Устройство для непрерывного контроля и диагностики состояния подшипниковых опор качения

 

Изобретение относится к области машиностроения и может быть исполь зовано для диагностики, контроля и прогнозирования технического состоя- .ния подшипниковых опор качения. Цель - повьшение точности и достоверности информации о состоянии подшипниковых опор качения. Соосно приводному валу устройства устанавливается датчик зондирующего ультразвукового излучения 1, а по окружности внешней обоймы подшипника попарно-противоположно устанавливаются приемники акустического излучения 2. Последние через узкополосные фильтры 4 подключаются к входам блока обработки информации. Он содержит амплитудные (фазовые) детекторы 5, сумматор 6 и регистрирующее устройство 7. К выходу сумматора 6 подключены измеритель 8, дифференцирующее и пороговое устройства 9 и 10. С выходов детекторов-5 сигналы поступают на сумматор 6 и регистрирующее устройство 7. При повьшгенном износе подшипника или при наличии локальных повреждений поверхностей , качения пороговое и дифференцирующее устройства включают сигнализатор опасшях режимов 11. 1 ил. i (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

1 (19) (11) (51) 4 G Ol И 13 04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ н дв гогскоью свидетельствм

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4206347/25-27 (22) 10.12.86 (46) 07.06.88. Бюл. Р 21 (72) А.P.Джимиев, А.Г.Косневич, В.А.Бурнягин, С.Ю.Лисодид, Ю.H.Крамаренко и А.З.Халилов (53) 658.562.012.7 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 1128136, кл. С 01 М 13/04, 1984. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ НЕПРЕРЫВНОГО

КОНТРОЛЯ И ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ ПОДШИПНИКОВЫХ ОПОР КАЧЕНИЯ (57) Изобретение относится к области машиностроения и может быть исполь зовано для диагностики, контроля и арогнозирования технического состоя.ния подшипниковых опор качения ° Цельповышение точности и достоверности информации о состоянии подшипниковых опор качения. Соосно приводному валу устройства устанавливается датчик зондирующего ультразвукового излучения 1, а по окружности внешней обоймы подшипника попарно-противоположно устанавливаются приемники акустического излучения 2 ° Последние через узкополосные фильтры 4 подключаются к входам блока обработки информации.

Он содержит амплитудные (фазовые) детекторы 5, сумматор 6 и регистрирующее устройство 7, К выходу сумматора 6 подключены измеритель 8, дифференцирующее и пороговое устройства 9 и 10. С выходов детекторов 5 сигналы поступают на сумматор 6 и регистрирующее устройство 7. При повышенном износе подшипниКа или при наличии локальных повреждений поверхностей качения пороговое и дифференцирующее устройства включают сигнализатор опасных режимов 11. I ил.

1401322

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, для целей диагностики, контроля и прогнозирования технического состояния подшипниковых опор качения.

5 Целью изобретения является повыше ние точности и достоверности информации о состоянии подшипниковых опор, качения механизмов и машин.

На чертеже представлена функциональная схема устройства.

Устройство для непрерывного контроля и диагностики состояния подшипниковых опор качения содержит датчик 1 непрерывного зондирующего ультразвукового излучения, закрепленный внутри полого вала машины в месте установки внутренней обоймы подшипника, и несколько пар приемников 2 ультразвукового излучения, установленных попарно-противоположно на поверхносI ти внешней обоймы подшипника в кор,пусе 3 опоры. Выходы приемников излу1 чения через узкополосные фильтры 4 подключены к входам блока обработки сигналов.

Блок. обработки сигналов представляет собой совокупность амплитудных или фазовых детекторов 5, подключенных к сумматору б и регистрирующему устройству 7. К выходу сумматора 6 подключены измеритель 8, а также дифференцирующее и пороговое устройства 9 и 10, управляющие работой сигнализатора 11 опасных режимов. 35

Устройство работает следующим образом.

