Устройство для испытания зубьев секторов зубчатых колес на усталостную прочность

 

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к устройствам для иснытаний на усталость зубьев зубчатых колес с внутренним зацеплением. Цель изобретения - повышение достоверности путем снижения влияния деформации обода. Устройство содержит основание 1 и шарнирно связанный с ним нагружатель, состоящий и.з коромысла 13, пуансона 14 и тяги-талрепа 15. На основании 1 размещен ложемент с регулируемыми по высоте параллельными роликовыми опорами 4, предназначенными для размещения на них обода испытуемого сектора 5 зубчатого колеса. Посредством щарнира 9 на сменной колодке 2 ложемента укреплен толкатель 7, ось которого перпендикулярна осям роликов опор 4. Толкатель 7, предназначенный для перемещения сектора 5, имеет привод, выполненный, например, в виде винта 10 и гаек 11. На предварительно отрегулированных по высоте опорах 4 размещается испытуемый сектор 5. Толкателем 7 в зону испытаний подводится испытуемый зуб сектора 5. После окончательной регулировки опор 4 и угла наклона к поверхности зуба пуансона 14 нагружателя приступают к испытаниям. 3 ил. to сл ьо CD СО сл ьо j;

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (Ш (51) 4 G 01 М 13 02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

I""

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ фиг.1

К АBTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3941913/25-28 (22) 25.04.85 (46) 28.02.87. Бюл. № 8 (71) Ленинградский механический институт (72) В. А. Сорокин, Д. И. Сиротинин, Ю. А. Климченков и О. Н. Чарский (53) 621.831.001.4 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 371470, кл. G 01 M 13/02, 1970. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ

ЗУБЬЕВ СЕКТОРОВ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС

НА УСТАЛОСТНУЮ ПРОЧНОСТЬ (57) Изобретение относится к испытательной технике, а именно к устройствам для испытаний на усталость зубьев зубчатых колес с внутренним зацеплением. Цель изобретения — повышение достоверности путем снижения влияния деформации обода. Устройство содержит основание 1 и шарнирно связанный с ним нагружатель, состоящий из коромысла 13, пуансона 14 и тяги-талрепа 15.

На основании 1 размещен ложемент с регулируемыми по высоте параллельными роликовыми опорами 4, предназначенными для размещения на них обода испытуемого сектора 5 зубчатого колеса. Посредством шарнира 9 на сменной колодке 2 ложемента укреплен толкатель 7, ось которого перпендикулярна осям роликов опор 4. Толкатель 7, предназначенный для перемещения сектора

5, имеет привод, выполненный, например, в виде винта 10 и гаек 11. На предварительно отрегулированных по высоте опорах 4 размещается испытуемый сектор 5. Толкателем 7 в зону испытаний подводится испытуемый зуб сектора 5. После окончательной регулировки опор 4 и угла наклона к поверхности зуба пуансона 14 нагружателя приступают к испытаниям. 3 ил.

93524

15

25

40

12

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к устройствам для испытания на усталость зубьев зубчатых колес с внутренним зацеплением.

Цель изобретения — повышение достоверности результатов испытаний путем снижения влияния деформации обода сектора.

На фиг. l изображена схема устройства; на фиг.2 — разрез А — А на фиг.l; на фиг.3 — то же, вариант.

Устройство содержит основание 1, на котором размещен ложемент для сектора испытуемого зубчатого колеса, выполненный со сменной колодкой 2, которая закреплена на основании болтами 3. На колодке 2 размещены по крайней мере три регулируемые по высоте параллельные роликовые опоры 4, предназначенные для размещения на них обода испытуемого сектора 5. Каждая опора

4 выполнена с ползуном 6. Толкатель 7 предназначен для перемещения сектора 5 вдоль ложемента. Ось толкателя 7 перпендикулярна осям роликов опор 4. На одном конце толкателя 7 размещен упор 8, шарнирно связанный с толкателем 7 и предназначенный для взаимодействия с торцом обода испытуемого сектора 5. Толкатель 7 посредством шарнира 9 установлен на колодке 2 ложемента. Продольное перемещение толкателя осуществляется посредством привода, выполненного, например, в виде винта 10 и гаек 11. Для предотвращения сдвига испытуемого сектора 5 зубчатого колеса и повышения безопасности испытаний на колодке 2 имеется фиксатор 12.

Нагружатель состоит из коромысла 13, одним концом шарнирно укрепленного на основании 1, пуансона 14, шарнирно укрепленного одним концом на коромысле 13, а другим взаимодействующего с зубом испытуемого зубчатого сектора 5, тяги-талр па

15, соединяющей пуансон 14 с основанием 1.

Тяга-талреп 15 служит для изменения угла наклона пуансона 14 при настройке на очередной зуб испытуемого зубчатого сектора 5.

Узел регулирования высоты роликовых опор 4 (фиг 1 и 2) состоит из винта 16 с контргайкой 17. Винт 16 приводит в движение клин 18. Клин взаимодействует своей рабочей поверхностью с ползуном опоры 6 и перемещает его по направляющим пазам сменной колодки 2. Узел регулирования высоты роликовых опор 4 (фиг.3) состоит из эксцентрикового вала 19, гайки 20. При вращении эксцентрикового вала 19 эксцентрик приводит в движение ползун 6 опоры 4 и перемещает его по направляющим пазам сменной колодки 2.

Для предотвращения смещения в поперечном направлении испытуемого зубчатого сектора в процессе нагружения предусмотрены ограничители 21, укрепленные на сменной колодке болтом 3. Прокладки 22 устанавливаются между основанием 1 и сменной колодкой 2 на болтах 3 и служат для ориен2 тировки определенным образом сменной колодки 2 относительно пуансона 14.

Устройство работает следующим образом.

