Устройство для дистанционного управления гидромеханической трансмиссией транспортного средства

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам для дистанционного управления многоступенчатыми гидромеханическими трансмиссиями (ГМТ), преимущественно для транспортных средств большой мощности и грузоподъемности . Цель изобретения - повыщение эффективности устройства В работе путем расширения пределов регулирования и у.меньшение габаритов устройства. «J 35 евS6 SS67 ;S / / . « so ча S3 S2 ройство содержит гидроцилиндры 2 фрикционных муфт трансмиссий, компенсаторы гидравлических сопротивлений с затворами 50, регуляторы давления с подпружиненными затворами 47 и гидроаккумулятор 19. Для включения одной из ступеней ГМТ давление от гидросистемы подается в соответствующий гидроцилиндр 2 через гидролинии 26 и 37 и компенсатор. На первом этапе включения, когда происходит выборка свободного хода порщня гидроцилиндра и зазоров между дисками, затвор 50 компенсатора остается в исходном положении и на его выходе устанавливается низкое давление. На втором этапе по мере сжатия дисков давление возрастает до величины, определяемой настройкой пружины 48 регулятора, затвор 50 компенсатора закрывает входное отверстие 59 и заполнение осуществляется через дроссель 40. Одновременно происходит зарядка гидроаккумулятора 19. На третьем этапе гидроаккумулятор остается заряженным , давление в пружинной полости регулятора возрастает и затвор 47 возвращает затвор 50 компенсатора в исходное положение , а в гидроцилиндре 2 устанавливается давление питания. 2 з.п.ф-лы, 3 ил. вS6 SS67 ;S S. (Л со со со N5 Фиг. г

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5 ) 4 В 60 К 20/14

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCKOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ к к фиг. 2

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4166730/31-11 (22) 22.12.86 (46) 23.05.88. Бюл. № 19 (71) Институт проблем надежности v. долговечности машин АН БССР и Минский автомобильный завод (72) Л. Г. Красневский, В. И. Кочергин, М. Л. Солнце, В. М. Третьяк и А. Г. Белогуров (53) 629.113-585.2 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 737257, кл. В 60 К 20/14, 1980. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКОЙ ТРАНСМИССИЕЙ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам для дистанционного управления многоступенчатыми гидромеханическими трансмиссиями (ГМТ), преимущественно для транспортных средств большой мощности и грузоподъемности. Цель изобретения — повышение эффективности устройства в работе путем расширения пределов регулирования и уменьшение габаритов устройства. Уст„„30„„1397320 А 1 ройство содержит гидроцилиндры 2 фрикционных муфт трансмиссий. компенсаторы гидравлических сопротивлений с затворами

50, регуляторы давления с подпружиненными затворами 47 и гидроаккумулятор 19.

Для включения одной из ступеней ГМТ давление от гидросистемы подается в соответствующий гидроцилиндр 2 через гидролинии 26 и 37 и компенсатор. На первом этапе включения, когда происходит выборка свободного хода поршня гидроцилиндра и зазоров между дисками, затвор 50 компенсатора остается в исходном положении и на его выходе устанавливается низкое давление. На втором этапе по мере сжатия дисков давление возрастает до величины, определяемой настройкой пружины 48 регулятора, затвор 50 компенсатора закрывает входное отверстие 59 и заполнение осуществляется через дроссель 40. Одновременно происходит зарядка гидроаккумулятора 19. На третьем этапе гидроаккумулятор остается заряженным, давление в пружинной полости регулятора возрастает и затвор 47 возвращает затвор 50 компенсатора в исходное положение, а в гидроцилиндре 2 устанавливается давление питания. 2 з.п.ф-лы, 3 ил.

1397320.

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам дистанционного управления многоступенчатыми гидромеханическими трансмиссиями, преимущественно для транспортных средств большой мощности и грузоподъемности.

Цель изобретения — - повышение эффективности работы путем расширения пределов регулирования и уменьшение габаритов устройства.

На фиг. показана гидравлическая схема устройства для дистанционного управления гидромеханической трансмиссией транспортного средства; на фиг. 2 — механизм плавности и компенсатор гидравлического сопротивления, общий вид; на фиг. 3— график, характеризующий работу механизма плавности.

Гидромеханическая трансмиссия 1 (фиг. !

) состоит из многоступенчатой . коробки передач с несколькими (например, тремя) многодисковыми фрикционами для

1 включения ступеней посредством нажимных гидроцилиндров 2 — 4, работающих поочередно, и гидротрансформатора с фрикционом его блокировки, имеющим нажимной гид-! роцилиндр 5.

Гидросистема 6 трансмиссии содержит гидростанцию и устройства управления (не показаны), которые гидролиниями 7 — 9 подключены к гидроцилиндрам 2 — 4. Стрелкой 10 показано воздействие оператора на устройства управления. Гидролинии 7 — 9 подключены также к входам устройства 11 автоматической разблокировки гидротрансформатора при переключениях ступеней, выход 12 которого подключен к входу клапана 13 блокировки гидротрансформатора.

