Способ оценки технического состояния секций радиатора охлаждающего устройства транспортного средства и устройство для его осуществления

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (51)4 С 01 M 15/00 дну. Р,. дно,p q g

И „,13

%МиЯИЧ; KLA

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4069124/25-11 (22) 28.03.86 (46) 07.03.88, Бюл. Ф 9 (71) Всесоюзный научно-исследовательский тепловозный институт (72) Б,С. Гольдберг, В.А. Перминов, Е.С. Богомольнь. й, Т ° В. Ставров и В.С. Ткаля (53) 629.113(088.8) (56) Электрическая и тепловая тяга, 1985, И- 5, с. 30-31. (54) СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СЕК11ИА РАДИАТОРА ОХЛАЖДАЮЩЕГО УСТР(ЯСТВА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО дСУЩЕСТВЛЕНИЯ (57) Изобретение относится к области контроля и диагностики охлаждающих устройств транспортных средств и может быть использовано в автоматизированных системах технической диагностики. Цель изобретения — повыщение точности. Способ заключается в том, что в заданном режиме рабо",ы транспортного средства измеряют температуру води на входе из секции радиатора, определяют степень нагрева секции по измеренным температуре воды (t ) и наружного воздуха (t ) на входе в секции радиатора и темпе- . ч р туре воздуха (t„) после диагнос„„SU„„1 79674 А 1 тируемой секции по формуле !

-t,/t -, и сравнивают его с эталонным значением „, соответствующим секции в исправном состоянии.

Значение „ определяют опытным или расчетным путем. Перепады температур измеряют в диапазоне (15-30) С, а температуру воздуха после секции

II (t. ) измеряют одним датчиком, перемещая его вдоль ряда секций. Устройство для осуществления данного способа содержит датчики 1 и 2 температуры воды и наружного воздуха на входе в секции радиатора и датчик 3 температуры воздуха после секции, соединенные с блоком 4 регистрации, причем датчик 3 снабжен реверсивным электроприводом 5 для продольного перемещения датчика 3 вдоль ряда с.екций радиатора и отметчиком 9 положения датчика 3, соединенными с блоком С

8 управления электроприводом. Отметчик 9 положения датчика 3 выполнен в виде установленной вдоль ряда секций радиатора цепочки 7 последовательно соединенных герконов и постоянного магнита 6, механически связан- 4 ного с электроприводом и взаимодействУющего с геРконами. 2 с, и 2 э.п фф ф-пы, 2 ил, 1379674

Изобретение относится к области контроля и диагностики охлаждающих устройств транспортных средств н может быть использовано в автомати»и5 рованных системах.

Цель изобретения — повышенне точности, Способ осуществляют следующим об10 разом.

Предварительно определяется эталонное значение показателя состояния секции, соответствующее секции (ч с незагрязненными поверхностями теплообмена и качественно припаянными 15 пластинами к ее трубкам.. Значение » определяется опытным (по результатам испытания охлаждающего устройства с эталонными секциями радиатора) или расчетным путем по результатам рас- 20 чета математической модели работы охлаждающего устройства, В процессе определения технического состояния секций в эксплуатации задается режим работы транспортного 25 средства, соответствующий теплоотводу в радиаторе, близкому к номинальному. Измеряют температуры воды (t, ) и наружного воздуха (t ) на входе в секцию и температуру возду- 30 н ха (t, ) после i-й диагностируемой секции, Проводят вычисление показателя с .стояния, Например, для секции данного типа получены следующие величины t, = 62 С, t = 20 C, t, = 35,4 С.

При этих результатах показятель состояния = 0,367, Сравнивают значение, с эталонными „ и по Результатам сравнения 40 устанавливают, что секция неисправна (загрязнена водяная полость секции).

Для надежного оценнвания состояния секции устанавливается макси45 мальныи допуск отклонения покаэате— ля состояния исправной секции н эталонного значения показателя, равный

+0, 1, что соответствует 15Х допуска на снижение коэффициента теплоперецачи секции в процессе эксплуатации.

На фнг. 1 представлена структурная схема устройства; на фиг„ 2 принуипиалг,ная схема устройства без датчиков температуры воды и воздуха на входе в секции радиатора.

Устройство содержит датчики для измерения температуры воды 1 и воздуха 2 и "., блок 4 регистрации, реверсивный электропривод S, постоянный магнит 6, цепочку 7 герконов. блок 8 управления электроприводом.

Постоянный магнит 6 и цепочка 7 герконов образуют отметчик 9 положения датчика 3.

Датчики 1-3 электрически соединены с блоком 4 регистрации. Электропривод 5 соединен механически с датчиком 3 и постоянным магнитом 6, электрически — с блоком 8 управдения.

