Полуавтоматический станок для продороживания коллекторов якорей электрических машин

 

Клас 21 1, 59 ссср

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Иодписния epvnna .Ч 92

Г. С. Балыко и И. T. Кутя

ПОЛУАВТОМАТИЧЕСКИЙ СТАНОК ДЛЯ ПРОДОРАЖИВАНИЯ

КОЛЛЕКТОРОВ ЯКОРЕЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

Заявлено 19 января !961 г. за ¹ 695363/24-7 в Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Опубликовано в «Бюллетене изобретений» ¹ 17 за 1961 г.

Изобретение относится к полуавтоматическим станкам для продораживания коллекторов якорей электрических машин, содержащим приводимую во вращение фрезу, закрепленную на плавающем инс1румептальном шпинделе, который установлен в ползуне, перемещаемом возвратно-поступательно вдоль осп приводимого во вращение коллектора.

Новым в предложении является то, что каретка ползуна выполнена перемещающейся вертикально по касательной к поверхности коллектора одновременно с возвратно-поступательным движением ползуна.

Кроме того, предусмотрено применение ролика, контактирующего с наружной поверхностью коллектора и воздействующего на золотник управления при помощи вертикального возвратно-поступательного движения каретки по lзуна. Дополнительно предлагается применить гидравлическую систему привода ползуна, автоматически управляемую прп помощи конечных гыключателей, и игольчатого щупа, взаимодействующего с торцом коллектора. Предлагаемый полуавтоматический станок представляет практический интерес, так как выполнение каретки ползуна, перемещающейся вертикально, дает возможность получения точного деления при работе якорей с тяжелой инерционной массой вследствие снижения скорости вращения. Применение ролика позволяет синхронизировать линейные скорости вращающегося коллектора и каретки ползуна. Применение гидравлической системы управляемыми конечными выключателями позволяет осуществить согласованное перемещение каретки ползуна и коллектора.

На фиг. 1 изображена кинематическая схема станка; на фиг. 2— то же, вид сбоку.

Якорь 1 устанавливается на ролики 2, укрепленные на подставках

8, а конец вала якоря с помощью планшайбы 4 соединяется с приводным редуктором 5. Рядом с якорем расположена колонка 6, в которой размещена аппаратура управления и которая может перемещаться при

S наламкб вдоль и перпендикулярно оси якоря для настройки на различ . ные габариты якорей.

Колонка имеет вертикальные направляющие, по которым движется каретка 7, совместно с цилиндром 8 и корпусом золотника 9.

На верхней плоскости каретки 7 расположены горизонтальные направляюшие ползуна 10 с закрепленной на нем фрезерной головкой 11 с индивидуальным приводом 12. Возвратно-поступательное движение ползуна с фрезерной головкой вдоль оси якоря осуществляется от гидравлического цилиндра 18, расположенного в каретке 7. Вертикальное возвратно-поступательное перемещение каретки совместно с ползуном и фрезерной головкой по касательной к цилиндрической поверхности коллектора осуществляется от гидравлического цилиндра 8, управляемого золотником 9, и собственного веса каретки, ползуна и фрезерной головки.

Станок работает следующим образом. Исходным положением является момент, когда ползун 10 с фрезерной головкой 11 находится в крайнем правом положении. Конечный выключатель 14 нажат упором

l5. Каретка 7 совместно с ползуном и фрезерной головкой, цилиндром

8 и корпусом золотника 9 находится в нижнем положении. Крышка цилиндра 8 касается верхней плоскости штока-упора 16, который через винтовую пару 17, конические шестерни 18, маховик 19 имеет регулировкуу п о вы с оте.

Конечный выключатель 20 нажат упором 21 каретки. Ролик 22 с помощью гидравлического цилиндра 28, рейки 24, шестерни и коромысла прижат к наружной цилиндрической поверхности коллектора якоря. Жидкость от шестеренчатого насоса 25 через напорный золотник 26, обратный клапан 27, дроссель 28 подается в верхнюю полость цилиндра о и через кольцевой зазор между корпусом и золотником 9 идет на слив. Одновременно жидкость через напорный золотник с обратным клапаном 29 поступает к цилиндру 28 и через реверсивный золотник 80. дроссель 81 к правой полости цилиндра 18.

Под действием включенного электромагнита 82 конусная муфта 88 разъединена. Поршень цилиндра 18 совместно с ползуном 10 и фрезерной головкой перемещается влево. Конечный выключатель 14 включает цепь электромагнитной муфты 84 и выключает электромагнит 82.

Якорь электродвигателем 85 приводится во вращение. При этом через ролик 22, цепочную передачу 86 и 87, конусную муфту 88, шестерню и рейку 88 перемещает золотник 9, уменьшая кольцевой зазор между выточкой корпуса и золотником. Жидкость, поступающая через дроссель 28, получает значительное сопротивление, давление возрастает, и цилиндр 8 совместно с корпусом золотника кареткой 7, ползуном 10 и фрезерной головкой 11 перемещается вверх по касательной к цилиндрической поверхности коллектора.

