Пневмосистема управления коробкой передач

 

Изобретение относится к пневматическим приводам транспортных средств. Целью изобретения является повышение долговечности. Пневмоцилиндр 12 торможения кардана связан с клапаном 6 муфты сцепления посредством двух трехпозиционных распределителей 30, торцовые полости 31 и 32 которых соединены с пневмоцилиндрами 18 включения передач, причем трехпозиционный распределитель соединяет Пневмоцилиндр 18 в средней позиции с клапаном 6 муфты сцепления, а в крайних - с атмосферой, чем достигается уменьшение износа фрикционной пары при торможении кардана. 2 ил. о (Л оо 00 N го Го

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) (51) 4 В 60 К 41 06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ иг f

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

К А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 1156934 (21) 4004270/31-11 (22) 06.01.86 (46) 23.06.87. Бюл. № 23 (71) Белорусский политехнический институт (72) Н. В. Богдан, В. В. Гуськов, А. Э. Павлович и Е. А. Романчик (53) 629.113(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1156934, кл. В 60 К 41/06, 1983. (54) ПНЕВМОСИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ

КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ (57) Изобретение относится к пневматическим приводам транспортных средств.

Целью изобретения является повышение долговечности. Пневмоцилиндр 12 торможения кардана связан с клапаном 6 муфты сцепления посредством двух трехпозиционных распределителей 30, торцовые полости

31 и 32 которых соединены с пневмоцилиндрами 18 включения передач, причем трехпозиционный распределитель соединяет пневмоцилиндр 18 в средней позиции с клапаном 6 муфты сцепления, а в крайних — с атмосферой, чем достигается уменьшение износа фрикционной пары при торможении кардана. 2 ил.

1318442

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к пневматическим приводам управления трансмиссиями транспортных средств, и является усовершенствованием изобретения по авт. св. № 1156934.

Цель изобретения — повышение долговечности.

На фиг. изображена принципиальная пневматическая схем" пневмосистемы управления коробкой передач; на фиг. 2— пневмораспределител ь.

Пневмосистема управления коробкой передач состоит из источника давления, включающего в себя последовательно соединенные компрессор !, регулятор 2 давления, ресивер 3 и манометр 4, редукционного клапана 5, клапана 6 включения передач, управляемого педалью муфты сцепления с рычагами 7 и 8 и кулисным механизмом 9, обрат!!!ого клапана 10, дополнительного ресивера 11, пневмоцилиндра 12 одностороннего действия и пневмораспределителя 13.

Пневмораспределитель 13 состоит из корпуса 14, в верхнюю часть которого вставлена подпружиненная рукоятка 15, четырех двухпозиционных кранов 16, управляемых через шток 17 рукояткой 15, и двух пневмоцилиндров 18. Рукоятка 15 жестко связана с упором 19, который расположен в пазу кулисы 20, установленной в корпусе 14. Рабочая полость А кранов 16 попеременно сообщается через двойной клапан 21 или через отверстие Б с атмосферой, а через канал В с дополнительным ресивером 11.

Пневмоцилиндр 18 содержит корпус

22, шток-поршень 23 с центральным буртиком 24, два дополнительных поршня 25 и 26, упирающиеся в буртик 27 корпуса 22 и находящиеся под воздействием пружин

28, и предохранительный клапан 29.

Корпус 22 пневмоц.<линдра 20 разделен шток-поршнем 23 и поршнями 25 и 26 на три полости Г, Д и Е, причем центральная полость,l, постоянно сообщена через предохранительный клапан с атмосферой, а крайние полости E и Г через пневмораспределитель 13 соединяются поочередно с атмосферой или источником 1 давления. При этом пневмоцилиндр 12 связан с клапаном 6 включения передач посредством двух трехлинейных трехпозиционных клапанов 30, торцовые камеры 31 и 32 которых соединены с крайними полостями Г и Е пневмоцилиндров 18.

Устройство работает следующим образом.

При нейтральном положении рукоятки

14 и выключенной педали муфты сцепления компрессор 1 подает воздух через регулятор 2, ресивер 3, ре™укционный клапан 5 к клапану 6 включения передач, который отсекает давление от пневмосистемы. Поэтому остальные узлы пневмосис5 !

О !

55 темы находятся в нейтральном положении под действием оттяжных пружин.

При нажатии на рычаг 8 педали муфты сцепления сначала частично выключается муфта сцепления. Затем, когда верхний рычаг 7 упрется в паз кулисного механизма 9, открывается клапан 6 включения передач и воздух под редуцированным давлением годается в цилиндр 12 тормоза кардана и через обратный клапан 10, ресивер 11 и открытый нижний двойной клапан 21 пневмораспределителя 13 поступает в рабочие полости Г и Е пневмоцилиндра 18. Так как одинаковое давление с обоих сторон действует на равную площадь шток-поршня 23, то он остается в нейтральном положении -- передача не включена, а золотник трехпозиционного клапана 30 находится в среднем положении, соединения пневмоцилиндр 12 с клапаном 6 включения передач.

Для того, чтобы включить передачу, необходимо при выжатой педали муфты сцепления приподнять рукоятку 14 рычага пневмораcïðåäåëèòåëÿ, кулисой 20 перевести ее в одно из крайних положений, например вправо.

При этом шток 17 левого крана поднимается, увлекая за собой двойной клапан 21, который отсекает давление от полости А, а затем через полый шток и отверстие Б соединяет полость А с атмосферой. При опускании рукоятки она под действием пружины фиксируется упором 19 во включенном положении в специальном пазу кулисы 20.

Давление в полости Е пневмоцилиндра

18 надает, а в полости Е остается прежним, поэтому шток-поршень 23 сдвигается влево, увлекая за собой центральным буртиком дополнительный поршень 25 выключения. и поводком Ж, расположенным на шток- поршне, включает соответствующую передачу.

Одновременно уменьшается давление в торцовой камере 31 клапана 30, и под действием давления в камере 32 золотник смещается влево, запирая трубопровод, соединенный с клапаном 6, и соединяя пневмоцилиндр 12 с атмосферой, растормаживая при этом кардан, Для того, чтобы давление в компенсационной полости Д пневмоцилиндра оставалось одинаковым, она постоянно соединена через предохранительный клапан 29 с атмосферой.

При опускании педали муфты сцепления срабатывает механизм блокировки передач (не показан), который фиксирует ползун и вместе с ним через поводок Ж штокпоршень 23 пневмоцилиндра во включенном положении.

Для случаев, когда включение передачи не просходит из-за попадания шестерен зуб на зуб и когда после опускания пе1318442

Формула. изобретения

)7 га г) в фиг.г в,ниипи Заказ 2464, 14 Гнрахк внк I )одииснос

Производственно-полиграфическое ирсдириятис, г. У кгоро ь 1ги Проектная. 4 дали муфты сцепления давление в пневмосистеме после клапана включения передач может упасть до нуля, предусмотрена установка обратного клапана 10 и дополнительного ресивера 11. Обратный клапан,сохраняет давление в пневмосистеме управления пневмораспределителя, а дополнительный ресивер 11, объем которого соизмерим с объемом надпоршневого пространства пневмоцилиндра 18, обеспечивает возможность довключения передачи при отпущенной педали муфты сцепления и вращающемся карданном вале.

Для выключения передачи необходимо выжать педаль муфты сцепления. При этом давление воздуха поступает только через обратный клапан 10 в дополнительный ресивер 11. В пневмоцилиндр 12 воздух не поступает, так как золотник клапана 30 смещен влево. Далее необходимо, приподняв рукоятку 15, перевести ее в нейтральное положение, зафиксировав в кулисе 20.

При этом воздух под давлением поступает в рабочие полости Г и Е пневмоцилиндра

18 и по трубопроводам в торцовые камеры 31 и 22 клапана 30.

В левой рабочей полости пневмоцилиндра давление воздуха воздействует на штокпоршень 23 включения и дополнительный поршень 25 выключения совместно с усилием пружины 28, а в правой полости пневмоцилиндра давление воздуха действует только на шток-поршень 23. Из-за возникшей разности усилий шток-поршень 23 смещается в нейтральное положение. Передача выключенаа.

За счет соответствующего подбора сечения трубопроводов перемещение золотника клапана 30 в среднее положение происходит после выключения передачи.

Пневмосистема управления коробкой передач по авт. св. Хо 1156934, отличаюи4аяся тем, что, с целью повышения долговечности, она снабжена двумя трехпозиционными трехлинейными распределите15 лями, торцовые управляющие камеры каждого из которых соединены с соответствующими крайними полостями пневмоцилиндров включения передач и соответствующими кранами пневмораспределителя, при этом пер20 вая линия первого распределителя сообщена

0 с пневмоцилиндром одностороннего действия, вторые линии обоих распределителей сообщены между собой, третьи линии сообщены с атмосферой, а первая линия второго распределителя сообщена с выходом клапана включения передач, причем в первой и третьей позиции первого распределителя первая линия сообщена с третьей, во второй позиции первая линия сообщена с второй, в первой и третьей позиции вторая линия сообщена с третьей, а во второй позиции первая линия сообщена с второй.

Пневмосистема управления коробкой передач Пневмосистема управления коробкой передач Пневмосистема управления коробкой передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системам управления трансортных средств преимущест .п « г, ,S венно большой мошности

Изобретение относится к устройствам автоматического переключения передач трансмиссии транспортного средства, и относится к транспортным бредствам, а именно к устройствам автоматического переключения передач ступенчатых трансмиссий транспортных средств, и может быть использовано в автомобилеи тракторостроении

Изобретение относится к транспорту, в частности к устройствам автоматического управления механизмами переключения передач транспортного средства

Изобретение относится к устройствам автоматического управления механизмами переключения передач транспортного средства, преимущественно автомобилей и тракторов, на которых установлены дизельные двигатели со всережимными регуляторами

Изобретение относится к системам управления гидромеханическими трансмиссиями транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в военных гусеничных машинах, имеющих ступенчатую трансмиссию

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к золотниковым устройствам, применяемым преимущественно в системах управления автоматическим переключением фрикционных элементов в ступенчатых трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортной технике, а именно, к системам автоматического переключения передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на транспортных машинах, имеющих ступенчатую коробку передач с автоматизированным управлением

Изобретение относится к автомобильной электронике, может быть использовано для безударного включения передачи средствами автоматики и позволяет продлить срок службы синхронизаторов или полностью отказаться от них
Наверх