.

Крутящий момент от турбинного колеса

3 гидротрансформатора поступает через вал 4 и фрикцион 5 на солнечную шестерню 7 первого планетарного ряда и на его сателлит 9, далее через водило 10 — на сателлит 11 второго ряда, который перекатывается по остановленной тормозом 17 коронной шестерне 15. Момент снимается с водила

10 и передается на выходной вал 26.

В таблице (фиг. 6) указаны передаточные числа, выраженные через параметры планетарных рядов Ь, и работа фрикционных элементов на разных передачах, причем для получения указанных передаточных чисел первый и третий планетарные ряды можно выполнить одинаковыми.

Не исключена возможность получения пятиступенчатой ГМП. При этом конструкция остается такой же, как. у шестиступенчатой, но не используетIcH повышающая передача..1279879

Фиг. Ф .Л

Фиа5

1279879

Составитель С. Панкратов

Техред М.Ходанич Корректор М.Шароши

Редактор Л. Повхан

Заказ 7010/17 Тираж 647 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Гидромеханическая передача транспортного средства Гидромеханическая передача транспортного средства Гидромеханическая передача транспортного средства Гидромеханическая передача транспортного средства Гидромеханическая передача транспортного средства Гидромеханическая передача транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к гидроприводу транспортных средств и применяется в гидрообъемных трансмиссиях тракторов и автомобилей

Изобретение относится к гидромеханическим передачам, используемым в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к способам управления ступенчатыми коробками передачи самоходных машин

Изобретение относится к маншностроению и может быть иснользовано в качестве гидромеханической трансмиссии для мобильных энергетических средств

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к силовым передачам транспортных средств с гидрообъемным приводом хода, например малогабаритных землеройнотранспортных машин

Изобретение относится к машиностроению и позволяет упростить конструкцию дифференциала путем обеспечения взаимной фиксации сателлитаык пальцев

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к гидромеханическим трансмиссиям для транспортных средств, и может быть использовано на тракторах и автомобилях

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гидроходопреобразователям - устройствам для изменения и бесступенчатого регулирования скорости тракторов и аналогичных машин

Изобретение относится к гидроприводам передвижения транспортных средств и может быть использовано в строительно-дорожном машиностроении

Гидрообъемный привод ходовой части транспортного средства, система автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, система кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства и гидромоторный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства // 2108507
Изобретение относится к гидрообъемному приводу ходовой части транспортного средства, системе автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, системе кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, гидромоторному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, предназначенному для самоходных машин

Изобретение относится к области транспорта и позволяет избавиться от механического ручного переключения передач в коробке передач при сохранении высокого КПД коробки передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гидроходопреобразователям - устройствам для изменения и бесступенчатого регулирования скорости тракторов и аналогичных машин

Изобретение относится к лесному хозяйству и лесной промышленности, в частности к конструкциям энергетических средств

Изобретение относится к гидроприводам транспортных средств

Изобретение относится к области тракторного машиностроения, в частности к тракторам сельскохозяйственного назначения со всеми ведущими мостами

Изобретение относится к транспортному средству, в частности к механизму автоматической трансмиссии
Наверх