Выход клапана !3 сообщен с гидроцилиндром 5. Управление клапаном 13 осуществляется устройствами, входящими также в гидросистему 6, по гидролннии 14.

Механизм 15 плавности сливного типа состоит из регуляторов !6--18 давления одинаковой конструкции llo числу гидроцилиндров трансмиссии, по крайней мере одного поршневого гидроаккумулятора 19 и обратных клапанов 20 — 22. Соосно регуляторам

16 — 18 установлены компенсаторы 23 — 25, выполненные в виде двухпозиционных трехходовых распределителей, входы компенсаторов гидролиниями 26 — 28 подключены к гидролиниям 7 — 9 гидросистемы 6, а выходы — гидролиниями .,?9 — 31 к входам регуляторов 16 — 18 и через дроссели 32 — 34 зарядки и обратные клапаны 20--22 — к гидролинии 35, сообщенной с напорной lloлостью аккумулятора 19, с подклапанными полостями регуляторов 16 — 18 и через дроссель 36 †- ;îäîì 1. ? устройства разблокировки гидротрансформатора, Вторые выходы компенсаторов гидролиниями 37-39 сообщены с гидроцилиндрами 2 — 4 и через дроссели 40 — 42 — со своими входами. Гидравлические сопротивления гидролиний 37 ——

39 условно изображены в виде дросселей

43 — 45.

Конструктивное исполнение элементов механизма 15 плавности показано на примере регулятора 16, компенсатора 23 и аккумулятора 19 (фиг. 2) . Регулятор 16 содержит корпус 46, в отверстии которого соосно размещены затвор 47 и пружина 48, а также компенсатор 23, состоящий из корпуса 49 и затвора 50. Затвор 50 состоит из штока

1 0 51, центрируемого в отверстии 52 корпуса 49 ребрами 53, и двух пластин 54 и 55, закрепленных на хвостовиках штока. В пластине 54 выполнен постоянный дроссель 40. Отверстие

52 сообщается с проточкой 56 отверстиями 57, которые образуют боковой отвод компенсатора. Входом последнего является пространство перед нижней пластиной 54 затвора, первым выходом — пространство над верхней пластиной 55, а проточка 56 — вторым выходом. Максимальный ход Хк зат20 вора 50 компенсатора меньше хода Хр затвора 47 регулятора 16 до открытия им сливной проточки 58 корпуса 46, а диаметр Dотверстия 52 компенсатора, определяющий рабочую площадь пластин 54 и 55, меньше диаметра Рр затвора регулятора.

В корпусе 46 имеются входное 59 и выходное 60 отверстия, сливное отверстие 61, а также отверстие 62 для подключения подклапанной полости регулятора 16 к аккумулятору 19 и отверстие 63 для подключения дополнительного сливного дросселя 64 (показан пунктиром).

Аккумулятор 19 состоит из корпуса 65, в центральном отверстии которого помещены поршень 66 с дросселем 36 и пружина 67.

Отверстия 68 и 69 служат для подключения

K HBllopHoH H пружинной lloJlocTBM аккумулятора. В качестве устройства 11 автоматической разблокировки может использоваться любая из известных конструкций, широко применяемых в серийных трансмиссиях для прекращения подачи давления на выход

40 12 на период, несколько больший времени переключения.

Устройство работает следуюгцим образом.

В исходном положении гидроцилиндры

2 — 5 (фиг. 1) сообщены со сливом через устройства управления гидросистемы 6, что соответствует нейтрали в трансмиссии 1.

Для включения какой-либо ступени подают давление от гидросистемы б в один из гидроцилиндров, например в гидроцилиндр 2, через гидролинии 9, 26, 37 и компенсатор 23.

Включение ступени происходит в три этапа.

1 этап. Заполнение гидроцилиндра 2.

Заполнение гидроцилиндра 2 происходит при движении его поршня вниз до выбора зазоров между дисками фрикциона (не показан) . В это время в нем устанавливает55 ся низкое давление Р, зависящее лишь от сопротивления движению поршня, а в поо лостях компенсатора — давление Р., превышающее Р. на величину ЛР (фиг. 3), рав1397320 ную потерям на преодоление гидравлического сопротивления 43 гидролинии 37. Давление Р . действует на затвор 50 вверх, однако пружина 48 отрегулирована на усилие, достаточное для удержания его в нижнем положении (фиг. 2). Жидкость проходит из гидролинии 26 в гидролинию 37 через полностью открытое проходное сечение компенсатора 23. При этом полость между затворами 47 и 50 через дроссели 32 и 36, клапан 20 и устройство 11 разблокировки дренажируется, и давление в ней отсутствует.

