Зубчатая упругая муфта

 

Изобретение относится к области маошностроения и может быть использовано для передачи крутящего момента при колебаниях нагрузки и перекосах валов. Цель изобретения - улучшение демпфирующих свойств и повышение иагрузочной способности. Зубчатая упругая муфта содержит ведомую полумуфту в виде зубчатого колеса 1 с внутренними зубьями и ведущую полумуфту с установленными на торце подвижно на осях шестернями 3. Последние имеют параллельные лыски. Шестерни 3 взаимодействуют с выстутйами 5, выполненными на торце ведущей полумуфты, и с внутренними зубьями ведомой полумуфты. Демпфирующее звено муфты выполнено в виде шестерни 8, закрепленной на конце торсионного вала, связанного другим концом с ведомой полумуфтой. Шестерня 8 находится в зацеплении с планетарным рядом шестерен ведущей полумуфты, что позволяет передавать крутящий момент с вала на вал двумя потоками . При передаче момента происходит закручивание торсионного вала, что снижает амплитуду колебаний нагрузки . Для ограничения угла закручивания торсиона служат упоры. I з.п. ф-лы, 7 ил. W

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТ ИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

ÄÄSUÄÄ 1372124 д1

t5D 4 F 16 D Э 18 г

Ь °

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АBTOPCKOMY СВИ4ЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4055685/31-27 (22) 14.04.86 (46) 07.02.88. Бюл. Ф 5 (71) Белорусский политехнический институт (72) А. Т. Скойбеда, А. А. Сабадаш, и. А. Бендик, А. И. Бобровник и Н. M. Жук (53) 621.825.52(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Ф 658328, кл. F 16 D 3/18, 1979. (54) ЗУБЧАТАЯ УПРУГАЯ МУФТА (57) Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для передачи крутящего момента при колебаниях нагрузки и перекосах валов. Цель изобретения — улучшение демпфирующих свойств и повышение нагруэочной способности. Зубчатая упругая муфта содержит ведомую полумуфту в виде зубчатого колеса 1 с внутренними зубьями и ведущую по" лумуфту с установленными на торце подвижно на осях шестернями 3. Последние имеют параллельные лыски. Шестерни 3 взаимодействуют с выстуйами 5, выполненными на торце ведущей полумуфты, и с внутренними зубьями ведомой полумуфты. Демпфирующее звено муфты выполнено в виде шестерни 8, закрепленной на конце торсионного вала, связанного другим концом с ведомой полумуфтой. Шестерня 8 находится в зацеплении с планетарным рядом шестерен ведущей полумуфты, что позволяет передавать крутящий момент с вала на вал двумя потоками. При передаче момента происходит закручивание торсионного вала, что снижает амплитуду колебаний нагрузки. Для ограничения угла закручивания торсиона служат упоры. I з.п. ф-лы, 7 ил, 137

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи крутящего момента в кинематических цепях машин и меха низмов при колебаниях нагрузки и перекосах валов.

Цель изобретения - улучшение демп" фирующих свойств и повышение нагрузочной способности, На фиг. 1 изображена зубчатая упругая муфта, продольный paspes; на фиг. 2 — разрез А-А на фнг, l; на фиг. 3 " то же, при перегрузке; на фиг. 4 - вариант выполнения зубьев зубчатых элементов; на фиг, 5 — разрез Б-Б на фиг. 4; на фиг, 6 - вариант установки зубчатых элементов на осях; на фиг. 7 — зубчатая муфта при работе в режиме компенсации угловых смещений соединяемых валов, продольный разрез.

Зубчатая упругая муфта содержит ведомую полумуфту 1 в виде зубчатого колеса с внутренними зубьями, выполненного заодно со ступицей 2 или жестко соединенного с ней. В зацеплении с полумуфтой 1 находятся зубчатые элементы в виде шестерен 3 с двумя параллельными лысками на наружной поверхности, установленные на осях 4 с зазорами между выступами 5, выполненными на торце ведущей полу" муфты 6 и служащими для ограничения угла поворота шестерен 3 при перегрузках (фиг. 1-3), Оси 4 закреплены в ведущей полумуфте 6. Шестерни 3 могут иметь зубья как с прямолинейной образующей (фиг. 1), так и с эллиптической (фиг. 4,5). Кроме того, они могут быть установлены на осях 4 на сферических подшипниковых опорах 7 (фиг. 6 и 7). Шестерни 3 находятся также в зацеплении с шестерней 8, жестко закрепленной на конце торсионного вала 9, расположенного и жестко закрепленного дру" гим концом внутри ступицы 2. Муфта закрыта гофрированной крышкой 10, допускающей угловые смещения полумуфт при перекосах соединяемых валов. Уплотнение осуществляется прокладкой ll и манжетой 12, Для исключения выхода из зацепления шестерен 3 при компенсации угловых смещений соединяемых валов ширина зубчатых поверхностей шестерни 8 и ведомой полумуфты 1 должна быть увеличена в сравнении с обыч"

2124 2 ными значениями на величину дЬ, определяемую из выражения

5 где D — диаметр окружности расположения осей 4 в ведущей полу- муфте 6; с - угол перекоса соединяемых !

0 валов .

Ограничение угла поворота шесте" рен 3 при их установке на сферических подшипниковых опорах 7 достигается конструктивным выполнением осей 4.

Зубчатая упругая муфта работает следующим образом.

Крутящий момент с ведущей полумуфтой 6 передается на ведомую полу20 муфту 1 и ведомый вал двумя потоками. Большая часть крутящего момента от ведущей полумуфты 6 передается через оси 4, шестерни 3 и внутренние зубья полумуфты 1 на ступицу 2, а

25 меньшая часть через шестерни 3 и 8 и торсионный вал 9, расположенный и жестко закрепленный другим концом внутри ступицы 2 полумуфты 6.

