Способ косвенного контроля неравномерности воздушного зазора асинхронного двигателя

 

Изобретение относится к области электротехники. Целью изобретения является повышение точности и уменьшение трудозатрат на контроль воздушного зазора асинхронного двигателя. По способу измеряют температуру обмотки ротора перед кратковременным подключением .двигателя к сети и в момент отключения при положительном значении ускорения в процессе его разгона измеряют постоянную времени затухания переходного тока в роторе и по сопоставлению температуры перегрева ротора и постоянной времени затухания тока ротора с базовыми значениями судят об изменении неравн о- , мерности воздушного зазора. с (Л

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) А1 (51) 4 G 01 R 31/34

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОВСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4023454/24-07 (22) 17,02.86 .(46) 30.07.87. Бюл. У 28 (71) Донецкий политехнический институт (72) Г, Г. Рогозин, И, В. Новиков, Н. Г. Пятлина, Н. С.Лапшина и В, А.Журавель (53) 621. 313 (088. 8) (56) Авторское свидетельство СССР

11 1065791, кл, G 01 R 31/34, 1982.

Авторское свидетельство СССР

9 1043574, кл. G О1 R 31/34, 1981.

Сыромятников И.А, Режимы работы асинхронных и синхронных двигателей, M. — Л.: Госэнергоиздат, 1963, с. 396. (54) СПОСОБ КОСВЕННОГО КОНТРОЛЯ НЕРАВНОМЕРНОСТИ ВОЗДУШНОГО ЗАЗОРА АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ (57) Изобретение относится к области электротехники. Целью изобретения является повышение точности и уменьшение трудозатрат на контроль воздуш- ного зазора асинхронного двигателя.

По способу измеряют температуру обмотки ротора перед кратковременным подключением. двигателя к сети и в момент отключения при положительном значении ускорения в процессе его разгона измеряют постоянную времени затухания переходного тока в роторе и по сопоставлению температуры переЩ грева ротора и постоянной времени затухания тока ротора с базовыми значениями судят об изменении неравно-, мерности воздушного зазора.

13?7024

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для контроля неравномерности воэдуш - ного зазора асинхронных двигателей с фазным ротором, Цель изобретения — повышение. точности и уменьшение трудозатрат контроля воздушного зазора асинхронного двигателя с фаэным ротором, 10

Сущность изобретения заключается в том, что измеряют температуру обмотки ротора, которая принимается равной температуре окружающей среды, подключают ненагруженный асинхронный двигатель к сети рабочего напряжения, контролируют во время разгона ротора частоту его вращения по данным измерения частоты тока в роторе при положительном его ускорении, отключают двигатель от сети при частоте вращения ротора в пределах 0,5-0,95 номинального значения, определеюят температуру обмотки ротора в момент отклю чения и постоянную времени затухания тока в роторе и по сопоставлению тем-! пературы перегрева ротора и постоянной времени тока ротора с базовыми значениями судят об изменении неравномерности воздушноro зазора. 30

Температуру обмотки в момент отключения двигателя от сети в контрольном (С„,) и базовом (t ) опытах определяют, например„ с использованием выражения для учета перегрева обмотки ротора во время пуска ненагруженного двигателя, Учет влияния температурных изменений активного сопротивления ротора производится по известной формуле, 40

Изменение тока в роторе осуществляют с помощью измерительных шунтов, включенных последовательно в цепь каждой фазной обмотки ротора (между кольцами и добавочным сопротивлением). Определение диагности— ческого параметра — постоянной времени затухания переходного тока в роторе — производят по изменению во времени изображающего вектора тока в роторе.

