Аварийно-запирающееся втягивающее устройство для ремня безопасности транспортного средства

 

Изобретение относится к устройствам пассивной безопасности в транспортных средствах , а именно - к аварийно-запирающимся втягивающим устройствам ремней безопасности, устанавливаемых в автомобилях . Целью изобретения является повышение надежности устройства при установке его с горизонтальным выходом лямки. Устройство состоит из П-образного корпуса 1 с полым валом 3, на котором закреплен ремень безопасности, храповика 8 с зубьями 9, обоймы 10 со спиральной пружиной 11, храповой собачки 13 с пружиной изгиба 14, закрепленной гайкой 15. Основание 17 инерционного датчика 18 с полостью 19, коническим дном 20 и центральным отверстием 21, над которым располагается щарик 22, плотно вставлено в цилиндрическую полость обоймы 10 с приливом 16. Собачкасинхронизатор 27 смонтирована между стенкой 2 и боковой поверхностью собачки 13 и храповика 8. В критических ситуациях шарик 22 уходит с исходного положения и освобождает плечо 30 собачки-синхронизатора 27, которое, поворачиваясь вокруг своей оси 26, зубом 29 зацепляется с зубом 9 храповика 8. Пружина 14 поворачивает храповую собачку 13, вал 3 блокируется , а лямка 5 удерживает пользователя ремнем безопасности в сиденье. После исчезновения сил инерции шарик 22 возвращается в исходное положение, храповик, вращаясь назад, выталкивает зуб 29 собачки-синхронизатора 27, пружина 14 возвращает храповую собачку 13 в исходное положение. При этом вес шарика 22, воздействуя на конец короткого плеча 30, поворачивает рычаг 38, который сдавливает пружину 40, блокировка лямки снимается и ее можно снова свободно вытягивать из устройства . 3 з.п. .ф-лы, 5 ил. зг S (Л со ел о о С5 4 фда.7

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1350064

А1 (50 4 В 60 R 22/40

OllHCAHHE ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

Н А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3939824/27-11 (22) 05.08.85 (46) 07.11.87. Бюл. № 41 (71) Производственное объединение «Норма» Министерства местной промышленности

ЭССР (72) Л. О. Тедер, А. Ю. Аас, Т. А. Орг и Э. Ю. Майпуу (53) 629.113.014-788.2:677.755 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1320101, кл. В 60 21/1О, 1984. (54) АВАРИЙНО-ЗАПИРАЮЩЕЕСЯ ВТЯГИВАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕМНЯ

БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к устройствам пассивной безопасности в транспортных средствах, а именно — к аварийно-запирающимся втягивающим устройствам ремней безопасности, устанавливаемых в автомобилях. Целью изобретения является повышение надежности устройства при установке его с горизонтальным выходом лямки. Устройство состоит из П-образного корпуса 1 с полым валом 3, на котором закреплен ремень безопасности, храповика 8 с зубьями

9, обоймы 10 со спиральной пружиной 11, храповой собачки 13 с пружиной изгиба 14,,в гг г5 гв u p г г закрепленной гайкой 15. Основание 7 инерционного датчика 18 с полостью 19, коническим дном 20 и центральным отверстием

21, над которым располагается шарик 22, плотно вставлено в цилиндрическую полость обоймы 0 с приливом 16. Собачкасинхронизатор 27 смонтирована между стенкой 2 и боковой поверхностью собачки 13 и храповика 8. В критических ситуациях шарик 22 уходит с исходного положения и освобождает плечо 30 собачки-синхронизатора 27, которое, поворачиваясь вокруг своей оси 26, зубом 29 зацепляется с зубом 9 храповика 8. Пружина 14 поворачивает храповую собачку 13, вал 3 блокируется, а лямка 5 удерживает пользователя ремнем безопасности в сиденье. После исчезновения сил инерции шарик 22 возвращается в исходное положение, храповик, вращаясь назад, выталкивает зуб 29 собачки-синхронизатора 27, пружина 14 возвращает храповую собачку 13 в исходное положение. При этом вес шарика 22, воздействуя на конец короткого плеча 30, поворачивает рычаг 38, который сдавливает пружину 40, блокировка лямки снимается и ее можно снова свободно вытягивать из устройства. 3 з.п..ф-лы, 5 ил.

