Опора скольжения

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах скольжения различных машин, работающих в присутствии как консистентной , так и жидкой смазки. Целью изобретения является уменьшение энергозатрат и износа. В опоре скольжения , содержащей вкладьш и охватываемый им вал, рабочие поверхности вьтолнены со смазочными канавками в виде маслянистых карманов (МК). Боковые стенки карманов в сечении их плоскостью, перпендикулярной рабочей поверхности, выполнены в виде трохоиды с микронеровностями в виде гребней высотой R 2/ЗЬ, где h - глубина МК, и наклонены к рабочей поверхности под углом -у 1 -3 , а дно МК вьтолнено длиной q 2/3S , где S - длина МК. 9 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛ ИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (19) (11) (51 ) 4 F 16 С 33/10

OllH0AHHE ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Ю

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

Il0 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21 ) 351 1697/31-27 (22) 15.11.82 (46) 23.05.87. Бюл.N- 19 (71) Одесский политехнический институт (72) В.M.Ïðîêoôüåâ (53) 621.822.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

9 34867, кл. F 16 С 33/10, 1933. (54) ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах скольжения различных машин, работающих в присутствии как консистентной, так и жидкой смазки. Целью изобретения является уменьшение.энергозатрат и износа. В опоре скольжения, содержащей вкладыш и охватываемый им вал, рабочие поверхности выполнены со смазочными канавками в виде маслянистых карманов (МК).

Боковые стенки карманов в сечении их

4 плоскостью, перпендикулярной рабочей поверхности, выполнены в виде трохоиды с микронеровностями в виде гребней высотой R z ь 2/3h, где h глубина MK и наклонены к рабочей поверхности под углом у = 1 -3, а

0 дно МК выполнено длиной q «с 2/3S

1 где S - длина МК. 9 ил.

1312274

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах скольжения различных машин, работающих в присутствии как консистентной, так и жидкой смазки. 5

Цель изобретения — уменьшение энергозатрат и износа, На фиг.1 показана опора,, разделенная на 4 условные зоны; на фиг.2 и

3 — сечения карманов плоскостями, перпендикулярными оси вала,; на фиг.4 и 5 — карманы со следами обработки (гребнями шероховатости); на фиг.б — сечение А-А на фиг.4 и 5; на фиг.7 — сечение Б-Б на фиг ° 4 и 5;

15 на фиг.8 — расширяющаяся щель масляного кармана; на фиг.9 — расширяющая. ся щель масляного кармана с наклонной боковой стенкой, выполненной вогнуто по трохоиде.

Кривыми стрелками на фиг.8 и 9 изображен турбулентный режим движения жидкости, а прямыми — ламинарный; стрелкой V< показано направле25 ние движения вкладыша,, стрелкой V> направление движения вала.

В зоне длиной 1 показан облитерированный участок кармана, Ь - величина рабочего зазора.

В зоне 1 опора содержит вкладыш

1 и охватываемый им вал 2, карманы ,показаны круглой формы, в зоне овальной или эллипсовидной, в зоне

l(— в виде ромба, в зоне Я вЂ, в виде прямоугольника. 35

Круглые карманы целесообразно применять в гидроцилиндрических опорах скольжения с принудительной смазкой под давлением, а карманы, показанные в зонах II и и Iv целе- 40 сообразно применять в гидродинамических опорах скольжения без принудительной подачи смазки, например в коробке скоростей и редукторе заднего Mac ToMo H, e H H - 45 держивать определенную маслоемкость поверхностей трения, предназначенную для пусковых моментов, Карманы могут располагаться как в шахматном или в любом другом виде, показанных в 50 верхних частях зоны,так инаклонно под углом M,ò.å. расположенными повинтовой линии какпоказано в нижних частях зон.

Боковые стенки карманов в сечении их с плоскостью, перпендикулярной 55 рабочей поверхности, выполнены с микронеровностями в виде гребней высо2 той R c --h где 6 — глубина кармаZ 3 на, и наклонены к рабочей поверхносо ти под углом г = 1 — 3, а дно кар2 манов выполнено длиной с1 < -S, где

S - длина кармана.

