Система автоматического управления гидромеханической трансмиссией

 

Изобретение относится к транспорту и может быть использовано для автоматического управления гидромеханическими трансмиссиями с блокируемым гидротрансформатором преимущественно на транспортных средствах большой единичной мощности и грузоподъемности . Цель изобретения - повышение надежности работы системы. Система . автоматического управления содержит гидравлическое реле 23 времени, выполненное в виде трехлинейного нормально включенного распределителя, имеющего входную 28 и дренажную гидролинии , а также камеру управления, которая через параллельно подключенные дроссель 26 и обратный клапан 27 сообщена с входной гидролинией. Последняя подключена к выходу клапанов автоматического переключения ступеней , при этом выходная гидролиния подключена к камере пружины исполнительного клапана блокировки гидротрансформатора . Время задержки выбирается несколько больше времени, необходимого для включения ступени. Данное устройство можно использовать при любом числе ступеней трансмиссии, а также в других вариантах его взаимодействия с системой управления. 2 ил. / J S с 3 (Л 00 4

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

„„SU, 1341071

А1 (5D 4 В 60 К 41/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

В р ..:,, „,„

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ I, И АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ЮЬ ".т °, : -:.1 (21) 3950305/27-11 (22) 09.11.85 (46) 30.09.87. Бюл. Ф 36 (71) Минский автомобильный завод и

Институт проблем надежности и долговечности машин АН БССР (72) Л.Г. Красневский, И.Г. Шейнкер, Г,Ф. Минаев и Л.П. Иванов (53) 629. 113 -585. 1(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

В 653148, кл. В 60 К 41/10, 1971. (54) СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКОЙ .ТРАНСМИССИЕЙ (57) Изобретение относится к транспорту и может быть использовано для автоматического управления гидромеханическими трансмиссиями с блокируемым гидротрансформатором преимущественно на транспортных средствах большой единичной мощности и грузоподьемности. Цель изобретения — повышение надежности работы системы. Система автоматического управления содержит гидравлическое реле 23 времени, выполненное в виде трехлинейного нормально включенного распределителя, имеющего входную 28 и дренажную гидролинии, а также камеру управления, которая через параллельно подключенные дроссель 26 и обратный клапан 27 сообщена с входной гидролинией. Последняя подключена к выходу клапанов автоматического переключения ступеней, при этом выходная гидролиния подключена к камере пружины исполнительного клапана блокировки гидротрансформатора. Время задержки выбирается несколько больше времени, необходимого для включения ступени.

Данное устройство можно использовать при любом числе ступеней трансмиссии, а также в других вариантах его взаимодействия с системой управления.

2 ил.

1341071

Изобретение относится к транспорту и может быть использовано для автоматического управления гидромеханическими трансмиссиями с блокируемым

5 гидротрансформатором преимущественно на транспортных средствах большой единичной мощности и грузоподъемности.

Целью изобретения является повышение надежности работы системы автоматического управления.

На фиг. 1 пОказана гидравлическая схема гидромеханической трансмиссии; на фиг. 2 - гидравлическая схема системы управления трансмиссией.

Предлагаемое устройство описывается применительно к гидромеханической г трансмиссии с четырьмя ступенями переднего и двумя ступенями заднего хода, в которой автоматизированы управ- 20 ление II, III u IU ступенями и блокировка гидротрансформатора на двух высших передачах. Трансмиссия 1 состоит из гидротрансформатора 2 (фиг. 1) и коробки передач 3. Гидротрансформа- 25 тор 2 имеет фрикцион блокировки с гидроцилиндром 4..Коробка передач 3 имеет фрикционы, управляемые гидроцилиндрами 5-9 °