1350064

Изобретение относится к устройствам пассивной безопасности в транспортных средствах, а именно к аварийно-запирающимся втягивающим устройствам ремней безопасности, устанавливаемых в автомобилях и предназначенных для снижения тяжести травмирования водителя или пассажира при дорожно-транспортных нроисшествиях: столкновениях, опрокидывании, вынужденных резких торможениях автомобиля.

Цель изобретения — повышение надежности устройства при установке его с горизонтальным выходом лямки.

На фиг. 1 изображено предлагаемое уст ройство, продольный разрез (по направлению лямки); на фиг. 2 — сечение А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — храповая собачка; на фиг. 4 и 5 — собачка-синхронизатор, две проекции.

Направление движения транспортного средства на фиг. следует считать слева направо.

Аварийно-запирающее втягивающее устройство содержит П-образный корпус 1, в боковых стенках 2 которого расположен полый вал 3 с закрепленной на нем при помощи шпильки 4 лямкой 5 ремня безопасности. Петля 6 лямки 5 вставлена в вал 3 через продольную щель 7, а сам вал 3 вращается во втулках (не показаны), установленных в отверстиях боковых стенок 2 корпуса 1.

На одном конце вала 3 жестко закреплен храповик 8 с зубьями 9. На стенке 2, снаружи корпуса 1, закреплена обойма 10 со спиральной пружиной 11, которая одним своим концом связана с валом 3 и стремится вращать его в направлении, противоположном направлению стрелки Б, наматывая на вал 3 лямку 5.

В боковой стенке 2 корпуса 1 закреплена ось 12 с поворотно смонтированной на ней храповой собачкой 13, находяшейся в расцепленном положении с храповиком 8 под действием пружины 14 изгиба, закрепленной на стенке 2 гайкой 15. На боковой стороне обоймы 10 выполнен прилив 16 с цилиндрической полостью, в которую плотно вставлено основание 17 инерционного датчика 18.

В основании 17 выполнена полость 19 с коническим дном 20 и центральным отверстием 21 в нем. В полости 19 основания

17 свободно размещен шарик 22, который располагается над отверстием 21, находясь таким образом в стабильном равновесии. Основание 17 имеет преимушественно цилиндрическую наружную форму и на эту поверхность опирается основная собачка 13, чем достигается величина установленного зазора а между периферией зубьев 9 храповика

8 и зубом 23 собачки 13.

Храповая собачка 13 (фиг. 2) имеет основное отверстие 24 для ее поворотного монтажа на оси 12 и дополнительное отверстие 25 для поворотного монтажа в нем

5 l0 l5

4 оси 26 собачки-синхронизатора 27. Собачка-синхронизатор 27 (фиг. 4 и 5) имеет вид плоского рычага, на несущей части которого выполнены выступающие в одну сторону ось 26 и расположенный на конце длинного криволинейного плеча 28 зуб 29, взаимодействующий с храповиком 8.

Плоское короткое плечо 30 в несколько раз короче, чем плечо 28, и располагается в щелевидной прорези 31, проходящей в дне

20 основания 17 через отверстие 21; а его конец своей верхней частью упирается в нижнюю точку шарика 22.

Таким образом, шарик 22 своим весом удерживает собачку-синхронизатор 27 в стабильном равновесии и ее зуб 29 находится на расстоянии в от периферии зубьев 9 храповика 8.

Между стенками 2 корпуса 1 смонтирована распорка 32, которую огибает лямка 5, выходя из устройства через отверстие 33, выполненное в кожухе 34. закрывающем устройство снаружи.

Для крепления устройства к кузову транспортного средства в задней стенке корпуса 1 выполнено отверстие 35 (на фиг. 1 показано условно).

Собачка-синхронизатор 27 выполнена из пластмассы, поэтому имеет сравнительно небольшую массу, однако, учитывая то, что ее длинное плечо 28 в несколько раз превышает длину короткого плеча 30 и имеет преимущественно горизонтальное положение, она имеет возможность падения в направлении стрелки В под действием собственного веса в случае отхода шарика 22 от своего исходного положения.

Расстояние P (фиг. 4) между осью 26 и зубом 29 собачки.-синхронизатора 27 выбрано с таким расчетом, чтобы замыкание зуба

29 с зубом 9 вызвало синхронное замыкание зуба 23 храповой собачки 13 с зубьями 9 храповика 8. Собачка-синхронизатор 27 свободно смонтирована в пространстве между стенкой 2 корпуса 1 и боковой поверхностью собачки 13 храповика 8.