В качестве диагностического сигнала возможно также использование тока одной из фазных обмоток ротора, имеющей наиболыпее начальное значение переходного тока, Постоянная времени затухания переходного тока в роторе определяется по известному выражению, Количество изМерений и интервалы времени между измерениями целесообразно принимать исходя из ориентировочного значения постоянной времени, равного 1/3 времени затухания переходного тока в роторе до 0,05 I p о начиная с момента отключения двигателя от сети. В течение укаэанноГ0 промежутка времени следует производить (через примерно равные интервалы) 8 — 16 измерений тока и соответствующих координат времени, отсчитываемых от первого измерения, которое осуществляют после снижения начального тока (Ip ) не менее, чем в два о раза по сравнению с его значением в момент отключения двигателя от сети, Это обеспечивает ненасьпценное состояние пути основного магнитного потока

Х 6 + Хи(E) т (1)

У

Гр

Х, r> — индуктивное сопротивление рассеяния и активное сопротивление обмотки ротора;

Х> (F1 — сопротивление взаимоиндукции между обмотками статора и ротора; эксцентриситет ротора, определяемый по данным метрических измерений максимального (Q ö,.„„ ) H MHHHMRJIb» ного (Й „„„) значений во з душно го s аз ор а между ротором и статором в торцовых сечениях расточки статора, где

Поскольку индуктивное сопротивле ние вэаимоиндукции асинхронного двигателя более чем на порядок больше . индуктивного сопротивления рассеяния обмотки ротора, а последнее примерно равно индуктивному сопротивлению рассеяния обмотки статора, то с весьма малой погрешностью

x%=0

Т (2)

rp и, следовательно, исключает зависимость постоянной времени затухания тока в роторе от величины этого тока.

Связь неравномерно сти воздушно го зазора (эксцентриситета) с постоянной времени (Т) затухания свободного переходного тока в роторе асинхронного двигателя следует иэ анализа выражения

l 32 7024

k + ск

Т„ б

1

Тя

TA 840 где t < и t g — значения температур обмотки ротора при контрольном и базовом измерениях;

Т„ и Т вЂ” постоянные времени в контрольном и базовом опытах; к - коэффициент, зависящий от материала обмотки ротора (k = 235 — для меди и k = 245 — для алюминия).

Изменение Т Е О и Х„5о о в функции эксцентриситета ротора для асинхронных двигателей., имеющих число пар полюсов более одной при отсутствии насыщения пути основного магнитного потока происходит по линейному закону, При этом увеличение Е от 0 до lOOX приводит к соответственному увеличению указанных величин от

1 до 1,2 отн. ед.

Использование зависимости Х+ .о

f (Е), полученной при смещении оси ротора параллельно оси расточки статора, для определения характеристики работоспособности, позволяет определять максимальный эксцентриситет для полученного при контрольном опыте ач я Т„ „о= Х+ g.p f gp c учетом не только эксцентричных, но и всех возможных пространственных расположений оси ротора относительно

45 оси расточки статора, В соответствии с указанной характеристикой работоспособности при изменении Е от 0 до lOOX значения рассматриваемых диагностических параметров (Х gp и Т+) увеличиваются

50 .от 1 до 1,082 отн.ед.

Неравномерность воздушного зазора определяют следующим образом.

При равномерном воздушном зазоре отсоединенного от механизма асинхронного двигателя с фазным ротором (например, после монтажа или капитального ремонта) измеряют температуру.

Где X g синхронное индуKTHBHoeсопротивление асинхронного двигателя, С учетом изменения теплового режима двигателя в контрольном опыте по сравнению с базовыми условиями относительное значение постоянной времени равно

35 окружающей среды, равную температуре обмоток двигателя, включают при короткозамкнутой обмотке ротора ненагруженный двигатель в сеть рабочего напряжения, измеряя частоту тока в роторе, затем отключают двигатель от сети при достижении частоты тока в роторе 0,5-0,05 синхронного значения при положительном ускорении. Измеряют значения тока в фаэных обмотках ротора, определяя модуль изображающего вектора тока. После снижения тока до значения 0,5 Т р, определяют о постоянную времени его уменьшения, Результаты измерения постоянной времени затухания тока в роторе, температуры обмотки ротора двигателя до пуска и частоты вращения ротора в момент отключения от сети, по которой определяется перегрев обмотки ротора в процессе пуска, используются в качестве базовых данных, При контроле воздушного зазора, производят измерение тех же величин, что и при базовом опыте, По величине отношения полученной при периодическом контроле постоянной времени, приведенной к температуре базового опыта, к базовому значению этой величины по характеристике работоспособности определяют наибольшую неравномерность воздушного зазора ротора в расточке статора двигателя, Предлагаемый способ косвенного контроля неравномерности воздушного зазора асинхронного двигателя обладает повышенной точностью и уменьшением трудозатрат.