Гидросистема трансмиссии 1 содержит30 гидронасос 10, фильтр 11, регулятор

12 давления, клапан 13 смазки, клапан подпитки гидротрансформатора 14, теплообменник 15 и главную масляную магистраль 16 (изображена жирной линией). Гидролиния 17 служит для подачи жидкости на смазку коробки передач 3, а гидролинии 18, 19 — для подачи и отвода жидкости, циркулирующей через гидротрансформатор. Исполнитель-40 ный клапан 20 блокировки гидротрансформатора выполнен в виде подпружиненного золотника, выход которого подключен к гидроцилиндру 4 блокировки гидротрансформатора, камера управления гидролинией 21 подключена к системе управления подпружиненная полость гидролинией 22 — к выходу гидравлического реле 23 времени. Реле 23 времени содержит золотник 24, пружину 25, постоянный дроссель 26, обратный кла;пан 27. Вход реле 23 времени гидроли,нией 28 подключен к системе управле,ния. Контроллер 29 ручного управления трансмиссией 1 имеет вход, подключен.ный к бортовой электросети 30, и вы55 ходы 31-35, коммутируемые с входом в соответствии с положениями многопозипионного рычага 36 (см. таблицу).

Система управления содержит исполнительные клапаны 37-40 (фиг. 2), камеры управления которых через клапаны

ИЛИ 41-43 подключены гидролиниями 4447, 48-50 к выходам электромагнитных клапанов ручного управления 5:1-55 и гидролиниями 56, 57 к выходам пилотных клапанов механизмов 58 автоматического управления. Механизм 58 содержит пилотные клапаны 59, 60 автоматического переключения II-III u

III-IU ступеней, пилотные клапаны 61, 62 автоматической блокировки гидротрансформатора на III u IV ступенях, клапан 63 включения автоматики, датчик 64 нагрузки двигателя транспортного средства (не показан), датчик

65 скорости, связанный с выходным валом трансмиссии 1, и клапаны ИЛИ 66, 67, 68. Вход клапана 60 подключен к выходу клапана 63, вход клапана 59 гидролинией 69 — к нормально включенному выходу клапана 60, а аналогичный выход клапана 59 гидролинией 70 — к клапану ИЛИ бб. Нормально выключенные выходы клапанов 59, 60 подключены к входам клапанов 61, 62 гидролиниями 71, 72 и гндролинией 73 подключены к клапану ИЛИ 67. Выходы датчиков 64, 65 гидролиниями 74, 75 подключены к правым и левым камерам управления клапанов 59-62, а выходы клапанов 59, 60 — к входам клапана

ИЛИ 68, выход которого гидролинией

28 сообщен с входом гидравлического реле 23 времени. Гидроцилиндры 5-9 коробки передач гидролиниями 76-80 подключены к выходам исполнительных клапанов 37-40.

Устройство работает следующим образом, Работа на режиме ручного управления. Рычаг 36 контроллера 29 устанавливают в положение, соответствующее нужной ступени трансмиссии 1. При этом напряжение от бортовой сети 30 подается на определенные электромагнитные клапаны 52-55. С выходов по следних по гидролиниям 44, 46, 49, 50 давление из главной магистрали

16 подается в камеры управления исполнительных клапанов 37-40. При их срабатывании давление из магистрали

16 по гидролиниям 76-80 поступает в гидроцилиндры 5-9 коробки передач, которые включают требуемую ступень.

Порядок включения гидроцилиндров 59 и .клапанов 51-55 приведен в таблице.

1341071

Положение рычага 36.

Ступень трансмиссии

Гидр о цилиндры

Электромагнитные кла паны

Исполнительные клапаны

51 52 53 54 55 37 38 39 40

5 6 7 8 9

А (автоматический режим)

3.Х. 1

3.Х.11

Нейтраль

Работа на автоматическом режиме.

Рычаг 36 контроллера 29 устанавливают в положение, соответствующее авто-2 матическому режиму. При этом постоянно включены электромагнитные клапаны 51, 52 и исполнительные клапаны 39, 63. При минимальном выходном дав лении датчика, 65 скорости клапаны

59-62 механизма 58 находятся в исходном положении (фиг. 2). Давление из главной магистрали 16 через клапаны

63, 60, 59 подается в гидролинию 70 и далее по гидролиниям 59, 48, 45, 47 через клапаны ИЛИ 41, 42, 43 — к исполнительным клапанам 38, 40. В результате включается II ступень (см. таблицу).

При разгоне возрастает давление датчика 65 скорости, что приводит к с срабатыванию клапана 59. Давление с его входа 69 поступает в гидролинию

71, а выход ZO сообщается со сливом.

:Это вызывает автоматическое включение

ХТХ ступени. При дальнейшем разгоне срабатывает клапан 61 автоматической блокировки и подает давление из гидлинии 71 в гидролинии 75, 21 через клапан ИЛИ 67. Срабатывает клапан

20 и подает давление из гидролинии

16 в гндроцилиндр 4. Гидротрансформатор автоматически блокируется.

Затем в процессе разгона срабатывает клапан 60 и подает давление в гидролинии 72, 73, а гидролиния 69 сообщается со сливом. Это вызывает выключение клапана 20 и автоматическую разблокировку гидротрансформатора.

11Т1 ТЛ Г

1.

Одновременно через клапаны ИЛИ 66, 42 подается давление к клапану 38, что приводит к автоматическому включению

IV ступени. Далее срабатывает клапан

62 и блокирует гидротрансформатор, как указано выше. Аналогично происходят автоматические обратные переключения ступеней и автоматическая разблокировка при замедлении транспортного средства. Разблокировка происходит при скоростях, превышающих скорости переключения на соседнюю низшую тупень за счет настройки механизма

8 по общепринятым законам управления. ри автоматических переключениях III

IV ступеней гидравлического реле

3 времени не успевает перестроится в исходное положение и практически постоянно находится во включенном положении, не препятствуя срабатыванию исполнительного клапана 20 блокировки. На данном режиме автоматическая разблокировка при переключениях обес- печивается механизмом 58.

Работа на накате и при выходе из него. Для перевода транспортного средства на режим движения накатом включают нейтраль в трансмиссии 1 путем перевода рычага 36 из положения "Авто- матический режим" в нейтральное положение либо, например, выключением клапана 52 посредством отдельного переключателя (не показан).

Для обратного перехода с наката на тяговый режим рычаг возвращают в положение "Автоматический режим". При этом механизм 58 автоматически вклю1341071 чает ступень, соответствующую скорости движения в данный момент. Если она соответствует, например, III ступени с блокировкой гидротрансформатора, то давление подается на выход 71 клапана

59 переключения II-III ступеней. По гидролинии 28 оно через клапан ИЛИ 68 поступает на вход гидравлического реле 23 времени, проходит на его выход

22 и далее — в камеру пружины клапана

20; а с входа клапана 6-1 блокировки на III ступени — на его выход 75 и далее через клапан ИЛИ 67 по гидролинии

21 — в камеру управления клапана 20.

В результате равенства давлений в камерах по обе стороны золотника клапана 20 последний остается в исходном выключенном положении несмотря на наличие команды на блокировку, поданной 20 клапаном 6 1 .

Одновременно давление из гидролинии 28 через дроссель 26 поступает в торцовую камеру управления реле 23 и перемещает золотник 24 вправо, В конце движения золотника 24 выход 22 отсекается от входа 28 и сообщается со сливом. При этом клапан 20 срабатывает под действием давления из гидролинии 21 и гидротрансформатор 2 блокируется. Аналогично устройство рабо. тает при выходе иэ наката на IU ступень с блокировкой.

Таким образом, реле 23 обеспечивает задержку срабатывания блокировки гид 35 ротрансформатора íà III u TV ступенях на определенный период с момента включения самой ступени. Величина задержки выбирается несколько большей времени, необходимого для включения ступени. В результате в случаях, когда выход из наката осуществляется в зоне, где по настройке механизма 58 должна быть включена блокировка,предот вращается одновременное включениеэтой ступени и блокировки. Это устраняет опасность повреждения трансмиссии динамическими нагрузками, которые могут возникнуть в процессе одновременного включен ия . 50

Время задержки зависит or рабочего объема реле 23, т.е. от объема, освобождаемого золотником 24 при срабатывании, Требуемый объем может быть определен из следующего соотношения:

V= tyf где V — рабочий объем реле, м ; заданное время задержки, с; — безразмерный коэффициент истечения дросселя 26; — площадь переходного сечения дросселя 26, м ;

g — ускорение силы тяжести, м/с2; р — давление в системе управления, NIIa

F — -усилие пружины 25,,Н;

S — площадь поперечного сечения золотника 24, м ; — удельный вес рабочей жидкости, кг/мз

Обратный клапан 27 обеспечивает быстрый возврат реле 23 в исходное положение.

Очевидно, что данное устройство можно использовать при любом числе ступеней трансмиссии, подавая сигналы на их включение от-механизма 58 на вход реле 23 через дополнительные обратные клапаны ИЛИ, аналогичные клапану 58. В частном случае, для задержки блокировки лишь на одной ступени, вход реле 23 подключается к выходу механизма 58, соответствующему данной ступени, без клапана ИЛИ 68. Накат с режима ручного управления не рассматривается ввиду того, что в автоматических трансмиссиях ручное включение высших ступеней используется лишь в аварийных случаях.

Кроме указанной схемы, возможны различные другие варианты использования нормально включенного реле времени для разблокировки гидротрансформатора и его взаимодействия с системой управления. Например, при увеличении числа реле можно обеспечить разблокировку на других режимах, кроме наката.

Формула изобретения

Система автоматического управления гидромеханической трансмиссией, включающей в себя гидротрансформатор, фрикционы управления многоступенчатой коробкой передач, содержащая датчики нагрузки и скорости, исполнительные клапаны, выполненные в виде подпружиненных с одной стороны золотников, входы клапанов сообщены с источником давления жидкости, а выходы — с гидроцилиндрами управления многоступенчатой коробкой передач, а их камеры управления соединены через клапаны ИЛИ с выходами электро1341071 магнитных клапанов ручного управления и с выходами пилотных клапанов автоматического управления, входы электромагнитных клапанов ручного управления соединены с источником давления, а их электромагниты через контроллер ручного управления соединены с источником бортовой электросети, камеры управления пилотных клапанов с одной стороны сообщены с датчиком нагрузки, а с другой стороны — с датчиком скорости, выходы двух пилотных клапанов высших передач через клапан ИЛИ сообщены с камерой управления клапана .блокировкой гидротрансформатора, выполненного в виде подпружиненного золотника, вход которого сообщен с источником давления, а выход — с фрикционом блокировки гидротрансформатора входы пилотных клапанов сообщены с выходом клапана включения автоматики, вход которого сообщен с источником давления, а камера управления сообщена с выходом одного из электромагнитных клапанов, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности работы, она снабжена гидравлическим; реле времени„ выполненным в виде управляемого подпружиненного золотника, вход которого через клапан ИЛИ подключен к выходам двух пилотных клапанов высших передач и через дроссель и обратный клапан — к камере управления, при этом выход управляемого подпружиненного золотника подключен к подпружиненной полости клапана блокировки гидротрансформатора.

Система автоматического управления гидромеханической трансмиссией Система автоматического управления гидромеханической трансмиссией Система автоматического управления гидромеханической трансмиссией Система автоматического управления гидромеханической трансмиссией Система автоматического управления гидромеханической трансмиссией 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам управления гидромеханическими трансмиссиями транснортных средств

Изобретение относится к транспортным средствам и касается системы управления электромагнитами исполнительных механизмов переключения ступеней коробки передач

Изобретение относится к устройствам переключения передач и может быть использовано в коробках переме нь передач самоходных сельскохозяйственных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам управления фрикционными элемента К ми ступенчатой коробки передачи под нагрузкой

Изобретение относится к пневматическим приводам транспортных средств

Изобретение относится к системам управления трансортных средств преимущест .п « г, ,S венно большой мошности

Изобретение относится к устройствам автоматического переключения передач трансмиссии транспортного средства, и относится к транспортным бредствам, а именно к устройствам автоматического переключения передач ступенчатых трансмиссий транспортных средств, и может быть использовано в автомобилеи тракторостроении

Изобретение относится к транспорту, в частности к устройствам автоматического управления механизмами переключения передач транспортного средства

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в военных гусеничных машинах, имеющих ступенчатую трансмиссию

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к золотниковым устройствам, применяемым преимущественно в системах управления автоматическим переключением фрикционных элементов в ступенчатых трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортной технике, а именно, к системам автоматического переключения передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на транспортных машинах, имеющих ступенчатую коробку передач с автоматизированным управлением

Изобретение относится к автомобильной электронике, может быть использовано для безударного включения передачи средствами автоматики и позволяет продлить срок службы синхронизаторов или полностью отказаться от них
Наверх