Клиновой механизм свободного хода

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах для передачи враш,ения в одном направлении. Цель - повышение нагрузочной способности, жесткости и надежности. Механизм состоит из обоймы 1, звездочки 2 и расположенных между ними подпружиненных клиньев 4 и промежуточных элементов 3. На эксцентриковом выступе 5 звездочки 2 расположено управляюш,ее устройство в виде обгонной муфты, полумуфта (П) 7 которой связана зубчатым зацеплением с обоймой, а другая П связана со звездочкой посредством управляющего механизма . Звездочка 2 выполнена с полостью 12, заполненной вязкой жидкостью. При передаче враш,ения взаимодействие клиновых поверхностей управляющего плунжера и П 15 приводит к равномерному воздействию жидкости на плунжеры 13, которые воздействуют на промежуточные элементы 3 и заклинивают клинья 4. При врайлении механизма в противоположную сторону пружины отжимают промежуточные элементы ,, происходит расклинивание. За счет передачи жидкостью равномерного давления на все клинья происходит их одновременное заклинивание. 3 ил. i (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)4 F 16 D41 06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4165382/31 — 27 (22) 23.12.86 (46) 30.05.88. Бюл. № 20 (71) Волгоградский политехнический институт (72) В. Г. Карабань (53) 621. 825. 5 (088. 8) (56) Авторское свидетельство СССР № !214954, кл. F 16 D 41/06, 1984. (54) КЛИНОВОЙ МЕХАНИЗМ СВОБОДНОГО ХОДА (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах для передачи вращения в одном направлении. Цель — повышение нагрузочной способности, жесткости и надежности.

Механизм состоит из обоймы 1, звездочки

2 и расположенных между ними подпружиненных клиньев 4 и промежуточных элемен„.Я0„„1399541 А1 тов 3. На эксцентриковом выступе 5 звездочки 2 расположено управляющее устройство в виде обгонной муфты, полумуфта (П) 7 которой связана зубчатым зацеплением с обоймой, а другая П связана со звездочкой посредством управляющего механизма. Звездочка 2 выполнена с полостью

12, заполненной вязкой жидкостью. При передаче вращения взаимодействие клиновых поверхностей управляющего плунжера и П 15 приводит к равномерному воздействию жидкости на плунжеры 13, которые воздействуют на промежуточные элемен. ты 3 и заклинивают клинья 4. При вращении механизма в противоположную сторону пружины отжимают промежуточные элементы, происходит расклинивание. За счет передачи жидкостью равномерного давления на все клинья происходит их одновременное заклинивание. 3 ил.

139954!

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в механизмах с высокими требованиями к жесткости при большой нагрузочной способности.

Целью изобретения является повышение нагрузочной способности, жесткости и надежности.

На фиг. 1 показан механизм, общий вид; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. l; на фиг. 3 — разрез Б — Б на фиг. 2.

Механизм состоит из обоймы 1, звездочки 2 с эксцентриковыми рабочими поверхностями и расположенных между ними промежуточных элементов 3 и подпружиненных клиньев 4. На эксцентричном выступе 5 звездочки 2 установлено управляющее устройство в виде обгонной муфты 6, полумуфта 7 которой с помощью зубчатого венца

8 связана с обоймой 1, имеющей зубчатый венец 9. Направление углов заклинивания полости 10 и полости 11 совпадают.

Звездочка 2 и эксцентрик 5 выполнены с замкнутой внутренней полостью 12, заполненной вязкой средой, например жидкостью или гидропластмассой. Звездочка 2 выполнена с отверстиями, в которые установлены плунжеры 13. Торцовые поверхности плунжеров 13 с одной стороны размещены в полости 12, а с другой — контактируют с промежуточными элементами 3 со стороны широких концов клиньев 4. Промежуточные элементы 3 с противоположной стороны подпружинены с помощью пружин 14.

Вторая полумуфта 15 обгонной муфты 6 связана со звездочкой 2 с помогцью управляющего механизма в виде клиновой несамотормозящей поверхности выемки 16, контактирующей с поверхностью управляюще го плунжера 17, расположенного в отверстии, соединяющемся с полостью 12.

Механизм работает следующим образом.

Прн вращении звездочки 2 в сторону заклинивания (на фиг. 2 против часовой стрелки) полумуфта 7 управляющего устройства за счет зубчатых венцов 8 и 9 начинает проворачиваться в противоположную сторону (на фиг. 1 по часовой стрелке относительно эксцентрика 5). Скорость и угол поворота этой полумуфты определяются передаточным отношением зубчатых венцов 8 и 9. Происходит заклинивание тел качения в полости 10, в результате чего полумуфта 15 начинает совершать совместное движение с полумуфтой 7. Взаимодействие клиновых поверхностей выемки 16 и управляющего плунжера 17 заставляет перемещаться последний. Величина перемещения управляющего плунжера зависит от угла наклона поверхностей. Перемещение управляющего плунжера 17 приводит к возрастанию давления в ограниченной замкнутой полости

12, которое передается вязкой средой во все направления равномерно, что приводит к перемещению плунжеров 13, воздействующих на промежуточные элементы 3, которые

5 !