Перед проведением испытаний зубьев зубчатых колес с внутренним зацеплением на усталостную прочность зубчатое колесо разрезается на зубчатые секторы.

Испытуемый зубчатый сектор 5 устанавливают на опоры 4, предварительно настроенные на радиус обода испытуемого зубчатого колеса. Настройка опор на радиус обода испытуемого зубчатого колеса производится путем изменения высоты опоры 4. Изменение высоты роликовых опор 4 производится, например (фиг.2) за счет вращения винта 16 и перемещения связанного с ним клина 18. Клин 18 взаимодействует своей рабочей поверхностью с ползуном 6 опоры 4 и перемещает его по направляющим пазам сменной колодки 2, меняя тем самым высоту опоры 4. Фиксация высоты опоры 4 после настройки на требуемый радиус осуществляется за счет самоторможения клина и контргайки 17.

Изменение высоты опор 4 может производиться и за счет (фиг.3) вращения эксцентрикового вала 19, который при этом взаимодействует своей рабочей поверхностью с ползуном 5 опоры 4 и перемещает его по направляющим пазам сменной колодки 2.

Фиксация высоты опоры 4 осуществляется за счет применения самотормозящегося эксцентрика и гайки 20. После установки зубчатого сектора 5 он фиксируется фиксатором 12.

В процессе нагружения нагрузка передается от пуансона 14 нагружателя на испытуемый зуб и далее воспринимается опорами 4 и упором 8. Для перенастройки на другой зуб необходимо отпустить одну из гаек 11 и вращением другой добиться перемещения винта 10 с толкателем 7, а следовательно, испытуемого зубчатого сектора 5 вдоль ложемента, после чего гайки 11 затягивают.

При настройке нагружателя на испытуемый зуб пуансон 14 подводится к поверхности зуба под необходимым углом, для чего, вращая гайку тяги-талрепа 15, меняют угол наклона пуансона 14.

В устройстве обод испытуемого зубчатого сектора предварительно базируется на взаимно параллельных роликовых опорах, чем значительно уменьшаются деформации

его обода в процессе нагружения. а следовательно, повышается точность результатов испытания. В устройстве напряженное деформированное состояние, возникающее в испытуемом образце, приближается к напряженному деформированному состоянию, соответствующему реальным условиям нагружения. Кроме того, устройство дает возможность проводить испытания при приложении нагрузки в зоне однопарного зацепления в любом необходимом месте, при коэффи1293524

Формула изобретения

Составитель Л. Жук

Редактор Н. Швыдкая Техред И. Всрес Корректор М. Самборская

Заказ 374/43 Тираж 777 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

l 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производотвенно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 циентах асимметрии цикла R ) О, а также проводить испытания зубчатых секторов, вырезанных из колес с внутренними зубьями для целого ряда типоразмеров колес (в широком диапазоне значений модуля зубьев и диаметров колес).

Устройство для испытания зубьев секторов зубчатых колес на усталостную проч- 10 ность, содержащее основание и закрепленный на нем механизм нагружения зубьев, отличающееся тем, что, с целью повышения достоверности путем снижения влияния деформации обода сектора, оно снабжено размещенным на основании ложементом, выполНенным по крайней мере с тремя регулируемыми по высоте параллельными роликовыми опорами, предназначенными для размещения на них обода испытуемого сектора, шарнирно связанным с ложементом толкателем, ось которого перпендикулярна осям роликов, предназначенным для перемещения испытуемого сектора вдоль ложемента, и приводом толкателя.

Устройство для испытания зубьев секторов зубчатых колес на усталостную прочность Устройство для испытания зубьев секторов зубчатых колес на усталостную прочность Устройство для испытания зубьев секторов зубчатых колес на усталостную прочность 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при испытаниях гибких звеньев волновых передач

Изобретение относится к машиностроению , а именно к испытательной технике, и может быть использовано при обкатке передач транспортных средств, например конечных передач

Изобретение относится к машиностроению , а именно к испытательной технике, и может быть использовано при контроле износа зубчатых передач при испытаниях их в стендах замкнутого контура, а также при определении противоизносных свойств трансмиссионных масел

Изобретение относится к машиностроению , а именно к испытательной технике, может быть использовано при одновременном испытании по схеме замкнутого контура нескольких передач приводов вращения, работающих в условиях частого реверсирования, и является усовершенствованием авт

Изобретение относится к машиностроению , а именно к испытательной технике, может быть использовано при обкатке и испытании по схеме замкнутого контура зубчатых передач и является усовершенствованием известного стенда по авт.св

Изобретение относится к машиностроению , а именно к испытательной технике, и может быть использовано при испытании механических передач с рекуперацией электрической энергии торможения

Изобретение относится к машиностроению , а именно к испытательной технике, и может быть использовано для испытаний по разомкнутой схеме нагружения приводов с зубчатыми передачами при комплексном нагружении

Изобретение относится к машиностроению , а именно к испытательной технике, и может быть использовано при испытании по схеме замкнутого контура и случайной импульсной нагрузке зубчатых передач

Изобретение относится к машиностроению и является усовершенствованием известного стенда, описанного в авт.св

Изобретение относится к машиностроению , а именно к испытательной технике, и может быть использовано для исследования предельных режимов работы бесступенчато регулируемых передач при разомкнутой схеме нагружения

Изобретение относится к транспортному средству и может быть использовано при лабораторно-исследовательских испытаниях моторно-трансмиссионной установки транспортного средства

Изобретение относится к испытательным машинам и стендам

Изобретение относится к испытательным машинам и стендам, а именно к стендам с замкнутым силовым контуром

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано для исследования прочности зубчатых колес и их элементов

Изобретение относится к машиностроению, касается испытательной техники и может быть использовано при испытании агрегатов трансмиссий, передающих большую мощность
Наверх