Фреза 89 получает три направления движения: вращательное движение от электродвигателя 12, возвратно-поступательное движение подачи от гидравлического цилиндра 18 и вертикальное перемещение от гидравлического цилиндра 8. Скорость вертикального перемещения каретки 7 павна окружной скорости вращающегося коллектора якоря. В конце рабочего хода ползун 10 нажимает на конечный выключатель 40. подающий сигнал на электромагниты реверсивного золотника 80, который изменяет направление движения ползуна 10. Вращение якоря происходит одновременно с рабочим и холостым ходами ползуна. Холостой ход используется для окончательной расчистки профрезерованного паза. № 140873

Совмещение по времени поворота якоря с рабочим.и холостым ходами ползуна позволило резко увеличить время поворота якоря и уменьшить влияние инерции якоря на точность деления до минимума.

Изменяя скорость вращения двигателя 85 постоянного тока, можно приравнять время поворота якоря на одну ламель коллектора с обшим временем рабочего и холостого ходов ползуна. Приближенно можно считать, что время поворота якоря на 360 равно времени продораживания коллектора.

К торцу коллектора якоря подводится щуп 41, закрепленный на. кронштейне колонки б. В текстолитовой планке щупа расположены четыре стальные иглы-контакты, включенные в схему управления поворотом якоря. Схема работает так, что при нахождении пластины миканита коллектора на иглы щупа выключается электромагнитная муфта

84 привода вращения якоря.

В конце обратного хода ползун 10 нажимает на конечный выключатель 14» включающий электромагнит 82, который разъединяет конусную муфту 88. Одновременно получает сигнал и электромагнит реверсивного золотника 80 на установку его в нейтральное положение. Под действием сжатой пружины, заключенной между крышкой корпуса и золотником 9, последний перемещается вниз и увеличивает кольцевой зазор между золотником и выточкой в корпусе. Под действием собственного веса каретка 7 совместно с корпусом золотника 9, цилиндром 8, ползуном 10 и фрезерной головкой 11 опускается вниз до соприкосновения со штоком-упором 1б. В конце вертикального хода каретки 7 рейка 86 наталкивается на неподвижный регулируемый упор 42, золотник 9, сжимая пружину., перемешается вверх и уменьшает кольцевой зазор между выточкой корпуса и золотником, В нижнем положении каретки, когда крышка цилиндра 8 лежит на штоке-упоре 1б, фреза и иглы шупа лежат в одной плоскости с миканитовой пластиной коллектора. В конце вертикального хода каретки 7 упор 21 нажимает на конечный выключатель 20, подающий сигнал на электромагнит реверсивного золотника 80. Электромагнит, перемещая золотник, включает рабочий ход ползуна 10, При движении его влево конечный выключатель 14 подает сигнал на включение электромагнитной муфты 84 привода вращения якоря на отключение электромагнита 82. Пружина соединяет конусную муфту 88, и золотник 9 получает перемещение от вращающегося коллектора.

В дальнейшем работа станка происходит аналогично описанному.

При подходе к крайним положениям ползун 10 изменяет скорость благодаря воздействию упора 48 на золотник 44. Фреза 88 закреплена на плавающем инструментальном шпинделе и имеет возможность перемещаться в направлении, перпендикулярном оси якоря, под воздействием стенок перекошенных пластин коллектора. Для быстрого поворота якоря предусмотрен привод от электродвигателя 45.

Предмет изобретения

1. Полуавтоматический станок для продораживания коллекторов якорей электрических машин, содержащий приводимую во врашение фрезу, закрепленную на плавающем инструментальном шпинделе, который установлен в ползуне, перемещаемом возвратно-поступательно вдоль оси коллектора, приводимого во вращение, отличающийся тем, что с целью получения точного деления при обработке якоря с большой инерционной массой, каретка ползуна выполнена перемещающейся вертикально по касательной к поверхности коллектора одновременно с возвратно-поступательным движением ползуна.

¹ 140873

2. Станок по п. 1, отличающийся тем, что для синхронизации линейных скоростей вращающегося коллектора и каретки ползуна применен ролик, контактирующий с наружной поверхностью коллектора и воздействующий на золотник управления вертикальным возвратнопоступательным движением каретки ползуна.

3. Станок по п. 1, отличающийся тем, что для согласования возвратно-поступательного движения каретки ползуна и прерывистого движения коллектора применена гидравлическая система, автоматически управляемая при помощи конечных выключателей совместно со скользящим по торцу коллектору игольчатым щупом.

¹ 140873 № !40873 ZZ

j в, 1

1 б// б

Корректор С. Ю. Цверина

Гlодп. к печ. 12.Х!1-61 r

Зак. 11173

Формат бум. 70X 108 /, Объем 0,52 изд. л.

Тира>к 1100 Ценаа 11 коп.

ЦБТИ при Комитете по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Центр, М Черкасский пер., д. 2/б.

Типография ЦБТИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР, Москва. Петровка, 14.

/ /

/ /

/

/ /

/ /

/ /

/

/ /

1Д) Редактор Л, Н. Гольцов Техред А. А. Кудрявицкая

1

Полуавтоматический станок для продороживания коллекторов якорей электрических машин Полуавтоматический станок для продороживания коллекторов якорей электрических машин Полуавтоматический станок для продороживания коллекторов якорей электрических машин Полуавтоматический станок для продороживания коллекторов якорей электрических машин Полуавтоматический станок для продороживания коллекторов якорей электрических машин Полуавтоматический станок для продороживания коллекторов якорей электрических машин 

 

Похожие патенты:
Наверх