Ультразвуковое излучение, возбуж даемое датчиком 1, распространяясь 40

1 концентрически в направлении внешней обоймы, проходит через тела качения и контролируемую рабочую зону подшип ника и достигает приемников 2 излучения. 45

Сигналы, снимаемые с приемников 2 излучения и зависящие от состояния подшипника, через узкополосные фильтры 4, служащие для выделения полеэного сигнала из всего спектра шумов 50 подшипника, поступают на амплитудные или фазовые детекторы 5, напряжение на выходах которых пропорционально разности амплитуд или фаэ сигналов попарно-противоположно; расположенных приемников 2 излучения.

С выходов детекторов 5 сигналу поступают на регистрирующее устройство 7, служащее для записи информации в целях диагностики и прогнозирования состояния подшипника, а также на сумматор б, позволяющий с помощью измерителя 8 оценить средний износ подшипника. Подключенное к выходу сумматора 6 пороговое устройство 10 при увеличении среднего износа подшипника выше заданного уровня включает сигнализатор 11 опасных режимов. Дифференцирующее устройство 9 обеспечивает выделение иэ выходного сигнала сумматора 6 импульсов, соответствующих локальным повреждениям поверхностей качения подшипника, которые также могут использоваться для вклю» чения сигнализатора ll опасных режимов.

Использование новых элементов датчика ультразвукового зондирующего излучения, нескольких пар приемников излучения и блока обработки информации выгодно отличает предложенное устройсТво от известного, так как существенно уменьшаются погрешности измерений, вызванные акустическими шумами конструкции машины, повышается достоверность информации о состоянии. подшипника в связи с увеличением количества контролируемых участков рабочей зоны подшипника.

Формула изобретения

Устройство для непрерывного контроля и диагностики состояния подшипниковых опор качения, содержащеесмонтированные в корпусе для установки невращающегося кольца испытуемого подшипника, равномерно и попарно-противоположно расположенные по окружности, приемники акустического излучения подключенные к блоку обработки сигналов, и приводной вал для установки и вращения другого кольца испытуемого подшипника, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью повышения точности и достоверности информации о состоянии подшипниковых опор, оно снабжено датчиком зондирующего ультразвукового излучения, смонтированным в корпусе соосна приводному валу, узкополосными фильтрами, соответственно подключенными к выходам приемников, а блок обработки сигналов выполнен в виде детекторов, подключенных к выходам фильтров попарнопротивоположно расположенных приемников, суммирующего и регистрирующеСоставитель В.Пучинский

Редактор О.Юрковецкая Техред M.Õoäàíè÷

Корректор М.Шароши

Подписное

Тираж 847

Заказ 3218

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 з 1401 322

4 го устройств, входы которых подключе- рующего устройства, и сигиализатора ны к выходам детекторов, измерителя, о*асных режимов, входы которого соотпорогового и дифференцирукицего уст-, ветственно подключены к выходам пороройств, подключенных к выходу сумми- гового и дифференцирукщего устройств.

Устройство для непрерывного контроля и диагностики состояния подшипниковых опор качения Устройство для непрерывного контроля и диагностики состояния подшипниковых опор качения Устройство для непрерывного контроля и диагностики состояния подшипниковых опор качения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для контроля виброакустических характеристик подшипников качения и при диагностике их состояния после испытаний или в эксплуатации

Изобретение относится к контрольноизмерительной технике и может быть использовано при неразрушающем контроле сборочных узлов, в частности подшипников (П) качения

Изобретение относится к подшипниковой йромьшшенности.и может быть использовано в стендах для испытаний подшипников качения и систем смазки

Изобретение относится к машиног строению и может быть использовано в подшипниковой промыгаленности для диагностирования поверхностей трения в подшипниках качения

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для изучения явления ложного бринеллирования

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для контроля подшипников качения по вязкости масла

Изобретение относится к области приборостроения и

Изобретение относится к тяжелому машиностроению и предназначено для вра1це1шя цилиндрических изделий с ма« лыми осевыми перемещениями

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника

Изобретение относится к измерительной технике и может быть, преимущественно, использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников в узлах в процессе эксплуатации и ремонта машин и механизмов

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно подшипников качения авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для исследования и испытания подшипников качения

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно межвальных подшипников качения двухвальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении и используется для контроля и прогнозирования состояния подшипников качения в условиях, когда известен вид износа

Изобретение относится к энергетическим и транспортным машинам и механизмам

Изобретение относится к измерительной технике
Наверх