Способ измерения несоосности двух поверхностей вращения

 

Изобретение относится к технике измерения взаимного расположения поверхностей в машиностроении. Целью изобретения является упрощение способа . Для реализации способа необходим мостик с переставными опорами и угломерный прибор, например уровень . Контролируемый объект устанавливают на плиту так, чтобы ось контролируемых поверхностей вращения располагалась горизонтально. Затем устанавливают между опорами мостика расстояние EI , соответствующее образующей первой поверхности вращения, и измеряют наклон d этой образующей к горизонту, затем выполняют ту же операцию для второй поверхности вращения (РЗ увязки результатов двух измерений раздвигают опоры мостика так, чтобы охватить образуюгще обеих поверхностей, и устанавливают .. опоры мостика в те же сечения , что и при первых двух измерениях, после чего измеряют наклон ц общей оси. Величины несоосности в линейной мере определяют по формулам Ei( Y); i определения пространственной несоосности цикл измерения повторяют, перекайтовав контролируемый объект на 90°. Пол:-гые величины несоосностей находят квадратическим суммированием. 1 ил. В (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„80, 1 07220 (Su 4 G 01 В 5/24

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3677610/25-28 (22) 23,12,83 (46) 30.04.87. Бюл.!1 - 16 (71) Экспериментальный научно-исследовательский институт кузнечно-прессового машиностроения (72) В.Г,Пустовалов и А,Г.Матвеенко (53) 531.717(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 448346) кл, G 01 В 5/24, 1978.

Патент ГДР Ф 159903, кл, G 01 В 5/25, 1983, (54) СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ НЕСООСНОСТИ

ДВУХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ВРАЩЕНИЯ (57) Изобретение относится к технике измерения взаимного расположения поверхностей в машиностроении, Целью изобретения является упрощение способа. Для реализации способа необходим мостик с переставными опорами и угломерный прибор, например уровень, Контролируемый объект устанавливают на плиту так, чтобы ось контролируемых поверхностей вращения располагалась горизонтально. Затем устанавливают между опорами мостика рас— стояние, соответствующее образующей первой поверхности вращения, и измеряют наклон c(„ этой образующей к горизонту, затем выполняют ту же операцию для второй поверхности вращения (lg 0 2). Для увязки результа тов двух измерений раздвигают опоры мостика так, чтобы охватить образующие обеих пов ер хиос т ей, и ус танавлив ают опоры мостика в те же сечения, что и при первых двух измерениях, после чего измеряют наклон общей оси. Величины несоосности в линейной мере определяют по формулам сГ»„= fq(а 1 — F) дх = fg(х g g), Для определения про странственной несоосности цикл измерения повторяют, перекантовав контролируемый объект на 90 . Пол;-ые величины несоосностей находят квадратическим суммированием, 1 ил.

1307220 го

Изобретение относится к технике измерения взаимного расположения поверхностей и может быть использовано в машиностроении при контроле корпусных деталей.

Целью изобретения является упрощение способа за счет сокращения трудоемкости обработки результатов измерений.

На чертеже изображена схема осу-, ществления предлагаемого способа измерения несоосности двух поверхностей вращения.

Контроль несоосности выполняют с помощью мостика 1 с переставными опорами 2 и 3 и угломерного прибора

4 (например, уровня с микронивелиром).

Способ измерения несоосности заключается в следующем.

Контролируемый объект 5 устанавливают на плиту 6 так, чтобы ось контролируемых поверхностей была расположена номинально горизонтально. Затем устанавливают между опорами мостика расстояние „, устанавливают мостик на образующую первого отверстия (ось 1 - 1) и измеряют с помощью угломерного прибора 4 наклон с,этой оси к горизонтальной плоскости. Затем устанавливают между опорами расстояние (и переносят мостик íà образующую второго отверстия (ось <— (<). Предпочтительно выбирать расстояния между опорами („ = 32, что сокращает трудоемкость способа и уменьшает ошибку. В этом положении отсчитывают угол с 2 наклона к горизонту оси второго отверстия.

Затем устанавливают между опорами мостика расстояние L равное расстоянию между плоскостями установки опор мостика в предыдущих измерениях (предпочтительно использование крайних наружных сечений), устанавливают мостик так, чтобы его опоры взаимодействовали с образующими поверхностями в тех же сечениях, что и при первых измерениях, после чего измеряют угол наклона общей оси (ось 1и — а ).