Формула изобретения

Способ косвенного контроля неравномерности воздушного зазора асинхронного двигателя, заключающийся в измерении температуры обмотки ротора, в кратковременном подключении двигателя к сети, в измерении частоты вращения ротора, в отключении двигателя от сети, измерении при этом температуры его обмоток, в измерении постоянной времени затухания диагностического .параметра, при этом о степе-. ни неравномерности зазора судят по сопротивлению постоянной времени затухания указанного параметра и.температуры обмотки ротора с базовыми изменениями при равномерном воздушном зазоре, отличающийся

1327024

Составитель В,Никаноров

Редактор М,Петрова Техред В.Кадар Корректор В.Бутяга

Заказ 3384/41 Тираж 730 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие; г. Ужгород, ул, Проектная, 4 тем, что, с целью повышения точности контроля и уменьшения трудозатрат дпя асинхронных двигателей с фазным ротором, в качестве диагностического параметра используют ток в обмотке ротора, измеряют его частоту, по которой .определяют частоту вращения двигателя и постоянную времени затухания амплитуды тока при отключении двигателя от сети,

Способ косвенного контроля неравномерности воздушного зазора асинхронного двигателя Способ косвенного контроля неравномерности воздушного зазора асинхронного двигателя Способ косвенного контроля неравномерности воздушного зазора асинхронного двигателя Способ косвенного контроля неравномерности воздушного зазора асинхронного двигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к испытанию электрических машин

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и позволяет расширить функциональные возможности устройства

Изобретение относится к испытанию и исследованию электрических машин, в частности синхронных

Изобретение относится к способам контроля величины неравномерности воздушного зазора в асинхронном электродвигателе с короткозамкнутым ротором

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано для проведения испытаний электродвигателей

Изобретение относится к электроизмерительной технике и используется для определения электромагнитной асимметрии нулевых точек электрических машин

Изобретение относится к контролю преимущественно в условиях эксплуатации и ремонта электрических машин постоянного тока, имеющих компенсационные обмотки

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для косвенного контроля неравномерности воздушного зазора

Изобретение относится к измерительной аппаратуре, применяемой в электротехнике, и, в частности, может быть использовано для контроля воздушного зазора синхронной электрической машины, например гидрогенератора

Изобретение относится к диагностированию электрооборудования, а именно к способам определения технического состояния работающих электродвигателей вентиляторов, размещенных в неразборных корпусах, и выявления неисправностей на ранних стадиях их развития

Изобретение относится к области электроэнергетики и может быть использовано в электрических машинах, работающих в энергосистемах

Изобретение относится к отводу высокочастотного сигнала ошибки из высокочастотного электромагнитного поля в электрической мощной машине с несущим электрическую обмотку статором

Изобретение относится к машиностроению, а именно, к способам и устройствам послеремонтного испытания электрических машин постоянного тока и, в частности, на горных предприятиях для послеремонтного испытания двигателей, генераторов экскаваторов, буровых станков и др

Изобретение относится к устройствам для исследования параметров генераторов и может быть использовано при лабораторных и производственных испытаниях синхронных и асинхронных генераторов

Изобретение относится к электротехнике и касается способов и устройств для испытаний статора, при осуществлении которых разнообразные испытания, такие, как испытания характеристики сопротивления, характеристики экстратока, направления вращения и выдерживаемого напряжения статора проводят ранее соединения полностью изготовленного статора с ротором

Изобретение относится к диагностическому оборудованию и может быть использовано для диагностирования генераторных установок, работающих совместно с аккумуляторными батареями
Наверх