II этап. Работа механизма плавности и компенсатора.

При останоке поршня гидроцилиндра 2 в нижнем (включенном) положении движение жидкости в гидролинии 37 прекращается, и давление во всех связанных с ней элементах начинает одновременно повышаться. При достижении величины давления, соответствующей настройке пружины 48, затвор 50 компенсатора перемещается вверх и одновременно смещает затвор 47 регулятора 16. Через щель между пластиной 55 и корпусом 49 жидкость поступает в полость между затворами 47 и 50 и, ввиду малых размеров утечек через дроссели 32 и 36, давление в указанной полости уравнивается с давлением Ра. Поскольку площадь затвора

47 значительно больше площади затвора 50, усилие сжатия пружины 48 скачкообразно возрастает, в результате чего затвор 47 быстро перемещается вверх, отрывается от затвора 50 и открывает слив в проточку 58. Затвор 50 останавливается, когда его нижняя пластина упрется в торец корпуса 49. При этом перекрывается вход в отверстие 52 снизу, и жидкость в него подается из гидролинии 26 лишь через дроссель 40.

В результате в отверстии 52 и сообщенных с ним полостях устанавливается давление о

Раа.маа меньше Pll Величина Р.а.чан, зависящая от усилия пружины 48 и соотношения площадей затворов 47 и 50, выбирается исходя из желаемой характеристики нарастания давления в гидроцилиндре 2 и обычно примерно равна давлению в конце хода поршня, т. е. в конце 1 этапа.

Одновременно начинается зарядка аккумулятора 19 через дроссель 32. Поршень 66 движется вправо и давление в напорной полости аккумулятора нарастает в соответствии с характеристикой пружины 67. Скорость движения поршня зависит от соотношения сечений дросселей 32 и 36. Давление из напорной полости по гидролинии 35 поступает в подклапанную полость регулятора

l6 и совместно с пружиной 48 действует на затвор 47. В результате давление настройки регулятора увеличивается пропорционально давлению в аккумуляторе. В конце II этапа в момент окончания зарядки аккумулятора (посадки поршня на упор) оно достигает величины Р .. -. Таким образом, в течение

II этапа давление в полости между зат4 ворами 47 и 50 и в гиIpoHHëèí;öè "..,li наково и изменяется по плавной кривой II интервале Р. — Р ..-.- (фиг. 3).

1II этап. Выдержка аккумулятора 8 заряженном состоянии.

На данном этапе поршень 66 аккумулятора удерживается в крайнем правом положении и регулятор 16 поддерживает постоянное давление Раа чакс, несколько меньшее давления питания.

Конец данного этапа -соответствует моменту окончания работы устройства 11 разблокировки. В этот момент на его выходе 12 появляется давление питания, которое поступает также в пружинную полость аккумулятора 19. Давление по обе стороны поршня 66 выравнивается, и он возвращается в исходное положение под давлением пружины 67.

Избыток жидкости вытесняется из напорной полости через дроссель 36 и устроиство 11 разблокировки в гидросистему 6. Одновременно с давлением питания через дроссель 36 и гидролинию 35 сообщается подклапанная полость регулятора 16, и затворы 47 и 50 возвращаются в исходное положение под действием пружины 48. Слив жидкости из гидролинии 26 в проточку 58 прекращается, и давление в гидролинии 37 и гидроцилиндре 2 уравнивается с давлением питания в гидрол и ни и 26.

При возвращении поршня 66 в исходное положение аккумулятор 19 разряжается, и

3p - механизм плавности подготавливается к очередному срабатыванию (включению гидроцилиндров 3 и 4) .

На 1 этапе срабатывания механизма во время заполнения гидроцилиндров 2 или

3, 4 — регуляторы 16 — 18 отключены от гидролиний 37 — 39 затворами компенсаторов

23 — 25. Вследствие этого высокое давление на входах в указанные гидролинии, обусловленное их гидравлическими сопротивлениями (условно изображенными в виде дросселей

43--45), не оказывает воздействия на регуляторы и, следовательно, не накладывает ограничений на величину их начальной настройки. Эта величина задается усилием пружины 48 и площадью затвора 47 и может произвольно назначаться изменением соотношения площадей затворов 47 и 50. Ьлагодаря этому давление на входе в гидролинию 37 (или 38, 39) при переходе от 1 этапа к

11 понижается от величины Р . до Р«.. «, разность между которыми зависит от гидравлических потерь в гидролиниях 37 (38, 39).

Таким образом, здесь практически исключено влияние гидравлических сопротивлений на начальную настройку регулятора.

Величины расходов через регуляторы

16 — 18 ограничены дросселями 40 — 42 и могут быть уменьшены до минимального уровня, при котором возможна стабильная работа регуляторов. Это позволяет существснно уменьшить размеры последних по сравнению с известными устройствами.

