Способ ремонта узлов трения скольжения

 

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для ремонта гидравлических машин . Цель - снижение трудоемкости ремонтных работ при восстановлении. Цель достигается путем обеспечения соосности расположения восстанавливаемых поверхностей скольжения подшипниковых втулок (ПВ) и неизношенных поверхностей деталей относительно оси гидравлической машины. Для этого чистовую обработку поверхностей скольжения ПВ проводят перед установкой их на клей в отверстия охватывающих деталей. В процессе полимеризации клея в зазоры между поверхностями скольжения ПВ и ответными им поверхностями вводят пластичный наполнитель, например консистентную смазку с вязкостью, превьшвЕающей вязкость клея. Одновременно при помощи центрирующих фланцев осуществляют центрирование по неизношенным поверхностям подвижных деталей , помещенных в ПВ относительно базовых поверхностей корпуса, и фиксируют положение этих деталей. Последующую разборку выполняют после окончания процесса полимеризации клея. 2 ил. О) со ел со 01 г ел

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СО1.1ИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5ц 4 В 23 P 6/00

« г Рt, gо ff «

Д:4

И a, - !

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4079318/31-27 (22) 08.05.86 (46) 23.11.87. Бюл, N - 43 (71) Институт проблем надежности и долговечности машин Ан БССР (72) В.А.Гурский, А.И.Назин, В.A.Çàëûãèí, Г.А.Куценко,Ю.Е.Никулин, Н.С,Середенко и В.П.Недвецкий (53) 621.797 (088.8) (56) Черноиванов В.И. и др. Восстановление деталей сельскохозяйственных машин, M,: Колос, 1983, с. 209. (54) СПОСОБ РЕМОНТА УЗЛОВ ТРЕНИЯ

СКОЛЬЖЕНИЯ (57) Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для ремонта гидравлических машин. Цель — снижение трудоемкости ремонтных работ при восстановлении.

Цель достигается путем обеспечения соосности расположения восстанавливаемых поверхностей скольжения подI

„„SU„„1353595 А1 шипниковых втулок (ПВ) и неизношенных поверхностей деталей относительно оси гидравлической машины. Для этого чистовую обработку поверхностей скольжения ПВ проводят перед установкой их на клей в отверстия охватывающих деталей. В процессе полимеризации клея в зазоры между поверхностями скольжения ПВ и ответными им поверхностями вводят пластичный наполнитель, например консистентную смазку с вязкостью, превышающей вязкость клея. Одновременно при помощи центрирующих фланцев осуществляют центрирование по неизношенным поверхностям подвижных деталей, помещенных в ПВ относительно базовых поверхностей корпуса, и фиксируют положение этих деталей. Последующую разборку выполняют после окончания процесса полимериэации клея. 2 ил.,,3/3595

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам ремонта гидравлических машин после выработки ими ресурса.

Цель изобретения — снижение трудоемкости ремонта путем упрощения обеспечения соосности поверхностей скольжения подшипниковых втулок относительно оси гидравлической машины эа счет введения пластичного наполнителя с вязкостью, превышающей вязкость клея.

На фиг. 1 показано центрирование подвижных деталей относительно корпуса гидравлического редуктора, на фиг, 2 — зона сопряжения подшипниковой втулки с деталями гидравлического редуктора.

При ремонте гидравлического редуктора растачивают центральные отверстия 1-3 в первичном 4 и вторич- ном 5 блоках цилиндров, а также в блоке 6 подшипников с удалением изношенных подшипниковых втулок и остатков клея. Расточку выполняют беэ повышенных требований к соосности получаемой поверхности и неизношенных поверхно тей.

Обрабатывают око .чательно поверхности скольжения первичного блока и выходного вала, сопрягаемые с поверхностями 7 скольжения подшипниковых втулок 8-10.

Изготавливают подшипниковые втулки с окончательно обработанной поверхностью скольжения, имеющей размер, соответствующий диаметру сопрягаемой поверхности, увеличенный на величину гарантированного зазора 11.