При этом происходит закручивание

30 торсионного вала 9, что приводит к снижению амплитуды колебаний, действующих в элементах привода нагрузок. Торсионный вал 9 закручивается до тех пор, пока силы его раскручивания не уравновесят часть крутящего момента, передаваемого с ведущей полумуфты 6 на ступицу 2 меньшим потоком.

При снижении момента сопротивления на ступице 2 происходит обратное раскручивание торсионного вала 9.

При дальнейшем увеличении момен" та сопротивления на ступице 2 часть крутящего момента, передаваемая через торсионный вал 9, также увеличивается, что может привести к его поломке. Для ограничения угла закручивания торсионного вала 9 на тор1 це ведущей полумуфты 6 выполнены выступы 5 со скосами, с которыми при достижении допустимого прочностными свойствами материала вала 9 угла закручивания взаимодействуют соот" ветствующие скосы шестерен 3, после чего муфта работает как жесткий эле" мент привода.

I372)24

15

25

При наличии угловых смещений соединяемых валов ведущая полумуфта

6 с осями 4 и закрепленными на них шестернями 3 за счет зазоров в зубчатых зацеплениями поворачивается относительно ведомой полумуфты и шестерни 8. Величина данного поворота может быть увеличена за счет вы" полнения зубьев шестерен 3 с эллиптической образующей (бочкообразный зуб) или за счет установки шестерен

3 на осях 4 на сферических подшипниковых опорах 7.

Выполнение демпфирующего звена муфты в виде шестерни, эакреппенной на конце торсионного вала, связанно" го другим концом с ведомой полумуф" той; позволяет улучшить демпфирую" щие свойства и повысить нагрузочную способность муфты. Замыкание шестерней, закрепленной на конце торсионного вала, планетарного ряда позволяет передавать крутящий момент с вала на вал двумя потоками, величины которых зависят от характеристики ряда, благодаря чему можно значительно уменьшить диаметр известной муф1 ы

Формула изобретения

1 ° Зубчатая упругая муфта, содержа" щая ведомую полумуфту в виде зубчатого колеса с внутренними зубьями, находящуюся с ней в зацеплении ведущую полумуфту с установленными на осях с воэможностью поворота зубчатыми элементами в виде шестерен, и демпфирующее звено, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью улучшения демпфирующих свойств и повышения нагруэочной способности муфты, она снабжена выступами, закрепленными на торце ведущей полумуфты, а демпфирующее звено выполнено в виде рас" положенного в ступице ведомой полу" муфты и связанного с ней одним концом торсионного вала с шестерней иа другом конце, входящей в зацепление с шестернями ведущей полумуфты, которые выполнены с двумя параллельными лысками и установлены с возможностью взаимодействия с выступами ведущей полумуфты, 2. Зубчатая муфта по п. 1, о т— л и ч а ю щ а я с я тем, что, шес" терни ведущей полумуфты установлены на осях посредством сферических подшипниковых опор.

1372124

1372124

Составитель Г. Абрамова

Техред М. Ходаннч

Корректор В. Гирняк

Редактор О. Головач

Закаэ 468/31 Тираж 784 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам иэобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Зубчатая упругая муфта Зубчатая упругая муфта Зубчатая упругая муфта Зубчатая упругая муфта Зубчатая упругая муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , в частности к судовому ма ,шиностроению, и является усовершенствованием изобретения по а.с

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для соединения валов машин и механизмов для передачи больших крутящих моментов с минимальной величиной свободного хода

Изобретение относится к области машиностроения , в частности к устройствам для передачи крутящего момента, и м.б

Изобретение относится к области судового машиностроения и предназначено для соединения валов устройств и приводов

Изобретение относится к машиностроению , в частности к устройствам для передачи вращения

Изобретение относится к вентиляторостроению и позволяет уменьшить длительность и трудоемкость крепления втулок на валах рабочего колеса

Изобретение относится к устройствам для автоматической компенсации непараллельности осей колес зубчатой передачи

Изобретение относится к зубчатой муфте, в частности к двойной зубчатой муфте для единиц рельсового подвижного состава

Изобретение относится к устройствам для соединения валов с передачей момента вращения между ведущим и ведомым валами с возможностью их угловых и радиальных смещений

Изобретение относится к машиностроению и предназначено предпочтительно для приводов барабанных мельниц

Изобретение относится к машиностроению, в частности к невыключаемым компенсирующим муфтам, и может быть использовано для соединения валов и других вращающихся элементов машин и механизмов в условиях динамических и реверсивных нагрузок

Изобретение относится к шарнирным устройствам винтовых героторных гидромашин и может быть использовано в винтовых забойных двигателях для бурения нефтяных и газовых скважин и в винтовых насосах для перекачивания жидкости из наклонных и горизонтальных скважин

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для приводов тяжелонагруженных машин, преимущественно прокатных станов, турбин, гребных винтов морских судов и других машин

Изобретение относится к области машиностроения, более конкретно к жестким компенсирующим муфтам, и предназначено для соединения валов с угловым и параллельным смещением осей, особенно в тяжелонагруженных передачах с повышенными углами перекоса соединяемых валов

Изобретение относится к области общего и транспортного машиностроения, в частности к зубчатым муфтам

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано при проектировании трансмиссий для передачи вращения в машинах разного назначения

Изобретение относится к машиностроению и может быть преимущественно использовано в силовых нереверсивных приводах машин различных отраслей промышленности
Наверх