Силовая установка

 

Изобретение позволяет повысить эффективность и мощность установки путем повьппения равномерности вра- . щения вала двигателя, степени утилизации тепла выхлопных газов двигателя . Для зтого между электроге

„„SU„„1366665

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

А1 (51) 4 Р 02 В 37/00, Р 02 Q 5/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4030972/25 06 (22) 04,03.86 (46) 15.01,88. Бюл. Р 2 (75) А.П.Николайчук (53) 621.43.052 (088.8) (56) Заявка ФРГ В 2941240, кл. F 02 G 5/02, опублик. 1981. (54) СИЛОВАЯ УСТАНОВКА (57) Изобретение позволяет повысить эффективность и мощность установки путем повышения равномерности вращения вала двигателя, степени утилизации тепла выхлопных газов двигателя. Для этого между электроге-

13666 нератором 7 и органом включения в электрическую цепь подключен аккумулятор 9. На валу 2 двигателя установлен профилирующий кулачок 10, который примыкает к подвижному контакту 16 органа включения. Ротор 13 выполнен в виде постоянных магнитов, а сердечник 18 электромагнита 14 выполнен подковообразным и его концы примыкают через зазор к постоянным магнитам ротора. При утилизации тепла выхлопных газов с помощью газовой турбины и электрогенератора и пере65 даче полученной электроэнергии через электромагнит 14 к маховику в положениях, когда поршень 4 не доходит до верхней мертвой точки на 45 угла поворота коленчатого нала, увеличивается крутящий момент на валу.

Крутящий момент, создаваемый в это время расширяющимися в цилиндре 3 газами, невелик. Добавление энергии на вал 2 от двигателя 8 повышает равномерность крутящего момента двигателя 1. 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно двигателестроению, и может быть использовано в силовых установках с ДВС и утилизационными газовыми турбинами, Цель изобретения — повышение эффективности и мощности силовой установки путем повышения равномерности вращения вала двигателя, степени утилизации тепла выхлопных газов двигателя.

На фиг. 1 изображена схема силовой установки; на фиг. 2 — положение маховика и вала двигателя в момент включения электрического двигателя; на фиг, 3 — пример выполнения установки с четырехцилиндровым двигателем, в момент начала подачи тока на обмотку электромагнита; на фиг. 4— то же, в момент отключения подачи тока.

Силовая установка содержит ДВС

1, снабженный коленчатым валом 2 по меньшей мере одним цилиндром 3 с поршнем 4, перемещающимся от нижней к верхней мертвым точкам (HMT и BMT) и маховиком 5, газовую турбину 6, электрогенератор 7, электрический двигатель 8, электрический аккумулятор 9 и профилированный кулачок 10 для привода подвижного контакта органа включения. Маховик 5 установлен в кожухе 11 сцепления и подключен к коленчатому валу 2. Газовая турбина 6 установлена в газовыхлопной магистрали 12 двигателя 1.. Электрогенератор 7 подсоединен к валу турбины 6. Электрический двигатель 8 снабжен ротором 13, размещенным на

40 ободе маховика 5 и статором, снабженным электромагнитом 14 с обмоткой, подключенной через электрическую цепь 15 с подвижным и неподвижным контактами 16 и 17 органа включения к электрогенератору 7, и сердечником 18, закрепленным на кожухе 11 сцепления и примыкающим к ротору 13 через зазор.

Профилированный кулачок 10 установлен на валу 2 двигателя 1, примыкает к подвижному контакту 16 органа включения и его профиль выполнен с возможностью обеспечения включения контактов 16 и 17 при положении поршня вблизи верхней мертвой точки (на ходе сжатия и выпуска газов). Аккумулятор 9 подключен к электрической цепи 15 между электрогенератором 7 и органом включения. Ротор 13 электрического двигателя 8 выполнен в виде постоянных магнитов, а сердечник 18 электромагнита 14 статора выполнен подковообразным и его концы примыкают через зазор к постоянным магнитам ротора 13. Постоянные магниты ротора 13 установлены на маховике 5 о симметрично через 180 и имеют угловую длину 90 . В электрической цепи

15 установлен реле-регулятор 19 для регулирования напряжения в цепи 15 °

Обод маховика 5 выполнен из немагнитного материала.

Силовая установка работает следующим образом.

Запуск ДВС 1 осуществляется с помощью электрического двигагеля 8, В процессе запуска один из магнитов ротора 13 располагается напротив сер1366665 дечника 18 электромагнита 14 статора. При этом ось симметрии магнитов на роторе 13 располагается не дохоо

Э дя 45 до BMT (по углу поворота ко ленчатого вала 2), а упор подвижного контакта 16 находится напротив начала впадины кулачка 10, и контакты

16 и 17 замыкаются. Через эти контакты от аккумулятора 9 по цепи 15 поступает электроимпульс на обмотку электромагнита 14. При этом в сердечнике 18 создается магнитное поле (направление поля показано пунктиром), которое создает в зазоре сердечника 18 магнитное поле, выталкивающее магнит ротора 13 маховика 5 в направлении вращения вала 2 двигателя 1 (показано стрелкой). Питание электрического двигателя 8 происходит от аккумулятора 9.