Такие локальные шероховатости, выполненные в виде углублений, в процессе работы не изнашиваются, так как не контактируют с другой поверхностью трения, в то же время поддерживают свою геометрию, обеспечивая при этом высокую степень прокачки масла через опасную зону трения, Выполнение масляных карманов локально приводит к созданию сетки гидродинамических микроклиньев, способствующих уменьшению угла поворота вала (стрелками Е на фиг.4 и 5 показано направление вращения вала) для его всплытия в момент пуска и остановок, что приводит к уменьшению его износа, а расположение рядов карманов наклонно под углом < «» 45 приводит к перераспределению самого износа.

При углах наклона боковых стенок у 3 происходит уменьшение гидроо динамического клина. При углах наI клона у (1 с шероховатостью, неровности которой не превышают

h, погрешности отклонения самой шероховатости или разновысотность ее также приводят к уменьшению гидродинамического клина.

Выполнение карманов с длиной дна

q y -S в направлении вращения вала

3 также приводит к уменьшению гидродинамического клина.

При выполнении боковой стенки кар. мана прямолинейной (фиг.8), а не по трохоиде, продукты:- трения, выпирая из смазки, заращивают (облитерируют) щель до такой степени, что масляный карман остается без скосов.

Длина заращивания скоса кармана уменьшается с увеличением глубины h или при выполнении скоса вогнутым (фиг.9).

При работе опоры масло, попадая в карман, ведет себя как твердое тело, воспринимая часть рабочей нагрузки, а шероховатость боковых стенок препятствует мгновенному вытеканию масла.

Опора позволяет уменьшить энергозатраты на трение и уменьшить скорость износа трущейся пары.

3 1312274

Ф о р м у л а изобретения п

Опора скольжения, содержащая вкладыш и охватываемый им вал, выполненные со смазочными канавками на их рабочих поверхностях в виде масляных карманов, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что, с целью уменьшения энергозатрат и износа, боковые стенки карманов в сечении их плоскостью, перпендикулярной рабочей оверхности, выполнены с микронеровностями в виде гребней высотой R <

Z (-h, где h - глубина масляного кармана, и наклонены к рабочей поверхности под углом у = 11 — 30 а дно карманов выполнено длиной q <

1 где S — длина масляного кар-!

О мана.

Фиг. 2

1312274

13!2274

Составитель Т.Хромова

Редактор П.Гереши Техред М.Ходанич Корректор А. Ворович

Заказ 1950/33

Тираж 760 Подписное

BHHKIH Государственного комитета СССР по делам изобретений.и открытий

113035, Москва, Ж -35, Раушская наб., д.4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г.ужгород, ул.Проектная,4

Опора скольжения Опора скольжения Опора скольжения Опора скольжения Опора скольжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение в подшипниках скольжения

Изобретение относится к области электромагнитостроения, в частности к опорным подшипникам скольжения турбогенераторов с принудительной смазкой, и позволяет повысить надежность и экономичность

Изобретение относится к способу и устройству для отведения жидкого смазочного материала из устройства подшипника для вращающегося вокруг оси 1 вала 2, причем устройство подшипника содержит снабжаемый смазочным материалом, опирающий вал 2 поддшипник 3, в частности подшипник скольжения, и по меньшей мере одно соседнее с ним уплотнительное устройство

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции моторно-осевого подшипника (МОП) скольжения тягового электродвигателя локомотива

Изобретение относится к машиностроению, в частности к главным упорно-опорным подшипникам судовых валопроводов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в подшипниковых опорах

Изобретение относится к области машиностроения и найдет применение в самых разнообразных конструкциях узлов трения, например локомотивостроении

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании опорно-упорных подшипников скольжения, предназначенных для работы в тяжелых условиях, например в качестве подшипников ротора паровой турбины, работающего при высоких нагрузках и частоте вращения, а кроме того, подверженного значительному нагреву

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в упорных и опорных подшипниках с гидродинамическим смазочным слоем для машин и, в частности, для опор прокатных станов, где имеют место высокие окружные скорости и удельные нагрузки

Изобретение относится к опорно-приводным устройствам для узлов накопления информации, преимущественно жестких дисков компьютеров

Изобретение относится к технологии изготовления слоистых изделий намоткой и может быть использовано для изготовления подшипников скольжения
Наверх