Величины несоосности в линейной мере определяют вычислением

;„= e„(,- );

Г2(Ы2 У)

Вследствие малости угловых величин допустимо воспользоваться значениями углов в радианной мере вместо тригонометрических функций.

Для того, чтобы определить прост1О ранственную несоосность поверхностей вращения, контролируемый объект о на плите поворачивают на 90 (кантуют) и повторяют цикл измерений. При этом находят углы наклона осей от15 верстий р и,4 и угол наклона общей

1 оси 8.

Величины несоосности в линейной мере определяют по следующим формулам: „„= е„(р„-в);

У 2(2

Полное значение несоосности нахог5 дят квадратическим суммированием полученных величин

Формула и з обретения

Способ измерения несоосности двух поверхностей вращения с помощью мостика с переставными опорами и угломерным прибором, заключающийся в том, что мостик последовательно устанавливают на лежащие в вертикальной плоскости образующие двух поверхностей вращения н измеряют наклон этих образующих относительно горизонтальной плоскости, а затем выполняют третью установку мостика для увязки результатов первых двух измерений, отличающийся тем, что, с целью упрощения способа, третью уста" новку выполняют так, чтобы базирующие сечения лежали по одному на каждой иэ поверхностей вращения и совпадали с сечениями, используемыми в первых двух измерениях.

1307220

Составитель В,Романов

Ведактор Т,Парфенова Техред А.Кравчук Корректор С. Шекмар

Тирах 67,8 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д,4/5

Заказ 1618/37

Производственно-полиграфическое предприятие, г.улгород, ул.Проектная,4

Способ измерения несоосности двух поверхностей вращения Способ измерения несоосности двух поверхностей вращения Способ измерения несоосности двух поверхностей вращения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области технических измерений в машиностроении , а именно к контролю расположения осей вращения валов в собранном механизме

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к измерению несоосности отверстий преимущественно визирным методам в судостроении и крупном машиностроении

Изобретение относится к области технических измерений в машиностроении , а именно к способам контроля расположения осей валов в собранном механизме

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для настройки и юстировки гониометрических устройств и установки образцов в заданное положение в ав1томатических дифрактометрах

Изобретение относится к измерительной и касается средств измерения ойклонений от соосности валов прищ)Дов

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к способам определения эксцентриситета двух поверхностей , С целью повышения точности измерения путем определения положения оси второй поверхности относительно оси первой поверхности и торца перед измерением при помощи эталонной державки выставляют и закрепляют упор и тем самым совмещают положение линии наибольшего ската опорной поверхности под режущую пластину с началом отсчета углов поворота проверяемой детали

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для измерения взаимного расположения поверхностей, в частности поверхностей цилиндрического отверстия и конического отверстия с малой длиной образующей

Изобретение относится к устройствам для определения зазора в шарнирных соединениях и для измерения углов поворота самоходных транспортных средств

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к способам для измерения ширины и отклонения расположения шпоночного паза относительно оси отверстия

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению, в частности к приспособлениям для контроля положения ходовых колес подъемно-транспортного средства

Изобретение относится к средствам измерения и может быть использовано для определения и сравнения размеров между предподступичными частями осей тележек вагона с левой и правой сторон

Изобретение относится к машиностроению, в частности к турбостроению, и может быть использовано при взаимной выверке соосности агрегатов

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к устройствам для контроля несоосности, и может быть использовано в машиностроительном и ремонтном производстве, в частности при осмотре и ремонте подвижного состава метрополитена, где необходимо измерять и регулировать несоосность валов силового тягового электродвигателя и выходного вала редуктора колесных пар

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля соосности при монтаже и центровке механизмов, например дизеля с генератором, электродвигателя с насосом и т.д

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к устройствам для контроля несоосности, и может быть использовано в машиностроительном и ремонтном производстве, в частности при осмотре и ремонте подвижного состава метрополитена, где необходимо измерять и регулировать несоосность валов силового тягового электродвигателя и выходного вала редуктора колесных пар

Изобретение относится к области технических измерений в машиностроении

Изобретение относится к области технических измерений в машиностроении, в частности к способам контроля отклонения направления шлицев на зубчатых колесах и шлицевых валах, и может быть использовано при изготовлении коробок приводов и агрегатов авиационных газотурбинных двигателей, повышении точности и скорости контроля за счет осуществления замера отклонений общей для всех профилей шлицев детали оси одновременно
Наверх