Поскольку наибольшее сопротивление движению поршней в двигателе 1 возникает в момент сжатия топливовоздушной смеси в цилиндре 3 и при такте выхлопа, магнит ротора 13 позволяет преодолевать эти сопротивления, создавая силовой импульс вращения на маховике 5 в момент, когда поршень 4 проходит BMT.

После запуска двигателя 1 выхлопные газы, выходящие из цилиндров 3, поступают в газовыхлопную магистраль

12 и в турбину 6, которая при вращении передает энергию через редуктор на электрогенератор 7, где вырабатывается электрический ток, поступающий через реле-регулятор 19 по цепи

15 на подзарядку электрического аккумулятора 9. При работающем двигателе 1 всякий раз, когда один из магнитов ротора 13 маховика 5 проходит через зазор сердечника 18, на обмотку электромагнита 14 поступает электрический импульс через контакты 16 и 17 органа включения аккумулятора 9.

При увеличении нагрузки на валу 2 двигателя 1 частота его вращения снижается, и топливовоздушная смесь,поступающая в цилиндры 3 двигателя, становится богаче. При этом количество электрической энергии, поступающей на электромагнит 14, также увеличивается, так как увеличивается время действия электромагнита 14 при меньшей частоте вращения. Однако это компенсируется увеличением энергии выхлопных газов.

При необходимости, например, при торможении транспортного средства двигателем 1 на спусках электромагнит 14 можно отключить выключателем, 5 устанавливаемым в цепи 15.

Таким образом, положительный эффект заключается в том, что при утилизации тепловой энергии выхлопных газов двигателя 1 с помощью газовой турбины 6 и электрогенератора 7 и передаче полученной электроэнергии через электромагнит 14 статора электрического двигателя 8 к маховику 5 в положениях, когда поршень 4 не доходит до BMT на 45 угла поворота коленчатого вала 2, увеличивается крутящий момент на валу 2 двигателя

1. При этом крутящий момент, создаваемый расширяющимися в цилиндре 3 газами, в это время невелик. Добавление энергии на вал 2 от электрического двигателя 8 повышает равномерность крутящего момента двигателя

Поскольку для крепления электромагнита 14 статора используется кожух 11 сцепления, а маховик 5 выполняет роль статора 13 электрического

30 двигателя 8 (при установке на маховик 5 постоянных магнитов), то происходит совмещение выполняемых функций — кожух 11 сцепления выполняет и свою основную роль и является одновременно корпусом электрического двигателя 8, маховик 5 выполняет как роль накопителя энергии, так и роль ротора 13 электрического двигателя 8.

В результате из конструкции силовой

4р установки исключаются корпус и якорь электродвигателя, подшипники и освобождается пространство, занимаемое в известных устройствах электродвигателем.

Формула изобретения

Силовая установка, содержащая двигатель внутреннего сгорания, снабженный коленчатым валом, по меньшей мере одним цилиндром с поршнем, перемещающимся между нижней и верхней мертвыми точками, и маховиком, установленным в кожухе сцепления и прикрепленным к коленчатому валу, газовую турбину, установленную в газовыхопной магистрали двигателя, электрогенератор, подсоединенный к валу турбины и электрический двигатель, снаб5 13666 женный ротором, размещенным на ободе маховика, и статором, снабженным электромагнитом с обмоткой, подключенной через электрическую цепь .с подвижным и неподвижным контактами оргайа включения к электрогенератору, и сердечником, закрепленным на кожухе сцепления и примыкающим к ротору через зазор, о т.л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения эффективности и мощности путем повышения равномерности вращения вала двигателя, установка дополнительно содержит электрический аккумулятор и профилированный кулачок для привода подвижного контакта органа включения, при65 чем аккумулятор подключен к электрической цепи между электрогенератором и органом включения, кулачок установлен на валу двигателя, примыкает к подвижному контакту органа вклю-! чения, и его профиль выполнен с возможностью обеспечения включения контактов при положении поршня вблизи верхней мертвой точки, ротор электрического двигателя выполнен в виде постоянных магнитов, сердечник электромагнита статора выполнен подковообразным, его концы примыкают через зазор к постоянным магнитам ротора, а обод маховика выполнен из немагнитного материала.

Сж

-+

1366665 нНИИПи Заказ 6800/30 Тираж 505 Подписное

Произв.-полигр. пр-тие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Силовая установка Силовая установка Силовая установка Силовая установка Силовая установка 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и позволяет повысить экономичность и увеличить надежность путем уменьшения загрязнения воздушного тракта охладителя наддувочного воздуха

Изобретение относится к топливным системам двигателей с принудительным воспламенением и предназначено для подачи топливовоздушной смеси в цилиндры четырехтактных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к энергомашиностроению и машиностроению, в частности к поршневым двигателям внутреннего сгорания (ДВС) преимущественно с наддувом и воспламенением заряда от постороннего источника

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в турбокомпрессорах для наддува изделия
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в производстве дизельных двигателей

Изобретение относится к области энергетического машиностроения, в частности к двигателям внутреннего сгорания с компаундной турбиной и может быть использовано в системах питания турбокомпаундных дизелей

Изобретение относится к агрегатам наддува двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к тепловым машинам и предназначено для транспортных четырехтактных комбинированных двигателей внутреннего сгорания с силовой турбиной
Наверх