Способ испытания пар трения на износостойкость

 

Изобретение относится к технологии машиностроения и может быть использовано при изготовлении изделий, содержащих различные пары трения. Целью изобретения является повышение информативности испытаний за счет определения направления максимальной износостойкости. Испытание пар трения на износостойкость осуществляют путем относительного перемещения элементов пар трения под нагрузкой в радиальных направлениях от общего центра . Измеряя величины износа в диаметрально противоположных направлениях , определяют направление максимальной износостойкости поверхности. За показатель износостойкости принимают объем вытертых лунок. 3 ил., 3 табл. с сл

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51) 4 С О1 М 3/56

ВСЕ(;ЯОЗЮ я

13 „,13

%%ЪЯЖ.. Ъ» ;

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

00 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4004790/25-28 (22) 13.01.86 (46) 30.01.88. Бюл. У 4 (71) Научно-исследовательский институт проблем машиностроения при МВТУ им. Н.Э. Баумана (72) А.А. Барзов, А.А. Вдовин и С.А. Гаврилов (53) 620. 178.162.2(088.8) (56) Справочник технолога-приборостроителя/Под ред. А.Е. Скороходова.

Т.2. М.: Машиностроение, 1980, с. 267.

Мур Д. Основы и применение трибоники. М.: Мир, 1978, с. 297-298. (54) СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ПАР ТРЕНИЯ НА

ИЗНОСОСТОЙКОСТЬ

„.,во„„цш520 я1 (57) Изобретение относится к технологии машиностроения и может быть использовано при изготовлении иэделий, содержащих различные пары трения, Целью изобретения является повышение информативности испытаний за счет определения направления максимальной износостойкости. Испытание пар трения на износостойкость осуществляют путем относительного перемещения элементов пар трения под нагрузкой в радиальных направлениях от общего центра. Измеряя величины износа в диаметрально противоположных направлениях, определяют направление максимальной износостойкости поверхности.

3а показатель износостойкости принимают объем вытертых лунок. 3 ил,, 3 табл.

1370520

Таблица 1

Режимы истирания

Выборка

1 Г T

1 2 3 4 разом.

Осуществляют сборку пары трения.

Испытание поверхностей элементов пары трения на износостойкость проводят относительным перемещением элементов 45 пары трения под нагрузкой в радиальных направлениях от общего центра. Примечание:

По разности величин износа в диаметрально противоположных направлениях определяют направление максимальной износостойкости поверхности. В качест1

40 100 50 100

123 800 3100 1210 выборки 1,3 4протягивание попутное; выборка 2— протягивание встречное, Изобретение относится к технологии машиностроения и может быть использовано при изготовлении изделий, содержащий различные пары трения.

Целью изобретения является повышение информативности испытаний путем определения направления максимальной износостойкости.

На фиг. 1 изображена схема реализации процесса трения; на фиг. 2— схема построения диаграммы фрикционной анизотропии и определения максимальной иэносостойкости поверхности трения; на фиг. 3 — - схема ориентации 16 деталей при сборке.

На фиг. 1-3 введены следующие обозначения: 1 — поверхность элемента пары трения (детали); 2 — лунки на поверхности детали от трения вто- 20 рого элемента пары трения контртела;

3 — направление скорости скольжения контртела само контртело не показано на поверхности детали 1; 4 — (01-01... ...0 — 05...0 -0 ) длины отрезков, 25 пропорциональные величине износа поверхности трения в данной лунке; I— направление максимальной износостойкости; 5,6 — элементы пары трения (5 — деталь, 6 — контртело); 7,8— поверхности трения; Ч вЂ” направление относительно перемещения контртела, совпадающее с направлением максимальной износостойкости 2.

Под фрикционной анизотропией по- ° нимают свойство поверхностных слоев детали оказывать различное сопротивление изнашиванию при раэличньм направлениях воздействия.

Способ реализуется следующим об- 40 ве покаэателч иэносостойкости используется объем вытертых лунок, который определяют в различных направлениях истирания.

Причинами фрикционной анизотропии поверхности являются в большинстве случаев режимы ее обработки, приводящие к появлению в материале детали поверхностных слоев с измененными . свойствами, Пример. Поверхности трения образцов подготовлены путем чистовой механической обработки по схеме протягивания. Истирание поверхностей образцов проводят на машине трения

"Scoda". Контртело — твердосплавный ролик иэ ВК8, испытываемый материал— сталь 45. Предварительная обработка — протягивание на режимах: скорость протягивания Ч=3 м/мин; припуск на обработку Т =0,025 мм, 0 035 мм (t< и tg - соответственно первый и второй проходы), В табл. 1 приведены данные по режимам истирания образцов (выборки

1-4), где n — - число оборотов в минуту истирающего ролика; P,H — усилие поджатия контртела, N — количество оборотов, совершенных роликом за время испытания. и, об/мин 500 500 500 500

