Способ контроля технического состояния подшипникового узла

 

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к области диагностики технического состояния подшипникового узла, преимущественно с подшипником скольжения. Целью изобретения является повышение точности контроля за счет учета качества смазки в подшипниковом узле в процессе эксплуатации механизма. Цель достигается тем, что производят спект-- ральный анализ вибрационного сигнала в районе частоты вращения вала.сод, определяют амплитуду вибрационного сигнала В гармонической составляющей на частоте oj, + , а состояние подшипникового узла определяют по углу отклонения шейки вала tjf arccos (1-2mgB/ ), где m - масса вала; I - момент инерции вала; частота огибающей частоты вращения вала. Сравнивают угол отклонения с пороговым значением и по результату судят о качестве смазки. 2 ил. (Л 00 ел о 00 05

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)4 G 01 M 13/04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К Д BTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4004936/31-27 (22) 07. 01. 86 (46) 15. 10. 87. Бюл. Р 38 (71) Ленинградский кораблестроительный институт (72) А.В.Авринский, С.А.Рыков, M.Â.Áåðíáëèò и В.Д.Боярский (53) 658.562.012.7(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 1247709, кл. G 01 М 13/04, 15.06.85. (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО

СОСТОЯНИЯ ПОДШИПНИКОВОГО УЗЛА (57) Изобретение относится к области машиностроения, а именно к области диагностики технического состояния подшипникового узла, преимущественно с подшипником скольжения. Целью изоб„„Я0„„1345086 А 1 ретения является повышение точности контроля за счет учета качества смазки в подшипниковом узле в процессе эксплуатации механизма. Цель достигается тем, что производят спектральный анализ вибрационного сигнала в районе частоты вращения вала и8, определяют амплитуду вибрационного сигнала В гармонической составляющей на частоте ы + Я„ а состояние подшипникового узла .определяют по углу отклонения шейки вала y=arccos(1-2mgB/

/?Д., ), где т — масса вала; I — момент инерции вала; Я, — частота огибающей частоты вращения вала. Сравнивают угол отклонения с пороговым зна- д

Ж чением и по результату судят о качестве смазки. 2 ил.

134508б

Изобретение относится к машиностроению, а именно к вопросам диагностики технического состояния подшипникового узла, преимущественно с подшипниками скольжения.

Цель изобретения — повышение точности контроля за счет учета качества смазки в подшипниковом узле.

На фиг. 1 дана функциональная схема устройства для осуществления способа; на фиг. 2 — амплитудный спектр

1 вибрации подшипникового узла.

Способ осуществляется следующим образом.

Измеряют вибрацию вращающегося испытуемого подшипникового узла 1 вибродатчиком 2, сигнал с которого через предварительный усилитель 3, измерительный усилитель 4 и полосовой фильтр 5 подают на узкополосный частотный анализатор 6, с помощью ,которого измеряют частоты вращения вала Ы и огибающей этой частоты и амплитуду гармонической составляющей с частотой, равной сумме частоты вращения вала и частоты огибающей этой частоты М +Л, Затем оценивают сосо тояние подшипникового узла путем сравнения с пороговым значением угла отклонения шейки вала в подшипнике, который рассчитывают по формуле

2тпа В

g =arccos(1- — -) туг о где ц — угол отклонения шейки вала в подшипнике;

I m — момент инерции и масса вала подшипникового узла;

Л, — частота огибающей частоты вала;

 — амплитуда измеренной гармонической составляющей;

g — ускорение силы тяжести.

Предлагаемый способ позволяет пос высить точность контроля состояния подшипникового узла за счет учета качества смазки.

1п Формула из обретения

Способ контроля технического состояния подшипникового узла, заключающийся в том, что измеряют момент инерции и массу вала, при вращении подшипникового узла измеряют частоту вращения вала и частоту огибающей этой частоты, отличающийся тем, что, с целью повышения точности контроля за. счет учета качества смазки подшипникового узла, измеряют амплитуду гармонической составляющей с частотой, равной сумме частоты вращения вала и частоты огибающей этой

75 частоты, а оценку состояния подшипникового узла производят по сравнению с пороговым значением угла отклонения шейки вала в подшипнике, который рассчитывают пь формуле

2таВ (/ =агссоз(1- †"-) дг о где — угол отклонения шейки вала в подшипнике;

I,m — момент инерции и масса вала подшипникового узла;

Я, — частота огибающей частоты вала;

 — амплитуда измеренной гармонической составляющей;

g — - ускорение силы тяжести.

1345086

Х

Ю

Жу Лу фиР2

Составитель В.Пучинский

Редактор М.Петрова, Техред М.Ходанич Корректор А.Тяско

Заказ 4912/42 Тираж 776 .Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г.ужгород, ул.Проектная, тная 4

Способ контроля технического состояния подшипникового узла Способ контроля технического состояния подшипникового узла Способ контроля технического состояния подшипникового узла 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике и диагностике машин и может быть использовано для диагностики состояния подшипников (П) качения и скольжения

Изобретение относится к техническим средствам испытания подшипников качения на динамическую жесткость , в частности к стенду дпя определения динамической жесткости подшипников качения и позволяет повысить производительность испытаний и их точность

Изобретение относится к мгпниностроеник) и может быть исполыовано в устройства.х диагностнки дефект(зв ли ктроме.ханически.ч систем

Изобретение относится к области машиностроения, а именно -к устройствам для установки радиально-упорных подшипников в испытательном стенде с осевым нагружением

Изобретение относится к испытаниям полимерных материалов, в частности антифрикционных покрытий узлов трения подшипников, а именно к приборам для определения рассеяния энергии , по величине которой можно судить о степени полимеризации покрытия и I-Г его степени адгеэии к наружному кольцу подшипника

Изобретение относится к измерительной технике и м.б

Изобретение относится к подшипниковой пpo ьшшeннocти, в частности к безразборной диагностике подшипников качения и подшипниковых узлов

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника

Изобретение относится к измерительной технике и может быть, преимущественно, использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников в узлах в процессе эксплуатации и ремонта машин и механизмов

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно подшипников качения авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для исследования и испытания подшипников качения

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно межвальных подшипников качения двухвальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении и используется для контроля и прогнозирования состояния подшипников качения в условиях, когда известен вид износа

Изобретение относится к энергетическим и транспортным машинам и механизмам

Изобретение относится к измерительной технике
Наверх