Зубчатая передача

 

Изобретение относится к машиностроению , а именно к зубчатым передачам . Цель - повышение надежности. Это достигается поддержанием постоянного натяга в соединении ступицы, венц и упругого элемента составного колеса передачи. Упругий элемент 3 представляет собой втулку, свернутую из упругой пластины в спираль в торГ /I цовом сечении втулки. Элемент 3 помещенв цилиндрический паз венца 2 и ступицы 1 составного колеса передачи . В пластине параллельно оси втулки могут быть выполнены прорези. В одном цилиндрическом пазу могут размещаться вдоль его оси несколько втулок различной радиальной жесткости, меньшей у втулок, расположенных у торцов колеса. При работе передачи износ контактирующих поверхностей упругого элемента 3 и цилиндрического паза компенсируется раскручиванием спирали. Тем самым сохраняется оптимальная жесткость соединен йя ступицы 1с венцом 2. Прорези в пластине обес- Q печивают осевую податливость соединения венца 2 со ступицей 1. Применение нескольких втулок различной жесткости улучшает самоустановку венца 2по сопрягаемому зубчатому колесу передачи. 2 з.п. ф-лы, 4 ил. s -4 ие.2

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (19) (11) (51)4 F 16 Н 55 14

ОПИСАНИЕ И3ОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (54) ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4081425/25-28 (22) 04,07.86 (46) 15. 12.87. Бюл. Р 46 (71) Институт проблем надежности и долговечности машин АН БССР (72) О.В.Берестнев, А.А.Якимович и В.Л.Басинюк (53) 621.833(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

)1 238957, кл. F 16 Н 55/14, 1967. (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к зубчатым передачам. Цель — повышение надежности.

Это достигается поддержанием постоянного натяга в соединении ступицы, венца и упругого элемента составного колеса передачи, Упругий элемент 3 представляет собой втулку, свернутую из упругой пластины в спираль в тор4 цовом сечении втулки. Элемент 3 помещен- в цилиндрический паз венца 2 н ступицы 1 составного колеса передачи. В пластине параллельно оси втулки могут быть выполнены прорези. В одном цилиндрическом пазу могут размещаться вдоль его оси несколько втулок различной радиальной жесткости, меньшей у втулок, расположенных у торцов колеса. При работе передачи износ контактирующих поверхностей упругого элемента 3 и цилиндрического паза компенсируется раскручиванием спирали. Тем самым сохраняется оптимальная жесткость соединения ступицы

1 с венцом 2. Прорези в пластине обеспечивают осевую податливость соединения венца 2 со ступицей 1. Применение нескольких втулок различной жесткости улучшает самоустановку венца

2 по сопрягаемому зубчатому колесу передачи. 2 з.п. ф-лы, 4 ил, 59533 2 ступице 1 составного зубчатого колеса, необходимая для компенсации угла перекоса зубьев в зацеплении, возникающего из-за погрешностей изготов5 ления и монтажа, а также деформации валов, подшипников и корпусных деталей, обеспечивается податливостью упругих элементов 3.

По мере износа цилиндрического паза венца 2 и ступицы 1 и наружного диаметра спирали элемента 3 она разворачивается, обеспечивая сохранение оптимальной жесткости сопряжения венца 2 и ступицы 1 без каких-либо регулировок или замены упругих элементов 3.

При возникновения перегрузок концы пластины упругого элемента 3 смы20 каются, выбирая зазор g, что повышает жесткость элемента 3, исключая

его поломку. Прорези 5 обеспечивают осевую податливость упругих элементов 3, что повышает их демпфирующие

25 свойства в передачах с осевым усилием (косозубых, конических). Размещение по ширине венца 2 нескольких упругих элементов 3 различной жесткости (фиг. 3) улучшает самоустановку венЗ0 ца 2 по сопрягаемому зубчатому колесу передачи.

1 13

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах.

Целью изобретения является повышение надежности за счет поддержания постоянным натяга в соединении ступицы, венца и упругого элемента составного колеса передачи.

На фиг. 1 изображено составное зубчатое колесо; на фиг. 2 — разрез

А-А на фиг. 1, на фиг. 3 — вариант использования в колесе нескольких упругих элементов различной радиальной жесткости, на фиг. 4 — вариант выполнения упругого элемента.

Зубчатая передача содержит пару зацепляющихся зубчатых колес, одно из которых (второе не показано) выполнено составным из ступицы 1, венца 2 и соединяющих из упругих элементов 3. Элементы 3 выполнены в виде свернутых из упругих пластин втулок и размещены в соответствующих цилиндрических параллельных оси колеса пазах венца 2 и ступицы 1. В торцовом сечении втулки упругая пластина свернута в спираль. На одном,из концов пластины имеется ступенчатый участок 4, что обеспечивает равномерное прилегание наружной поверхности упругого элемента 3 к поверхности цилинд- . рического паза венца 2 и ступицы 1.

Между концами свернутой во втулку пластины имеется зазор ь .

В пластине параллельно оси втулки и с некоторым шагом по ее окружности могут быть выполнены чередующиеся по шагу открытые и закрытые с торцов втулки прорези 5 (фиг. 4).

В одном цилиндрическом пазу венца

2 и ступицы 1 (который может быть выполнен ступенчатым по диаметру) вдоль оси паза может размещаться несколько втулок (фиг. 3). При этом радиальная жесткость втулок 6 и 7, расположенных у торцов колеса, меньше жесткости втулки 8, расположенной в середине.

Цилиндрические пазы венца 2 и ступицы 1 глухие в осевом направлении, поэтому при сборке составного колеса свернутые в спираль упругие пластины элемента 3 раскручиваются, заполняя цилиндрический паз и обеспечивая одновременно осевую фиксацию венца 2. относительно ступицы 1.

При работе передачи требуемая податливость соединения венца 2 на

Формула изобретения

1. Зубчатая передача, содержащая пару зацепляющихся зубчатых колес, одно из которых выполнено составным из установленного на ступице и соединенного с ней упругими элементами венца, элементы выполнены в виде

40 свернутых из упругих пластин втулок и размещены в соответствующих цилиндрических параллельных оси колеса пазах венца и ступицы, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью повыше45 ния надежности,. упРугая пластина в торцовом сечении втулки свернута в спираль.

2. Зубчатая передача по п. 1, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что в

50 пластине параллельно осН втулки H с равным шагом по ее окружности выполнены чередующиеся по шагу открытые и закрытые с торцов втулки прорези.

3 ° Зубчатая передача по пп. 1 и

2, отличающаяся тем, что в пазу вдоль его оси размещены втулки различной радиальной жесткости, меньшей у втулок, расположенных у торцов колеса.

1359533 фиР1

Составитель М.Левинский

Техред М.Моргентал Корректор С. Черни

Редактор И.Рыбченко

Тираж 804 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 6135/37

Производственно-полиграфическое предприятие, r.Ужгород, у . р л П оектная 4

Зубчатая передача Зубчатая передача Зубчатая передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в зубчаты.х передачах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с пониженным уровнем вибраций и шума

Изобретение относится к маши ностроению и может использоваться в зубчатых передачах

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах нормальной точности и малой виброактивности

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в передачах преимущественно с цилиндрическими, коническими зубчатыми колесами, выполненными из металла, неметаллических материалов (пластмассы, полимеры) их сочетания (армирование), в металлополимерных зубчатых передачах

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в различных зубчатых передачах разнообразных машин

Изобретение относится к области часовой промышленности и направлено на создание подвижной детали, предназначенной для введения в контакт с другим подвижным или неподвижным элементом, которая обладает определенной упругостью в ее центре, что обеспечивает ее смещение без изменения межцентрового расстояния

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тяговых передачах локомотивов и редукторах общего машиностроения

Изобретение относится к машиностроению и касается конструкции составного зубчатого колеса привода машин

Изобретение относится к области часовой промышленности и направлено на создание подвижной детали, предназначенной для введения в контакт с другим подвижным или неподвижным элементом, которая обладает определенной упругостью в ее центре, что обеспечивает ее смещение без изменения межцентрового расстояния

Изобретение относится к амортизатору колеса, в частности к амортизатору колеса мотоцикла

Изобретение относится к области общего машиностроения и может быть использовано в приводах вращательного движения
Наверх