1370520

Таблица

Геометрические параметры лунок

Выборка

0 О о, о, О

387 409 334 339 390 392 374 336

Длины лунок, мм

387 425 307 337 371 400 367 339

381 384 315 345 380 408 330 351

311 384 328 365 390 400 368 393

334 377 297 326 371 402 349 391

319 371 327 370 380 388

319 359 358 398 364 388

314 303 355 364 366 386

269 303 367 369 367 367

280 310 329 392

275 304

Таблица 3

Геометрические параметры лунок

) 1

О, 1 14

0,725

0,107

0,129

1,015

0,111

1,253

0,119

1, 238

О, 129

1,079

0,126

О, 149

0,823

0,131

0,809 0,846

1,044

0,167 0,628

1,323

1,18

0,139

О, 125

1, 325

О, 120

1, 024

0,846

0,831

0,788

0,780 0,939

О, 147

О, 123

0,678 0,891

1,314

1, 203

О, 108

1,218

0,132

О, 139

О, 106

0,653 О, 123 О, 766

1, 378

1, 883

Объем, мм о,/о„

Объем, мм

0

Объем, мм

0i/0p

Объем, мм

О /О

Выборка

1 2

О о, 0Ä 0Ä

1370520

Продолжение табл.3

I 1

Выборка

Геоиетричес кие парамет лунок

0» От О» От 0 О»

Ф

0,732

0,141

О, 116

О, 130

0,923

1,406

0,596

1, 323

0,809

1,438

Объем, ммз

0

О, 127

0,110

О, 705 О, 111 О, 759

1, 446

О, 996

1,374

1,573

0,705

0,425

О, 137

О, 127

О, 100

О, 105

0,105

0,672 0,604 0,971

1,078

0,899

0,107

0 422 0 604 О 107 О 109с

1i0

1, 016

1,429

0,476 0,647 0,773 О, 131

1, 692

1, 357

0,451 0,610

1,351

Для объемов, обозначенных "О", при-1 нимаем множитель 10, остальных — 10 .

В табл. 2 и 3 приведены результаты измерений лунок 0» и Ор (фиг. 3), причем промежуточные результаты ис- 45 тирания лунок Qz -О и О -01 опущены. Измерение размеров лунок осуществляли по профилограмме поверхности образцов, полученной с помощью профилографа - профилометра модели 201. 50

По результатам статистической о6работки данных экспериментов отношение объемных износов 0»/О лунок Oi,О с надежностью 0,95 равно 1,214 0,078, т.е. направление истирания Π— направление максимальной износостойкости.

В предложенном способе испытаний определяется направление максимальной иэносостойкости, что позволяет производить сборку пар трения с учетом фрикционной анизотройии (направление вектора по фиг. 3 является рациональным, так как совпадает с направлением максимальной иэносостой- кости), при этом без дополнительных затрат на повьппение износостойкости поверхностей трения снижается интенсивность износа контактирующих поверхностей.

Формула и э о б р е т е н и я

Способ испытания пар трения на износостойкость, заключающийся в том, что осуществляют относительное перемещение элементов пары трения под нагрузкой и определяют величину износа, по которой судят о показатеОбъем, мм

01/Ор

Объем, ммз

О,/О, Объем, мм

01/0

Объем, мм

О» /0

Объем, мм

0i /О>

Объем, мм

0„/0, 0,111

1,272

0,119

1, 065

0,105

1,211

О, 106

1,173

0,107" ле иэносостойкости поверхности трения отличающийся тем,что, с целью повышения информативности путем определения направления максимальной износостойкости, перемещение элементов пары трения осуществляют в радиальных направлениях от

8 общего центра, а по разности величин износа в диаметрально противоположных направлениях определяют направление максимальной износостойкости по@ верхности, которое учитывают при определении показателя износостойкости поверхности, Фиг. 2

1 370520

Составитель Н. Вартанова

Редактор М. Келемеш Техред А.Кравчук Корректор M. Максимишинец

Заказ 412/42 Тираж 847 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб. ° д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Умгород, ул. Проектная, 4

Способ испытания пар трения на износостойкость Способ испытания пар трения на износостойкость Способ испытания пар трения на износостойкость Способ испытания пар трения на износостойкость Способ испытания пар трения на износостойкость Способ испытания пар трения на износостойкость 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к установкам для исследования материалов на коррозионно-эрозионный износ

Изобретение относится к испытательной технике и предназначено для исследования процесса прерывистого резания

Изобретение относится к испытанию материалов на износ при возбратно-поступательном движении

Изобретение относится к испытательной технике

Изобретение относится к области испытания материалов на износ при циклическом изменении напряженного состояния

Изобретение относится к технике для исследований трибологических свойств кусковых материалов

Изобретение относится к испытаниям материалов на износ

Изобретение относится к диагностике износа оборудования при добыче газа и эксплуатации станций подземного хранения газа и газовых промыслов

Изобретение относится к испытательной технике

Изобретение относится к методам измерений и может быть использовано при оценке качества шлифовального инструмента

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к устройствам для испытания материалов на износ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при нанесении износостойких покрытий на трущиеся поверхности деталей, входящих во вращательные кинематические пары механизмов рабочих машин
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к проектированию, изготовлению, испытанию, эксплуатации, восстановлению и ремонту машин

Изобретение относится к испытаниям, в частности на термостойкость, и заключается в том, что поверхность испытываемого образца материала подвергают циклическому тепловому воздействию, включающему нагрев поверхности и последующее охлаждение, производя при этом контроль поверхности испытываемого образца материала

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к триботехническим испытания, в частности к способам получения циклической нагрузки при испытании на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к испытаниям на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике и предназначено для экспериментально-расчетного определения параметров фрикционной усталости поверхностей твердых тел, контактирующих теоретически по линии, например, пар трения типа зуб-зуб в зубчатых передачах, колесо -дорожное полотно
Наверх