Толщина С плоской части собачки-синхронизатора 27 выбрана с условием обеспечения ее подвижности в указанном пространстве, но не допускаюшем ее выпадания при работе.

В целях увеличения скорости срабатывания устройства в аварийных ситуациях короткое плечо 30 собачки-синхронизатора 27 подпружинено в направлении противодействия весу шарика 22 с усилием, меньшим силы веса шарика.

В предлагаемом устройстве возможно выполнить разные варианты подпружинивания плеча 30. На фиг. 2 показан один из таких вариантов.

В нижней части основания 17 выполнена выемка 36, в которой на оси 37 смонтирован Г-образный рычаг 38. Одно плечо 39 рычага 38 упирается в пружину 40, закрепленную на выступе наружной поверхно1350064

Формула изобретения

55 сти основания 17, а другое (длинное) плечо

41 контактирует с коротким плечом 30 собачки-синхронизатора 27. Усилие пружины

40 выбрано с указанным условием, чтобы плечо 41 рычага 38 создавало давление на короткое плечо 30 собачки-синхронизатора

27 меньшее, чем вес шарика 22.

Для защиты инерционного датчика от пыли на основание 17 надет защитный колпачок 42.

Устройство работает следующим образом.

В нормальном состоянии шарик 22 сидит на кромках отверстия 21, а собачка-синхронизатор 27 не вращается вокруг своей оси 26 из-за воздействия силы веса шарика 22 на конец ее короткого плеча 30.

Лямку 5 можно свободно вытягивать из устройства, закручивая спиральную пружину

11 (вал 3 вращается по направлению стрелки 5), а отпуская лямку 5, она втягивается, наматываясь на вал 3 под действием этой же пружины.

Когда крены, замедления или ускорения, действующие на кузов автомобиля, не превышают заданной величины, что определяется величиной отверстия 21 и углом наклона конического дна 20 относительно горизонтальной плоскости, шарик 22 на покидает своего исходного положения и срабатывания храпового механизма устройства не происходит.

В критических или аварийных ситуациях, когда крен, замедление или ускорение автомобиля превышает заданную величину, шарик 22 уходит с его исходного положения и конец короткого плеча 30 свободно проникает через прорезь 31 и отверстие 21 в гнездо 19 основания 17. Это происходит потому, что длинное плечо 28 собачки-синхронизатора 27 имеет гораздо больший вес, чем короткое плечо 30. Поэтому собачка-синхронизатор 27 поворачивается вокруг своей оси 26, а ее зуб 29, устремляясь вниз по стрелке В, зацепляется с одним из зубьев 9 храповика 8.

Вращение собачки-синхронизатора 27 в направлении В сильно ускоряется также и за счет работы пружины 40 (фиг. 2), которая поворачивает рычаг 38 и его плечом 41 толкает короткое плечо 30 собачки-синхронизатора вверх. Кроме того, эффект этого ускорения усиливается потому, что скорость движения зуба 29 больше скорости движения конца короткого плеча 30 во столько раз, во сколько плечо 28 длиннее плеча 30.

Так как в это время происходит вращение храповика 8 в направлении стрелки Б (лямка вытягивается из устройства), то собачка-синхронизатор 27 увлекается зубом

9 по направлению вращения Б и заставляет своей осью 26 вращаться храповую собачку 13 вокруг оси 12, преодолевая усилие пружины 14.

Расстояние между осью 26 и зубом 29 собачки-синхронизатора 27 выбрано с таким расчетом, чтобы замыкание зуба 23 храповой собачки 13 с зубьями 9 храповика 8 происходило синхронно. Этим достигается срабатывание храпового механизма без возможности соударения кончиков зубьев 9 и

23, т.е. зуб 23 всегда попадает точно во впадину между зубьями 9.

Таким образом, вал 3 блокируется и лямка 5 удерживает пользователя ремнем безопасности в сиденье.

В условиях эксплуатации предлагаемое устройство каждый раз срабатывает и ри достаточно резких поворотах или торможениях транспортного средства, а после исчезновения сил инерции шарик 22 возвращается на свое место, храповик, вращаясь назад(против стрелки Б, выталкивает зуб 29 собачки-синхронизатора 27, а пружина 14 возвращает храповую собачку 13 в исходное положение. При этом вес шарика 22, воздействуя на конец короткого плеча 30, создает достаточное давление на плечо 41 рычага 38 и он поворачивается обратно, сдавливая пружину 40. Блокировка лямки исчезает и ее можно снова свободно вытягивать из устройства.

