Гидродинамический демпфер опор роторов

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для гашения колебаний роторов, нап10 5 ример, турбомашин. Целью изобретения является повышение эффективности ,- демпфирования колебаний роторов за счет того, что на обращенных друг к другу поверхностях втулок вьшолнены расположенные напротив отверстия 11 для подачи смазки, чередующиеся клиновидные выступы 12 и впадины, входящие друг в друга с окружным и радиальным зазором. При колебаниях наружной втулки 1 вибратора смазка из демпферного зазора 3 вытесняется. При этом происходит рассеяние энергии колебаний, что приводит к значительному снижению коэффициента передачи усилий резонансных и околорезонансных режимов. 1 з.п.ф-лы, 3 ил. А о $ (Л С О1 О оо ЙУУг

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) А1 (51) 4 F 16 F 7/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ, а, А

Фиг. 1

Н А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3897219/25-28 (22) 20.05.85 (46) 07.03. ° 87. Бюл. У 9 (71) Куйбышевский авиационный институт (72) Д.E.×åãîäàåâ, В.Б.Балякин, С,В.Фалалеев и М.В.Кийкова (53) 621.725.2(088.8) (56) Патент США Р 3332426, кл. 308-9, 1967 °

Авторское свидетельство СССР

11 754141, кл. F 16 F 7100, 1980. (54) ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЙ ДЕИПФЕР ОПОР

РОТОРОВ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для гашения колебаний роторов, например, турбомашин. Целью изобретения является повышение эффективности; демпфирования колебаний роторов за счет того, что на обращенных друг к другу поверхностях втулок выполнены расположенные напротив отверстия 11 для подачи смазки, чередующиеся клиновидные выступы 12 и впадины, входящие друг в друга с окружным и радиальным зазором. При колебаниях наружной втулки 1 вибратора смазка из демпферного зазора 3 вытесняется.

При этом происходит рассеяние энергии колебаний, что приводит к значительному снижению коэффициента передачи усилий резонансных и околорезонансных режимов. 1 s.ï,ô-лы, 3 ил.

1 12

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для гашения колебаний роторов, например, турбомашин, Целью изобретения является повышение эффективности демпфирования колебаний роторов за счет того, что коэффициент передачи усилия через опору минимальный.

На фиг.1 изображен предлагаемый демпфер, продольный разрез; на фиг. 2— разрез А-А на фиг.1; на фиг;3 — узел

I на фиг.1.

Демпфер содержит две коаксиально расположенные втулки, внутренняя из которых, являясь втулкой 1 вибратора, напрессована на подшипник 2 качения и установлена с зазором 3 в наружную втулку 4 статора. Кроме того, демпфер имеет уплотнительные разрезные .металлические кольца 5 и б, установленный в наружной втулке 4 штифт 7, подпружиненный по оси пружиной 8, тоI рец которого так же, как и ответная поверхность прорези 9, имеет скос, угол наклона которого направлен к оси втулок, а его величина г. я, = 05 > где и — величина з азора 3 между . втулками; h — глубина, на которую штифт входит во внутреннюю втулку 1 при ее концентричном положении относительно наружной втулки 4, которая установлена в корпусе 10 и имеет отверстия 11 для подачи смазки.

На обращенных одна к другой цилиндрических поверхностях втулок выполнены расположенные напротив отверстия 11 для подачи смазки, чередующиеся клиновидные выступы 12 и впадины 13, входящие друг в друга с окружным и радиальным зазором (фиг.2), Предлагаемый демпфер работает следующим образом.

При колебаниях наружной втулки 1 вибратора смазка из демпферного зазора 3 вытесняется. При этом происходит рассеяние энергии колебаний, что приводит к значительному снижению коэффициента передачи усилий на резонансных и околорезонансных режимах. На резонансных режимах при колебаниях втулки 1 вибратора с амплитудой А .штифт 7, торец которого

1е так же, как и ответная поверхность в углублении в втулке 1 вибратора

95081 2 отверстия для подачи смазки в зазор, установленный в последней одним концом штифт, взаимодействующий свобод35 ным концом с ответной прорезью на торце внутренней втулки, и торцовые уплотнительные кольца, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения эффективности демпфирования, на обра щенных друг к другу цилиндрических поверхностях втулок выполнены распо45

5

25 скошен поц углом g (tg g = 0,5 4), выходит из углубления во втулке 1 вибратора, вследствие чего втулка 1 вибратора провернется в сторону вращения ротора„ При этом клиновидные выступы 12, выполненные на втулке 4 статора, и впадины 13 — на втулке 1 вибратора, войдут в зацепление. В результате этого демпфирование в опоре исключается и в рабочем режиме имеется минимальный коэффициент передачи усилий через опору. При уменьшении частоты вращения ротора до ре" эонансной сила давления подачи смазки в демпферный зазор 3, которая подбирается изменением диаметра отверстий 11 для подачи смазки, превышает силу, возникающую от вращения ротора, и клиновидные выступы 12 и впадины

13 выходят иэ зацепления. При этом штифт 7 под действием пружины 8 входит в углубление, выполненное во втулке 1 вибратора, и опора работает с демпфированием.

Формула и зобретения

1. Гидродинамический демпфер опор роторов, содержащий две расположенные коаксиально с зазором между обращенными друг к другу поверхностями втулки, наружная из которых имеет ложенные напротив отверстий для подачи смазки чередующиеся клиновые выступы и впадины, входящие друг в друга с окружным и радиальным зазором, штифт подпружинен по оси и имеет на свободном конце скос, а взимодействующая с ним поверхность прорези имеет ответный скос, угол наклона которого направлен к оси втулок.

2. Демпфер по п.f о т л и ч а ю— шийся тем, что угол наклона скоса штифта и ответной поверхности прорези определен из соотношения ь

Cps

h" где а — величина зазора между втулками;

1295081

4 при ее концентричном положении относительно наружнойвтулки.

h — глубина, на которую штифт входит во внутреннюю втулку

Составитель А.Машкин

Редактор А.Петров Техред И.Попович Корректор А.Обручар

Заказ 600/39 Тираж 812 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и .открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r.ужгород, ул.Проектная, 4

Гидродинамический демпфер опор роторов Гидродинамический демпфер опор роторов Гидродинамический демпфер опор роторов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , а именно к амортизаторам

Изобретение относится к области машиностроения , к устройствам для восприятия ударных нагрузок

Изобретение относится к машиностроению , а именно к функциональным гасителям колебаний

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к аморти- ЗИРУЮПЦ1М устройствам

Изобретение относится к машиностроению , а именно к виброизолирующим опорам

Изобретение относится к защитной амортизации от динамических воздействии

Изобретение относится к теплоэнергетике и позволяет повысить надежность опоры для трубопровода, Подвижныэ элементы 4 выполнены в виде шарнирно соединенных звеньев 5, образующих незамкнутую цепь

Изобретение относится к средствам защиты от вибраций различных объектов

Изобретение относится к средствам защиты от вябраЦкА различных объектов
Наверх