Шарнирное соединение

 

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к шарнирному соединению (ШС). Целью изобретения является повьш1ение надежности ШС за счет самокомпенсации износовых зазоров и исключения реверса труш;ихся поверхностей. ШС содержит корпуспроушину, ось, вкладьш1И и механизм поджатия вкладьш1ей. Дополнительно в него введены расположенные между осью и вкладьшами разрезные втулки конической формы. Разрезные втулки имеют отходящие под острым углом от боковой поверхности поочередно внутрь и наружу плоские листовые пружины. Ось выполнена составной из двух полуосей. На рабочих поверхностях полуосей выполнены канавки, имеющие в поперечном сечении вид зубьев храпового колеса . Вкладыши разрезные. На их внутренней поверхности выполнены канавки , имеющие в поперечном сечении вид впадин храпового колеса. Благодаря такому выполнению в шарнирном соединении исключен реверс трущихся поверхностей , обеспечено равномерное изнашивание разрезной втулки. 3 ил. х (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

:Л0„, 1 211

1511 4 Г 16 С 11/00

OllHCAHHE ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

К А BTOPCKOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21 ) 4055884/2 7-27 (22) 14.04.86 (46) 07.02.88. Бюл. М 5 (71) Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта (72) В.В.Шаповалов и И,В.Киселев (53) 621.879(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

1148947, кл. Е 02 Р 9/02, 1985, (54) ШАРНИРНОЕ СОЕДИНЕНИЕ (57) Изобретение относится к области машиностроения, в частности к шарнирному соединению (ШС). Целью изобретения является повышение надежности ШС за счет самокомпенсации износовых зазоров и исключения реверса трущихся поверхностей. ШС содержит корпуспроушину, ось, вкладыши и механизм поджатия вкладышей. Дополнительно в него введены расположенные между осью и вкладышами разрезные втулки конической формы, Разрезные втулки имеют отходящие под острым углом от боко— вой поверхности поочередно внутрь и наружу плоские листовые пружины. Ось выполнена составной из двух полуосей.

На рабочих поверхностях полуосей вы— полнены канавки, имеющие в поперечном сечении вид зубьев храпового колеса, Вкладыши разрезные. На их внутренней поверхности выполнены канавки, имеющие в поперечном сечении вид впадин храпового колеса. Благодаря такому выполнению в шарнирном соединении исключен реверс трущихся поверхностей, обеспечено равномерное изнашивание разрезной втулки. 3 ил.

1372118

Изобретение относится к машиностроению, в частности к шарнирным соединениям.

Целью изобретения является повыше5 ние надежности шарнирного соединения за счет самокомпенсации износовых зазоров и исключения реверса трущихся поверхностей.

На фиг.1 представлено шарнирное соединение, продольный разрез; на фиг.2 — разрез А-А на фиг.1; на фиг.3 — разрезная втулка.

Шарнирное соединение содержит корпус-проушину 1, ось 2, выполненную составной из полуосей в виде соприкасающихся малыми основаниями усеченных конусов с цилиндрическими хвостовиками, на боковых конических поверхностях полуосей выполнены продольные ка- 2р навки в виде зубьев храпового колеса, разрезные вкладыши 3 с цилиндрической наружной и конической внутренней поверхностями, и на внутренней поверхности у меньшего основания конуса ко- 25 торых выполнены продольные канавки в виде впадин храпового колеса, разрезные втулки 4, расположенные между осью 2 и вкладышами 3, с антифрикционными наружной и внутренней поверхностями, выполненными в виде усеченного конуса с размещенными у меньшего основания под острым углом от боковой поверхности втулки поочередно внутрь и наружу плоскими листовыми пружина35 ми, размещенными с возможностью зацепления лепестками, обращенными внутрь с продольными канавками полуосей, а лепестками, обращенными наружу, — с продольными канавками вкла- 4р дышей 3, механизм 5 поджатия вкладышей 3, выполненный в виде диаметрально противоположно расположенных конусов 6, подпружиненных упругим элементом 7 и входящих в углубления вкладышей, расположенные диаметрально противоположно на наружной поверхности вкладышей и по торцам со стороны меньшего основания внутреннего конуса, рычаг H.

Шарнирное соединение работает сле50 дующим образом.

Ось 2 зажата в щеках рычага 8 и совершает вместе с ним возвратно-вращательное движение, В том случае, ес55 ли наружные канавки полуосей имеют наклон по часовой стрелке, а внутренние канавки вкладышей против часовой стрелки (фиг.2), то при движении оси 2 по часовой стрелке разрезные втулки перемещаются вместе с ней относительно вкладышей до момента, когда ось 2 начинает обратное движение, так как при движении оси 2 по часовой стрелке плоские пружины разрезных втулок 4, отогнутые внутрь втулок, уперты в стенки канавок полуосей, то разрезные втулки 4 принудительно перемещаются по часовой стрелке. При этом внутренняя поверхность вкладышей 3 и наружная поверхность разрезных втулок 4 трущиеся.