Цепочка 7 герконов электрически соединена с блоком 8 управления, Магнит 6 имеет магнитную связь с цепочкой 7 герконов, Датчик 3, электропривод 5, магнит 6 установлены на общем каркасе. Каркас имеет окно, размеры которого совпадают с размерами фронта одной сскции радиатора. В этом окне установлен датчик

3, состоящий из трех медных термометров сопротивления, расположенных вдоль вертикальных осей симметрии, соответствующих трем равновеликим площадкам окна, Через верхние направляющие ролики каркас опирается на верхнюю направляющую раму. Нижние направляющие ролики совместно с нижней направляющей рамой ограничивают перемещение каркаса в направлении, перпендикулярном плоскости его движения. Через шкив, установпенньп< на валу электродвигателя, перекинут тпос, концы которого закре плены на противоположных стенках холодильной камеры камеры (направляющие ролики, рамы, шкив и трос не обозначены).

Взаимное расположение магнита 6 и соответствующего геркона цепочки 7 (показан один геркон из цепочки) устанавливается в зависимости от чувствительности герконов и выбега двигателя после отключения питания.

Число герконов н цепочке 7 Равно числу секций.

Блок 8 управления злектропрнвсдом содержит двух. бм:.точное почяриэованное реле 10 с тремя дерек;ючающими группами контакт в, элементы

1! — 13 ..нднкации, кнопку 14, диоды 5 ч 16, соединительные выяодь. 17-20, ре нсторы 21-23, конденсатор 24 фильтра.

Злектропривад 5 содержит асинхронный двухфазный электродвигатель

25 и фазосдвигающий конденсатор 26. дин вывод конденсатора соединен с первым выходом <-.таторной обмотки

1379674 эпектродвигателя и контактом 18, другой вывод конденсатора соединен с вторым выводом статорной обмотки и контактом 19, Третий вывод статорной обмотки соединен с выводом 27 блока

8 управления и с выводом 28 цепочки

7 герконов.

Цепочка 7 герконов состоит из герконов с одной переключающей группой контактов. Первый вывод цепочки соединен с вторым выводом источника питания, второй вывод — с контактом

17, третий вывод — с выводом 28, четвертый вывод — с выводом 20, пятый вывод — с выводом 29. С первым выводом цепочки соединен переключающий контакт первого геркона. Нормально замкнутый контакт переднего геркона соединен с третьим выводом цепочки ° С вторым выводом цепочки соединен нормально разомкнутый контакт первого геркона, а четвертым -выводом цепочки — нормально разомкнутый контакт первого геркона, с четвертым вы- 25 водом цепочки — нормально разомкнутый контакт последнего геркона. Нормально разомкнутые контакты всех герконов, кроме первого и последнего, соединены один с другим и с пятым выводом цепочки, Один вывод первой обмотки реле соединен с выводом 17 и нормально замкнутым контактом первой контактной группы реле, другой вывод обмотки соединен с нормально замкнутым контактом второй контактной группы.

Один вывод второй обмотки реле 10 соединен с выводом 20 и нормально разомкнутым контактом первой контакт40 ной группы, другой вывод обмотки соединен с нормально разомкнутым контактом второй контактной группы. Переключающий контакт первой группы соединен с выводом 29 и одним выводом

45 кнопки 14, переключающий контакт второй группы через последовательно включенный диод 15 соединен с переключающим контактом третьей группы и первым выводом источника питания (полярность включения диода определяется полярностью включения обмоток реле), Нормально замкнутый и нормально разомкнутый контакты третьей группы соединены соответственно с выводами 19 и 18. Второй вывод кноп- 55 ки 14 соединен с выводом 27, Устройство работает следующим образомПосле подачи напряжения питания нажатием кнопки 14 датчик 3 приводится в движение. Направление движения определяется положением контактов поляризованного реле 10 и может быть любым в зависимости от первоначальной установки датчика (напротив первой или последней в ряду секции радиатора). Датчик двигается, пока не оказывается напротив соседней секции.

При этом соответствующий геркон под действием магнита 6 разомкнет цепь питания двигателя 25 и датчик останавливается. Повторным нажатием кнопки датчик снова может быть приведен в движение, При достижении датчиком одной из крайних в ряду секций реле. 10 под действием одного из крайних герконов переключается и разрешает движение датчика в противоположном направлении, Лампы 11 и 13 индикации указывают направление движения, лампа индикации 12 — состстяние останова. В состоянии останова производят измерение всех температур соответственно датчиками

1-3 и регистрацию измерений блоком

4. Результат измерения может быть представлен визуально, если блок регистрации выполнен в виде показычающего прибора, может быть записан на промежуточный носитель (магнитную или перфоленту) для последующей обработки или обработки сразу, если блок регистрации оснащен соответствующими автоматическими средствами.

