Соединение ступицы с валом

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях станков, машин и механизмов для безшпоночного соединения деталей. Целью изобретения является обеспечение регулирования положения осей соединяемых деталей - ступицы (с) и вала (В) при сохранении равнопрочности сечений колец (К) за счет выполнения отверстий в кониfc e .i ческих К эксцентрично наружным поверхностям с одинаковым эксцентриситетом е и расположения винтовой пинии разреза на каждом из К таким образом, чтобы она начиналась и заканчивалась в месте наименьшего трапецеидального сечения К в плоскости, проходящей через ось соединения и соответствующую образующую наружной поверхности К. Соединение содержит концентрично расположенные В 1,. С 6 и установленные между ними внутреннее 2 и наружное 4 конические разрезные эксцентричные К Цри затягивании гайки 8 К надвигаются одно на другое и производят фиксацию С 6 относительно В 1. Регулировка положения осей С 6 и В 1 осуществляется путем относительного поворота К, Для удобства регулировки устройство может быть выполнено со шкалой для , отсчета величины радиального смещения С 6 и В 1. 1 з.п. ф-лы, 12 ил. € (Л ьэ 00 1. ю ел 14)

ф г

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

Ф" =:=,, СО ИАЛИСТИ 1ЕСКИХ =-.:.9 РЕСПУБЛИК

<»>SUiiii I2 225 д) 4 F 16 D 1/08

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИОЛНИК ИЗОБРЕтенИя, -"

Н A BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 560083 (21) 3932770/25-27 (22) 24.07.85 (46) 30,12.86. Бюл. №- 48 (71) Научно-производственное объединение "Меркани" (72) В.N.ßêóøåB,,З.Г.Баламцарашвили, С.А.Антонян, A.Â.Öõoâðåáàøâèëè, II.Ë.Èèðâåëàøâèëè.è С.Г.Джорбенадзе (53) 62! 825 ° 2 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 560083, кл. F 16 D 1/08, 1976. (54) СОЕДИНЕНИЕ СТУПИЦЫ С ВАЛОМ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях станков, машин и механизмов для безшпоночного соединения деталей. Целью изобретения является обеспечение регулирования положения осей соединяемых деталей— ступицы (С) и вала (В) при сохранении равнопрочности сечений колец (К) за счет выполнения отверстий в конических К эксцентрично наружным поверхностям с одинаковым эксцентриситетом е и расположения винтовой пинии разреза на каждом из К таким образом, чтобы она начиналась и заканчивалась в месте наименьшего трапецеидального сечения К в плоскости, проходящей через ось соединения и соответствующую образующую наружной поверхности К. Соединение содержит концентрично расположенные В 1, С 6 и установленные между ними внутреннее 2 и наружное 4 конические разрезные эксцентричные К. При затягивании гайки 8 К надвигаются одно на другое и производят фиксацию С 6 относительно В 1. Регулировка положения осей С 6 и В 1 осуществляется путем относительного поворота К. Для удобства регулировки устройство может быть выполнено со шкалой для отсчета величины радиального смещения С 6 и В 1 1 з.п. ф-лы, 12 ил.

12802?5

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для соединения конструктивных элементов, передающих моменты и осевые нагрузки силами трения на поверхности контакта 5 вала, ступицы и конических колец.

Целью изобретения является обеспечение регулирования положения осей ступицы и вала при сохранении равнопрочности сечений колец, На фиг, 1 изображено соединение общий вид, продольный разрез на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1, на фиг. 3 — соединение при смещении осей ступицы и вала на величину удвоенного эксцентриситета, общий вид; на фиг. 4 - paspe3 Б-Б на фиг ° 3; на фиг. 5 и 6 — две проекции внутреннего .конического кольца, на фиг. 7 — наружное кольцо, общий вид, на фиг.8— вид В на фиг. 7, на фиг. 9 — положение шкал на торцах колец после первой операции по регулировке положения осей", на фиг. 10 — схема корректировки осей вала и ступицы после первой

9перации по регулированию положений осей, на фиг, 11 — положение шкал на торцах конических колец по окончании корректировки (регулирования); на фиг. 12 — схема корректировки осей

30 вала и ступицы после второй операции по регулировке.

На валу 1 при помощи внутреннего конического эксцентричного (с эксцен- З5 триситетом е) разрезного кольца 2 с разрезом 3, выполненным по винтовой линии с шагом, равным высоте кольца, и наружного конического эксцентричного (также с эксцентриситетом е) 40 разрезного кольца 4 с разрезом 5, выполненным также по винтовой линии с шагом, равным высоте кольца, закрепляется ступица 6 (фиг. 1 и 2). Фиксация ступицы 6 на валу 1 производится через шайбу 7, поджимающую конические кольца 2 и 4 при затягивании гайки 8. Лля регулирования по.— ложения осей соединяемых деталей— вала 1 и ступицы 6 на торце наружного конического кольца 4 со стороны конического отверстия меньшего диаметра нанесены две шкалы. Шкала

9 для отсчета величины смещения наружного кон<<ческого кольца и шкала

10 для отсчета величины смещения внУтреннего конического кольца 2. На торце ступицы 6 нанесены указатели

11 и 12 для отсчета поворота (а соответственно и смещения) наружногo конического кольца 4, а отсчет при повороте (смещении) врутреннего кольца 2 ведется относительно середины выреза 13 (начала разреза по винтовой линии кольца 2).

Регулировка положения осей соединяемых деталей осуществляется следующим образом.

Допустим, эксцентриситет колец е = 1 мм и надо переместить ось вала относительно оси ступицы на О, 5 мм в направлении вертикальной оси на чертеже (фиг. 9). Для этого отвинчивается гайка 8 и достается шайба 7, после чего комплект колец разворачиI вается против часовой стрелки до совмещения деления 0,5 мм шкалы 9 с указателем 11 ступицы 6. Как видно из фиг. 10, происходит смещение центра вращения внутреннего кольца 2 из положения D D<. Во время второй операции по регулировке внутреннее кольцо 2 разворачивается против часовой стрелки также на пять делений, отсчитываемых по шкале 10, соответствующих перемещению оси вала относительно оси ступицы на искомые

0,5 мм. При этом отсчет по шкале ведется по середине выреза 13. Из фиг. 12 видно, что, вращаясь вокруг центра D<, ось вала переместится из положения О (положение оси ступицы) в положение О< (новое положение оси вала), отстоящее от оси Она 0,5 мм.

После корректировки положения осей устанавливается шайба 7 и гайка 8 зажимается, фиксируя новое положение осей.

При необходимости смещения оси вала относительно оси ступицы из точки

U в точку О весь комплект колец о предварительно поворачивается на 180 и отсчет при повороте наружного ко- нического кольца ведется от указателя 12. Остальные операции по регулировке положения осей идентичны описанным.

Благодаря выполнению отверстий в конических кольцах эксцентрично наружным поверхностям с одинаковым эксцентриситетом е возможности соединения значительно расширятся и наряду с закреплением ступицы на валу без шпонки с высоким центрированием деталей, простотой монтажа и демонтажа с использованием одного комплекта колец для соединения ступицы и

1280225 вала определенного диапазона диаметров появится еше возможность регулирования положения их осей. При этом благодаря ориентации начала и конца разреза по винтовой линии на каждом 5 из разрезных конических колец в месте наименьшего трапецеидального сечения, расположенного вдоль оси эксцентричного смещения осей отверстия и наружной поверхности, при значениях эксцентриситета е = 0-3 мм, необходимая величина которого выбирается в зависимости от диаметра применяемого комплекта колец, обеспечивается равномерная податливость колец — их равномерное сжатие и растяжение при затягивании гайки после регулировки, что позволяет производить фиксацию нового положения осей соединяемых деталей с высокой точностью центрирования.

Выполнение начала и конца разреза по винтовой линии на каждом из колец в любом другом месте снижает точность центрирования за счет значи.тельной разницы площадей сечений колец по окружности, а выполнение начала и конца разреза по винтовой линии на каждом из колец в месте наибольшего сечения полностью уподобляет их с разрезными неэксцентричными коническими кольцами, разрез у которых выполнен по образующей параллельно их оси. При этом кольца обладают невысокой точностью центрирования соединяемых деталей.

Формула изобретения

1. Соединение ступицы с валом по авт ° св ° ¹ 560083; о т л и ч а ю щ ее с я тем, что, с целью обеспечения регулирования положений осей ступицы и вала при сохранении равнопрочности сечений колец, отверстия в конических кольцах выполнены эксцен рично их наружным поверхностям с одинаковым эксцентриситетом, а винтовая линия разреза каждого из колец начинается и заканчивается в местах наименьших трапецеидальных сечений колец в плоскостях, проходящих через ось соединения и соответствующие .образующие наружной поверхности колец.

2. Соединение но п. 1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что на торцовой поверхности одного из колец выполнена шкала и на торце ступицы нанесены указатели для отсчета величины радиального смещения осей соединяемых деталей.

1280225

Раг Ю

Составитель В.Кожевников

Редактор М.Бандура Техред В.Кадар

Корректор И.Куска Уйказ 7040/34 Тираж 880 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Соединение ступицы с валом Соединение ступицы с валом Соединение ступицы с валом Соединение ступицы с валом 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для передачи момеита на несколько установленных на валу ступиц

Изобретение относится к деталям машин, в частности к быстродействующему соединению деталей машин и механизмов с целью передачи движения (крутящего момента, усилия) от ведущего элемента ведомому без использования жестких стационарных соединений типа шпоночных, шлицевых, клеммных или прессовых соединений и посадок

Изобретение относится к отрасли приборостроения

Изобретение относится к компенсирующим муфтам, преимущественно к муфтам, допускающим передачу больших крутящих моментов при повышенных углах перекоса соединяемых валов, например к муфтам тяжелонагруженных механизмов прокатных станов

Изобретение относится к насосной технике, в частности к гашению пульсаций, возникающих при работе плунжерных или поршневых насосов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах передачи крутящего момента

Изобретение относится к предохранительным муфтам

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к шпоночным соединениям

Изобретение относится к подъемному устройству

Изобретение относится к машиностроению, в частности к соединениям вал-ступица коническими втулками, и может быть использовано для закрепления шкивов, звездочек, маховиков, зубчатых колес, рычагов и т
Наверх