Обеэжиривают наружные поверхности подшипниковых втулок 8- 10 и поверхности отверстий 1.-3 в блоках. Чаносят слой полимериэующегося клея на подготовленные поверхности и вклеивают втулки 9 и 10.

Затем на поверхности 7 скольжения подшипниковых втулок и ответные им поверхности первичного блока цилиндров выходного вала наносят слой пластичного наполнителя, имеющего вязкость, превышающую вязкость клея.

Вторичный блок 5 цилиндров устанавливают на валу 12 и во втулку, установленную в его осевом отверстии на клею, медленно вставляют выходной вал 12, на который затем монтируется первичный блок 4 цилиндров, а на него — блок 6 подшипников. Последний в своем конечном положении центрироBBH своей неиэношенной поверхностью по расточке корпуса ° Слой полимериэующегося клея не препятствует сборке, так как имеет вязкость меньше вязкости пластичного наполнителя в зазоре.

Одновременно фланцами 13 и 14 центрируют первичный блок 4 цилиндров и выходной вал 12 по неиэношенным поверхностям 15 и 16 относительно корпуса 12. 3aхрепляют фланцы на корпусе по реэьбовым отверстиям при помощи болтов. Поджимают подвижные детали (первичный блок 4 цилиндров и выходной вал 12 ) друг к другу болтами

17, укрепленными по центрирующим фланцам 13. При этом центровка входного 18 и выходного 12 валов улучшается, 1

Таким образом, поверхности 7 скольжения подшипниковых втулок 9 и

10, ответные им поверхности первичного блока 4 цилиндров и выходного вала 12, а также все неизношенные поверхности оказываются сцентрированны» ми относительно единой оси гидравлической машины (редуктора) с точностью первоначального изготовления

После окончания полимериэации клея все рабочие поверхности сохраняют свое положение и точность центрирования.

При последующей разборке зачищают следы клея, промывают детали и проводят окончательную сборку гидравлического редуктора.

За счет устранения операции расточки поверхностей скольжения подшипниковых втулок в сборе с охватывающими их деталями и связанного с этим условия соблюдения жестких допусков на соосность восстанавливаемых и неизношенных поверхностей удается понизить трудоемкость ремонта гидравлической машины. При этом без применения специального оборудования или оборудования повышенной точности обеспечена точность соосного расположения восстанавливаемых поверхностей скольжения подшипниковых втулок и неизношенных поверхностей деталей с обеспечением равномерного зазора в трущихся сопряжениях.

Пример. В осевых отверстиях блока подшипников и блоков цилиндров установлены на клею подшипниковые втулки, являющиеся опорой в блоке подшипников для первичного блока циЛ 13 линдров, в блоках цилиндров для выходного вала редуктора.

По условиям работы поверхностей трения между поверхностями скольже.ния подшипниковых втулок и ответными им поверхностями сопряженных деталей должен быть выдержан зазор межцу поверхностью первичного блока цилиндров и поверхностью скольжения подшипниковых втулок .блока подшипников— зазор 0,030 — 0,035 мм; между поверхностью выходного вала и поверхностью скольжения подшипниковых втулок в блоках цилиндров — зазор 0,0250,030 мм.

Материал деталей: первичный и вторичный блоки цилиндров — чугун антифрикционный высокопрочный АЧВ-1, подшипниковые втулки — биметаллические основа иэ стали 45, на внутренней поверхности втулок наплавлен антифрикционный слой — баббит Б83 глубиной

2,0-2,5 мм1 выходной вал — сталь

18ХГТ с упрочнением поверхности цементацией, слой глубиной 0,8-1,1 мм имеет твердость HRC 56-60.

Применяемый клей — композиция на основе эпоксидной смолы холодного отверждения, содержит, мас.ч.: смола ЗД-20 100, полиэтиленполиамин (отвердитель) 15, дибутилфталат (пластификатор) 10, пудра алюминиевая (наполнитель) 50.