При реверсе, т.е. обратном движении оси 2 против часовой стрелки, плоские пружины разрезных втулок 4, отогнутые наружу, упираются в стенки внутренних канавок вкладьппей, которые могут перемещаться только в осевом направлении, поэтому в этом случае разрезные втулки 4 остаются на своем месте без движения, В этом случае внутренняя поверхность разрезных втулок 4 и наружная поверхность оси 2 трущиеся, т.е, при реверсе поверхности трения меняются, При последующем движении оси 2 по часовой стрелке разрезные втулки 4 опять вместе с ней перемещаются по часовой стрелке, при реверсе ось опять неподвижна. Так, во время работы шарнира разрезные втулки 4 периодически поворачиваются только в одном направлении по часовой стрелке.

Вкладыши 3 постоянно поджимают разрезные втулки 4 к полуосям оси 2 за счет подпружиненного конуса 6 механизма 5 поджатия вкладышей, Конец конуса 6, постоянно находясь в конусном углублении вкладышей

3, стремится их раздвинуть в разные стороны и тем самым поджать их к коническим поверхностям оси 2, При действии на шарнир осевой нагрузки она передается через ось 2, разрезные втулки 4 на вкладыши 3, которые также разрезные. При этом вкладыши, разжимаясь в радиальном направлении, заклинивают в корпусе-проушине 1, препятствуя смещению оси 2 относительно корпуса-проушины 1 в осевом направлении, При использовании предлагаемого шарнирного соединения исключается реверс трущихся поверхностей, что само по себе уже снижает интенсивность изнашивания пар трения, обеспечивается равномерное изнашивание разрезной

iзпiiо втулки, которая может быть сменным элементом в эксплуатации, и полная самокомпенсация износовых зазоров, Кроме того, шарнирное соединение может воспринимать осевые нагрузки без смещения оси в корпусе-проушине, за счет чего повышается надежность шарнира.

Фор мул аизобретения

Иарнирное соединение, содержащее корпус-проушину, ось, вкладыш и механизм поджатия вкладышей, о т л и ч а- f5 ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, оно снабжено расположенными между осью и вкладышами разрезными втулками с антифрикционными наружной и внутренней поверхностя- gp ми, выполненными в виде усеченного конуса с расположенными у меньшего основания под острым углом от боковой поверхности втулки поочередно внутрь и наружу плоскими листовыми пружина- 25 ми, ось выполнена составной из полуосей в виде соприкасающихся малыми основаниями усеченных конусов с цилиндрическими хвостовиками, на боко— вых конических поверхностях полуосей выполнены продольные канавки в виде зубьев храпового колеса, а вкладьшш выполнены разрезными с цилиндрической наружной и коническои внутренней поверхностями, и на внутренней поверхности у меньшего основания конуса которых выполнены пропольные канавки в виде впадин храпового колеса, упомянутые плоские листовые пру— жины размещены с возможностью зацепления лепестками, обращенными внутрь, с продольными канавками полуосей, а лепестками, обращенными наружу, — с продольными канавками вкладышей, на наружной поверхности вкладышей и по торцам со стороны меньшего основания внутреннего конуса диаметрально противоположно расположены углубления в виде половин правильных четырехгран— ных конусных призм со встречно нап— равленными вершинами, а механизм поджатия вкладышей выполнен в виде диаметрально противоположно расположенных подпружиненных конусов и расположенных в упомянутых углублениях, при этом материал внутренней поверхности разрезных втулок имеет меньшую износостойкость, чем материал наружной поверхности.

1372118

Составитель Т.Хромова

Техред M.Õoäàíè÷ Корректор В.Гирняк

Редактор О.Головач

Заказ 468/31

Тираж 757 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Шарнирное соединение Шарнирное соединение Шарнирное соединение Шарнирное соединение 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , а именно к шаровым шарнирам нестандартного оборудования

Изобретение относится к области машиностроения , в частности к устройствам для соединения валов, расположенных под углом друг к другу

Изобретение относится к области точной механики, а именно к упругим шарнирам весоизмерительных устройств

Изобретение относится к механосборочному производству, в частности к способам сборки шаровых шарниров

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в прецизионных узлах для получения углов поворота по двум взаимно перпендикулярным осям

Изобретение относится к машиностроению , а именно к шаровым шарнирам

Изобретение относится к машиностроению , в частности к шаровым шарнирам

Изобретение относится к машиностроению ,, в частности к шарнирным соединениям звеньев

Шарнир // 1293377
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в шарнирах рулевых управлений

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в упругих шарнирных соединениях

Изобретение относится к машиностроению, в частности к технологии изготовления сферических шарниров подвески автомобиля

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к изготовлению вкладышей шарнира скольжения универсальных шпинделей, и может быть использовано в металлургии и других отраслях промышленности

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно, к шарнирно-сочлененным рамам, преимущественно, дорожно-строительных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к устройствам управления, преимущественно к исполнительным органам, контактирующим с высокотемпературными объектами

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям шаровых шарниров подвески колес автомобиля и рулевых тяг
Наверх