1397320

Формула изобретения

Ч иг, 1

Помимо описанной конструкции регуляторов, в данном устройстве могут применяться и другие известные кбнструкции — с индивидуальными аккумуляторами, с иной связью аккумулятора с регуляторами и т. д.

В частности, при применении индивидуальных аккумуляторов исключаются клапаны

20 — 22, а вместо дросселя 36 и устройства 11 могут использоваться дренажные дроссели 64 (фиг. 2).

1. Устройство для дистанционного управления гидромеханической трансмиссией транспортного средства, содержащее переключающий механизм, вход которого сообщен с источником давления рабочей жидкости, а выходы посредством соединительных магистралей — с гидроцилиндрами фрикционных муфт .трансмиссий, механизмы плавности включения фрикционных муфт, состоящие из регуляторов давления, в одной из полостей каждого из которых размещен подпружиненный затвор„и по крайней мере одного гидроаккумулятора, при этом каждый регулятор давления соединен с гидроаккумулятором посредством дросселя и обратного клапана, компенсаторы гидравлических сопротивлений соединительных магистралей, каждый из которых имеет вход„сообщенный с выходом переключающего механизма, и два выхода, первый из которых сообщен с входом механизма плавности, а второй — — с входом гидроцилиндра трансмиссии, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности работы. путем расширения пределов регулирования и уменьщения габаритов устройства, оно снабжеllo постоянными дросселями, двухпозиционным механизмом автоматической разблокировки гидротрансформатора, а каждый из компенсаторов выполнен в виде двухпозиционного гидрораспределителя с затвором, установленным соосно с затвором регулятора давления с возможностью механического взаимодействия с ним, при этом вход каждого гидрораспределителя сообщен с соответствующим гидроцилиндром фрикционной муфты посредством постоянного дросселя, а гидроаккумулятор состоит из корпуса, подпружиненного поршня, разделяющего корпус на две полости, соединенные между собой посредством дроссельного отверстия, выполненного в поршне, и первая из которых сообщена с полостью регулятора давления, в которой размещена пружина затвора регулятора давления, и посредством последовательно установленных обратного клапана и дросселя — с входом регулятора давления, а

20 вторая полость аккумулятора сообщена с двухпозиционным механизмом автоматической разблокировки гидротрансформатора, в первой позиции сообщающим эту полость со сливом, а во второй — с источником давления рабочей жидкости, при этом в первой позиции компенсатора его вход разобщен с первым выходом, а во второй соединен с ним.

2. Устройство по и. 1, отличающееся тем, что постоянные дроссели размещены в торцах затворов двухпозиционных распределителей.

3. Устройство по и. 1, отличающееся тем, что площади поперечных сечений и величины перемещений затворов регуляторов давления больше площади сечений и величин перемещений затворов компенсаторов.

1397320

Составитель А. Барыков

Редактор Н. Тупица Техред И. Верес Корректор О. Кравцова

Заказ 2262/18 Тираж 558 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для дистанционного управления гидромеханической трансмиссией транспортного средства Устройство для дистанционного управления гидромеханической трансмиссией транспортного средства Устройство для дистанционного управления гидромеханической трансмиссией транспортного средства Устройство для дистанционного управления гидромеханической трансмиссией транспортного средства Устройство для дистанционного управления гидромеханической трансмиссией транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к механизмам управления ступенчатьми коробками передач транспортных средств, переключаемых под нагрузкой на ходу фрикционными элементами

Изобретение относится к автомобильной технике, дорожным и сельскохозяйственным машинам и может использоваться в автоматических системах и средствах автоматизации управления силовой установкой транспортных средств для определения включенных ступеней коробки передач транспортного средства

Изобретение относится к трансмиссиям транспортных средств, в частности к устройствам автоматического переключения передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к трансмиссиям транспортных средств, и позволяет повысить надежность фиксации включенной передачи

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к реверсивным коробкам перемены передачи

Изобретение относится к тракторному и сельско.хозяйственному машиностроению, а именно к устройствам управления синхронизированными коробками передач

Изобретение относится к гидромеханическим трансмиссиям транснортных средств и может быть использовано для транспортных средств с двигателями большой единичной мониюсти

Изобретение относится к тяговой и транспортной технике и может быть использовано в тракторах, погрузчиках, трубоукладчиках и других машинах

Изобретение относится к автоматическим и полуавтоматическим системам переключения передач транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в механизме переключения коробки передач автомобиля

Изобретение относится к транспортным и дорожно-строительным машинам

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам управления силовым агрегатом транспортных средств с механическими ступенчатыми коробками передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам для управления коробкой передач транспортного средства

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам управления силовым агрегатом транспортных средств с механическими ступенчатыми коробками передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для электрического дистанционного управления механическими коробками передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению
Наверх