Время полной полимеризации клея при 20 С 24 ч, при 60 С вЂ” 5 ч.

Ремонт редуктора проводился следующим образом.

Выполнялось с базированием по неизношенным поверхностям шлифование изношенных поверхностей скольжения первичного блока цилиндров и выходного вала с целью восстановления их геометрических форм: первичный блок— в размере ф 75,00 мм, выходной вал-— в размере ф 50,00 мм.

Механической обработкой удалялись изношенные подшипниковые втулки в блоках цилиндров и блоке подшипников. Допуски на соосность растачиваемых отверстий и неиэношенных поверхностей деталей не устанавливались.

Растачиваемые отверстия имели размеры: в блоках цилиндров 60,06—

60,10 мм; в блоке подшипников 85,0685,10 мм.

Расточки выполнялись так, чтобы был обеспечен упор для устанавливаемых здесь новых подшипниковых втулок

55 ливался в отверстие крышки корпуса, закрепленной в корпусе, В него вставлялся выходной вал, на который затем монтировался первичный блок цилиндЪ ров, а на него — блок подшипников, 53595 4 в осевом направлении, Глубина расточек составила: в блоках цилиндров

60 мм, в блоках подшипников 75 мм.

Изготавливались новые подшипниковые втулки иэ стали с нанесением на внутреннюю поверхность антифрикционного слоя глубиной 2,0-2,5 мм.

Втулки имели наружный диаметр: при установке в блоки цилиндров 60,00 мм, при установке в блок подшипников

85,00 мм.

Проводилась окончательная обработка точением внутренней поверхности (поверхности скольжения) подшипниковых втулок по 6 классу шероховатости поверхностен: для втулок, устанавливаемых в блоках цилиндров, в размер

50,025-50,030 мм,: для втулок, устанавливаемых в блоке подшипников, в размер 75,030-75,035 мм. Особые требования на соосность поверхностей зтулок между собой не устанавливались.

Смешивались компоненты клея, который начинал полимеризоваться. Температура окружающей среды и клея сос о тавляла 18-20 С, что вполне приемлемо для проведения работ по высоте втулок в соответствии с предложенным способом, учитывая, что указанные работы могут выполняться только в промежуток времени до момента выравнивания вязкости клея и пластичного наполнителя (смазки). Время до выравнивания вязкостей определяется

1 экспериментально и в рассматриваемом случае составило 0 5-0,7 ч.

Поверхности осевых расточек в бло4О ках цилиндров и блоке подшипников и наружные поверхности подшипниковых втулок обезжиривались в растворе органического растворителя и прослушивались, На сопрягаемые поверхности

45 деталей кистью наносился слОЙ клея после чего втулки вставлялись в блоки.

На поверхности скольжения подшипниковых втулок и ответные им поверхности сопрягаемых деталей наносился слой пластичной смазки ЛИТОЛ-24,имеющий вязкость, превышающую текущую вязкость полимеризующегося клея.

Вторичный блок цилиндров устанав1353 который в своем конечном положении центрировался своей неиэношенной поверхностью по расточке корпуса. При сборке слой пластичной смазки, за- полняя зазоры между поверхностями скольжения подшипниковых втулок и ответными им поверхностями сопрягаемых деталей, способствовал получению между деталями равномерного зазора.

Слой полимеризующегося клея .не препятствовал этому, так как его вязкость меньше вязкости пластичной смазки.

Одновременно при помощи центрирую- 15 щих фланцев первичный блок цилиндров и выходной вал центрировались по неиэношенным поверхностям относительно расточек корпуса редуктора.

Фланцы закреплялись на корпусе при помощи болтов, размещенных по периферии фланца, а болтом, размещенным в центре фланца, воздействовали на входной и выходной валы так, чтобы про-— .исходил их взаимный поджим, чем улуч- 2б шилась соосность их расположения.