1. Аварийно-запирающееся втягивающее устройство для ремня безопасности транспортного средства, содержащее П-образный корпус с валом для закрепления и наматывания лямки с жестко смонтированными на нем храповиком, смонтированную в корпусе для вращения вала в направлении наматывания лямки храповую собачку с отверстием, соосно с которым на храповой собачке смонтирована собачка-синхронизатор в виде плоского неравноплечего рычага с зубом для взаимодействия с храповиком, инерционный датчик, имеющий выполненное в основании гнездо с коническим дном с центральным отверстием для размещения шарика, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности при горизонтальной ориентации выхода лямки, в коническом дне основания инерционного датчика выполнена вертикальная прорезь, проходящая через отверстие дна, а в прорези свооодно размещено меньшее плечо собачки-синхронизатора, контактирующее верхней частью своего конца с шариком для удержания собачки синхронизатора в разомкнутом с храповиком положении.

2. Устройство по п. 1,отличающееся тем, что, с целью увеличения скорости его срабатывания в аварийных ситуациях, меньшее плечо собачки-синхронизатора подпружинено в направлении противодействия массы шарика инерционного датчика.

3. Устройство по пп. 1 и 2, отличающееся тем, что, с целью удержания храповой собачки в разомкнутом положении, на корпусе смонтирована пружина, контактирующая своим концом с собачкой. закреплено в полости, которая выполнена в приливе к обойме спиральной пружины.

Составитель H. Магеррамов

Редактор А. Шандор Техред И. Верес Корректор И. Эрдейи

Заказ 5056!!8 Тираж 590 Подписное

ВНИИГ1И Государственнсго комитета СССР по делам изобретений и открытий

1! 3035, Москва, УК вЂ” 35, Рву шская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Г1роектная, 4!

350064 г

4. Устройство по пп. — 3, отличающееся тем, что основание инерционного датчика

37 Я

39 30 в аыыи Г

Фиг. 2

24 фиг. 5

Аварийно-запирающееся втягивающее устройство для ремня безопасности транспортного средства Аварийно-запирающееся втягивающее устройство для ремня безопасности транспортного средства Аварийно-запирающееся втягивающее устройство для ремня безопасности транспортного средства Аварийно-запирающееся втягивающее устройство для ремня безопасности транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к аварийному запирающему втягивающему устройству для ремня безопасности транспортного средства

Изобретение относится к линейным приводам для натяжителя ремня безопасности, используемым в системе автомобильных ремней безопасности

Изобретение относится к средствам пассивной безопасности транспортных средств и касается конструкции аварийно-запирающегося устройства для р емней безопасности транспортных средств

Изобретение относится к устройствам пассивной безопасности транспортных средств

Изобретение относится к самоблокирующемуся механизму автоматического втягивания ремня безопасности с системой блокировки вала намотки ремня безопасности, настроенной на срабатывание в зависимости, по меньшей мере, от поведения транспортного средства. В случае активации, настроенная на реагирование в зависимости от поведения транспортного средства чувствительная масса датчика (14) перемещает стопорный рычаг (17), вводя его зацепляющий наконечник (18) в зацепление с зубьями (29) управляющего диска, таким образом, останавливается совместное вращательное движение управляющего диска и вала намотки ремня безопасности, в результате включается система блокировки. Чувствительная масса (14) датчика располагается в несущей части (10) на опорной поверхности (23) вертикально и при возникающих ускорениях транспортного средства может опрокидываться в несущей части (10). Стопорный рычаг (17) с противоположного его зацепляющему наконечнику (18) конца (19) соединен с геометрическим соединением с чувствительной массой (14) датчика с формированием опоры (21). Геометрическое соединение осуществляется в выступе (15) чувствительной массы (14) датчика, который выступает через отверстие (33) в опорной поверхности (23) несущей части (10). У обращенного к стопорному рычагу (17) края отверстия (33) предусмотрен с проходящим внутрь отверстия (33) выступ (31), который стопорный рычаг (17) приводит в соприкосновение при отклонении в каком-либо направлении. Обеспечивается снижение шумообразования при втягивании ремня безопасности. 7 з.п. ф-лы, 7 ил.
Наверх