О

40 двигаются совместно с эксцентриком 2 и относительно него (по часовой стрелке на фиг. 1) осуществляя сложное движение клина 4, позволяющее привести в соответствие касательные и нормальные силы для реализации фрикционного контакта. Клинья

4 распираются между контактными поверхностями обоймы 1 и промежуточными телами 3, опирающимися на эксцентриковые поверхности звездочки 2, осуществляя заклинивание механизма. Возникшие реакции на промежуточных элементах 3 передаются плунжерами на вязкук среду, заполняющую полость 12, что уравновешивает силу, создаваемую управляющим плунжером 17.

Если условия нагружения плунжеров 13 различны, то менее нагруженные плунжеры совершают большие перемещения за счет постоянства передачи давления по всем направлениям до тех пор, пока условия их нагружения не сравняются, что обеспечивает самоустанавливаемость для всей системы и приводит к равномерному нагружению и заклиниванию клиньев 4.

При движении звездочки 2 в противоположную сторону (по часовой стрелке на фиг. 1) полумуфта 7 за счет зубчатых венцов 8 и 9 перемешается в противоположную сторону относительно эксцентрика 5 (на фиг. 1 против часовой стрелки), что соответствует выключению управляющего устройства. Эксцентричные поверхности звездочки 2 совместно с промежуточными элементами 3 освобождают контактные поверхности клина 4, а промежуточные элементы под действием пружин 14 воздействуют на плунжеры 13, которые, создавая давление в полости 12, перемещают управляющий плунжер

17. Г1лунжер 17 за счет отсутствия самоторможения в клиновой паре 16 в 17 перемещает полумуфту 15, пока система не приходит в равновесие. Механизм выключается и сопротивление свободного хода определяется трением поджатия пружиной клина в полости 11 и трением поджатия тел качения в полости 10.

Механизм позволяет повысить нагрузочную способность и жесткость за счет равномерно распределения нагрузок между клиновыми телами. Кроме того, повышается точность срабатывания, обусловленная одновременностью включения клиновых тел за счет самоустанавливаемости. Величина усилия, развиваемого плунжерами, и соотношение углов поворота звездочки и перемещения плун>кера 17 может быть подобрано в зависимости от необходимых условий работы с помощью подбора передаточного отношения зубчатых венцов 8 и 9 обоймы и полумуфты 7, а также соотношений диаметров плунжеров. Величина хода плунжера 17 также может быть отрегулирована в зависимости от угла клиновых поверхностей. Управляк>щий механизм доста1399545 точно прост и малонагружен, что обеспечивает повышение надежности всего механизма.

Формула изобретения

Клиновой механизм свободного хода, содержащий звездочку с расположенной с эксцентриситетом рабочей поверхностью, охватывающую ее обойму, установленный между обоймой и звездочкой подпружиненный клин и управляющее устройство в виде обгонной муфты, одна из полумуфт которой посредством зубчатого зацепления связана с обоймой, а другая посредством механизма управления связана с клином, отличающийся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности, жесткости и надежности, он снабжен дополнительными клиньями и промежуточными элементами, звездочка выполнена полой и с дополнительными рабочими поверхностями на ее наружной поверхности, полость звездочки заполнена вязкой жидкостью, механизм управления выполнен в виде плунжеров, конец одного из которых выполнен с клиновой несамотормозящей поверхностью и контактирует с выполненной на полумуфте обгонной муфты выемкой, а другой конец расположен в полости звездочки, другие плунжеры смонтированы в звездочке и один конец каждого плунжера размещен в полости с жидкостью, а другой контактирует с торцовой по15 верхностью промежуточного элемента.!

399541

77

Put. Z (Ост(lви) e,»> Т. Орлова

Рс,такгор H. !,1»t lëê»ì Те>,рею 1(Б) рсс Корректор О. Кравцова

Закан 23 8/3(1 Тир)lик 784 11олг)исное

I!(I!Ill(I(I I 1Í !.Иар В)ННОГО )О> 1)тета C.(.C.лO ЛСЛ))Ч ИВООр(т(гв»Й И )))Кр))ГИИ

1,,f(135, Моски(1. гК 33>, Рат и)ск)ts»t;Ir>.,; (,О

I 1!)Оилно (ст Вг»» )-llo, »» 1)11(()ll » скос ill)e,li! f)»)i гнс, I . riil >ро,(, \ ..1. IВОск ни)1, (

Клиновой механизм свободного хода Клиновой механизм свободного хода Клиновой механизм свободного хода Клиновой механизм свободного хода 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может применяться для обеспечения передачи вращения в одном направлении

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в импульсных бесступенчатых передачах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах стартеров для пуска двигателей автомобилей и сельхозмашин

Изобретение относится к области машиностроения и может быть, использовано , например, в импульсных бесступендатых передачах

Изобретение относится к машиностроению , в частности к клиновым механизмам свободного хода, и предназначено для иснользоваия в приводах различных машин с импульсным режимом работы

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в импульсных бесступенчатых передачах и трансмиссиях различных машин и устройств

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в импульсных передачах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для обеспечения передачи вращения в одном направлении
Наверх