В таком положении все детали центрированы относительно корпуса, а между трущимися поверхностями обеспечены

6 равномерные зазоры. При этом слой клея продолжал полимериэоваться.

После окончания полимеризации клея (при 20 С вЂ” 24 ч) проводилась разборка, зачистка следов клея, промывка деталей и окончательная сборка редуктора.

Ф о р м у л а, и з о б р е т е н и я

Способ ремонта узлов трения скольжения, преимущественно гидравлических машин, включающий механическую обработку посадочных отверстий и втулок, их обеэжиривание и установку втулок на клею в отверстие, о т л и— ч а ю шийся тем, что, с целью снижения трудоемкости ремонта путем упрощения обеспечения соосности подшипниковых втулок гидравлической машины в отверстиях, в процессе полимериэации клея в зазоры между поверхностями скольжения подшипниковых втулок и посадочными поверхностями вводят пластичный наполнитель с вязкостью, превышающей вязкость клея, осуществляют центрирование и фиксируют положение втулок до окончания процесса полимеризации клея.

1353595

0,12

Составитель Н.Тютченкова

Редактор В.Данко Техред Л.Олийнык

Корректор В.Гирняк

Заказ 5659/14 Тираж 970

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035 Москва Ж-35 Раушская наб. д, 4/5

Подписное

Ф f 1 У

Ф

Ъ

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ ремонта узлов трения скольжения Способ ремонта узлов трения скольжения Способ ремонта узлов трения скольжения Способ ремонта узлов трения скольжения Способ ремонта узлов трения скольжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способам восстановления и ремонта деталей с трещинами и может быть использовано для продления срока службы-авиационных и других конструкций

Изобретение относится к ремонту деталей из листового материала с трещинами и может быть применено для увеличения срока службы элементов конструкций авиационной техники

Изобретение относится к способам оперативног о восстановления и ремонта тонколистовых деталей, элементов конструкций из разнорезных материалов, содержащих трещинообразный дефект в недоступном для проведения ремонтных работ месте

Изобретение относится к ремонту деталей машин сваркой с использованием заплат, при выполнении которых предусматривают наличие компенсатора сварочных напряжений, т.е

Изобретение относится к ремонтно-восстановительным работам, в частности к способам восстановления зубчатых колес

Изобретение относится к технологии исправления литейных дефектов типа пор корпусных деталей и может быть применено на предприятиях металлургической и машиностроительной промьшшенности

Изобретение относится к области обработки металлов давлением, а именно к восстановлению посадок подшипников при ремонте деталей машин

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам задержки роста усталостных трещин в конструкциях, например, при эксплуатации летательных аппаратов, и может быть использовано при ремонте и эксплуатации других видов техники

Изобретение относится к области ремонта и восстановления тонколистовых элементов конструкций из различных материалов, содержащих трещинообразные дефекты в недоступных для проведения работ местах конфигурации

Изобретение относится к способам и устройствам для ремонта корпусов шестеренных насосов и может быть использовано в различных отраслях промышленного производства

Изобретение относится к ремонтному производству, а именно к восстановлению изношенных деталей машин, в частности к устройствам для восстановления крестовых ножей промышленных мясорубок пластическим деформированием

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам, предназначенным для восстановления и упрочнения методом индукционной наплавки крупногабаритных деталей и узлов, например, деталей и узлов железнодорожного транспорта

Изобретение относится к технике обновления ремонтопригодных деталей путевых машин методом плазменно-порошковой наплавки с последующей шлифовочной доводкой реконструированных образующих поверхностей
Изобретение относится к ремонту сваркой и может быть использовано при ремонте роликов машин непрерывного литья заготовок, рабочих валков станов горячей прокатки и других деталей, работающих в условиях циклического термического нагружения
Изобретение относится к обработке метала и может быть использовано при восстановлении и ремонте техники в сельскохозяйственном производстве, производимом централизовано
Наверх