По результатам измерения вычисляют (автоматически или вручную) показатель состояния i-й секции по формуле

ts tZ

Полученное значение показателя .

1 сравнивают (автоматически или

1 вручную) с эталонным уровнем

Если значение показателя, отличается от эталонного более чем íà 15Х секцию признают неисправной.

Формул а и з о б р е т е н и я

1. Способ оценки технического состояния секций радиатора охлаждающего устройства транспортного средства, преимущественно тепловоза, включающий при заданном режиме работы транспортного средства измере1379674 ние температуры теплоносителя на входе в секцию, отличающийс я тем, что, с целью повышения точност". Hà выходе секции замеряют 5 температуру воздуха, а на входе— температуру наружного воздуха, а техническое состояние оценивают по величине отношения разности температур воздуха эа секцией и наружного 1р воздуха на входе в секцию к разности температур теплоносителя и наружного воздуха на входе в секцию.

2. Устройство для оценки технического состояния секций радиатора охлаждающего устройства транспортного средства, содержащее датчики замера температуры, один из которых — для замера температуры теплоносителя установлен на входе в секцию радиатора, соединенные с блоком регистрации, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности, другие датчики установлены на входе в секцию для замера температуры наруж- 25 ного воздуха и на выходе секции для замера температуры воздуха эа секцией, при этом датчик замера температуры воздуха за секцией снабжен реверсивным электроприводом для продольного перемещения этого датчика вдоль секций радиатора и отметчиком положения .>roго датчика, соединенным с блоком управления электроприводом, 3. Устройство .ьо п. 2, о т л ич а ю щ е е с я тем, что отметчик положения дат ика выполнен в виде установленной вдоль ряда секций радиатора цепочки последовательно соединенных герконов с переключающими группами, нормально замкнутые контакты которых последовательно включены между выводом источника питания и электроприводом, нормально разомкнутый контакт первого геркона соединен

45 с первым выводом отметчика, нормально разомкнутый контакт последнего геркона соединен с вторым выводом отметчика, нормально разомкнутые контакты всех герконов цепочки, кроме первого и последнего, соединены параллельно с третьим выводом отметчика, и постоянного магнита, механически связанного с электроприводом и взаимодействующего с герконами.

4„ Устройство по п, 2, о т л ич а ю щ е е с я тем, что блок управления электроприводом содержит двухобмоточное поляризованное реле, один вывод первой обмотки которого соединен с первым входом отметчика положения и нормально замкнутым контактом первой контактной группы реле, второй вывод первой обмотки реле соединен с нормально замкнутым контактом второй контактной группы, первый вывод второй обмотки реле соединен с вторым выводом отметчика положения и нормально разомкнутым контактом первой контактной группы, второй вывод второй обмотки реле соединен с нормально разомкнтым контактом второй контактной группы, перекидной контакт первой контактной группы соединен с третьим выводом отметчика положения и нормально разомкнутым контактом пусковой кнопки, перекидной контакт второй группы через последовательно включенный диод соединен с общим выводом блока, нормально замкнутые и нормально разомкнутые контакты третьей контактной групгы соединены соответственно с первым и вторым входами электропривода, перекидной контакт третьей контактной группы соединен с общим выводом блока, второй вывод пусковой кнопки соединен с нормально замкнутым KQH тактом последнего геркона отметчнка положения и третьим выводом электропривода, общий вывод блока управления соединен с выводом источника питания.

1379674

К блоку региапрации 4

Составитель В.Ильина

Редактор И,Ьланар Техред А.Кравчук

Корректор С.Черни

Тираж 847 Подписное

ИНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, iK-35, Раушская наб., д,- 4/5

Заказ 973!44

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород; ул, Проектная, 4

Способ оценки технического состояния секций радиатора охлаждающего устройства транспортного средства и устройство для его осуществления Способ оценки технического состояния секций радиатора охлаждающего устройства транспортного средства и устройство для его осуществления Способ оценки технического состояния секций радиатора охлаждающего устройства транспортного средства и устройство для его осуществления Способ оценки технического состояния секций радиатора охлаждающего устройства транспортного средства и устройство для его осуществления Способ оценки технического состояния секций радиатора охлаждающего устройства транспортного средства и устройство для его осуществления 

 

Похожие патенты:

Стенд // 1377647
Изобретение относится к испыта- |Тельной технике и позволяет расширить область применения стенда и диапазон режимов испытаний

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх