Способ выбора смазочного материала для узлов трения

 

Изобретемте к:и ается (шроделеиия работоснособиости слшзочных материалов в узлах трения н может быть исио.чьзоваио для выбора оитимальиого смазочного ,; териала, iipiiMC rijiOMoro в ноднипшиках ния, зуГ) шмкмачах и дрчгих тя/Ki. пагруже11И1,1Х хзлах трения. Целью изо( тения является новын1ение нро.изнодик л; ности и точности выбора cMa.iOMiioio материала для тяжелонагруженных хзлов трения путем определения диапазона его работоспособности , 1 рапипами которого яв.1Я1)тся скорости движения контактирующих Н(;- верхностей детале11 узла тре1П1я. соответствуюндие началч и копну режима жидкостного трения. Определяют реологический иараметр испытуемого смазочного материа.1а. По заранее выявленной коррелянионной зависимости между реологическим параметром смазочного матерпа.ча и скоростями движения контактируюнхих поверхностей онределяют екорости движения, соответствуюн1ие началу и концу режима жидкостного трения , 110 которым определяют диапазон работоспособности и осуи1ествляют выб()) NHI- нимал| 11ого смазочного материа.к д.пя заданных услови 1 работы. 1 табл. to (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1411637

А1 (51) 4 (з О! . х) 3 56 l

ВСжСОЮЗВ

:13,.,13 I

<ЧЫЖ9 - .

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А8ТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4133640/25-28 (22) 25.06.86 (46) 23.07.88. Бюл. ¹ 27 (71) Опытное произво гство Научно-исследовагс,!ьского института физики высоких энергии Г(>илисского госу.ьарственного университета (72) 3., 1. Бак)!и!вили, В. Ш. Шварцман, В. Х, Шойхет и . Р. 1хаидзе (53) 620.!78(0>(8.83 (54) (.110(.ОГ) Б !>! Г)ОРА <:,ЧАЛОЧНО! О

МАТ!;РИА,Г)А 1.1Я;" 3, 1ОВ Г! 1:.! !1 j× (57) !зобрст .:!H(. к:: ается ()»редел(ия работосиособност) cìазочных м 1!(1)»;t,to!3 в узлах трен;!я и может быть испо,!ьзовано для Itbl()o!) а О1!Ти м гlл ыlОГО (: t(IÇO÷Ho ГО м>)TсPH2;Id, ll1)! >!с!! и(м ОГО в H();I и! »ниик(i.; H !:!(ния, зубчат;>х нс;)(.,IH (ах и дру!.Нх тяже,!(> нагружен !ых,зла; трения. 1!ель!О »зоб)итения является повыгисHH(Il!)0»зги> ilil(.ль ности и точ!юсти выбор; сма >о !1»>, о териала для тяжелонагруженных .3 i()lt тр(ния путем Опред(лсния диа»азон;! (го раб(TOCIlOCO() ltO(. T1t, i j) ct I!It!I!I XI It I(OTOj>OI Я13. >и !О I СЯ скорости движс 1»я контактириощи. !I(>верхностей деталей узла трения. сooTBOтствуюгцие началу и I ()IIII% режима жидкостного трения. Определяют реологичсский параметр испытуемого смазочного матери>ьlа.

По заранее выявлсftltoll коррсляц!н>иной зависимости между рсологичсским параметром смазочного материала и скоростями движения контактируюгцих поверхностей определяют скорости движения, соответствую»(ис началу и концу режима жидкостного трения, fl() к()ТОрым oilðñ;цля10т 11t(III(tзон р!!— ботос!юсобности и осу»(ествзя!От вь!бор минимал)и!Ого сма 30 Illol 0 материя, lа для 3!1данны. условий ра(>оты. табл.

141! 637

Изобретение относится к области определения работоспособности смазочных материалов в узлах трения и может быть использовано для выбора оптимального смазочного материала, применяемого в подшипниках качения, зубчатых передачах и других тяжелонагруженных узлах трения.

Целью изобретения является повышение производительности и точности выбора смазочного материала для тяжелонагруженных узлов трения путем определения диапазона его работоспособности, границами которо1о являются скорости движения контактирующих поверхностей деталей узла трния, соотвстствующие началу и концу режима жидкостного трения.

Способ осу1цествляют следующим обра:50Ì.

Оире lå iÿloT реояoгический параметр испытуемогo смазочного материала, который представляет произведение вязкости при атмосферном давлении на пьезокоэффициент ! вязкости. ,г(ля установления корреляционной зави симости между реологическим параметром . смазочного материала и скоростями движения контактирующих поверхностей деталей узла трения, соответствующих началу и кон цу режима жидкостного трения, задают па раметр, характеризующий режим трения, и определяют минимальную толщину смазоч1 ой пленки, обеспечивающую режим жидкостного трения, iio формуле (Imin = > К, где). -- I араметр, характеризующий режим трения в контакте качения;

R приведенное значение среднеарифметического отклонения шероховатости контактирующих поверхностей.

Экспериментально определяют скорости движев контактирующих поверхностей, соответствующие началу и концу режима жидкостного трения, для нескольких сма 30÷Ilûõ материалов с требуемыми эксплуатационными характеристиками.,g, iÿ этого в узел трения поочередно закладывают эти смазочные материалы, нагружают узел трения и производят разгон узла трения, фиксируют скорость движения, при которой эбразуется смазочная пленка, имеющая тол.цину, рассчитанную iio формуле (1), ооеснечивак1щая начало режима жидкостного !ðåHèÿ, При;IàilüHåéøåì увеличении скорос и движения фиксируют ее значение, при котором наступает конец режима жидкостного трения. По экспериментально полу IIII»iiu данным устанавливают корреляционную зависимость между скоростями движения кон1а кти рую1ци х поверхностей и реологическ и м параметром смазочного материала 1ю формулам (2) 1„Ъ = а1 + Ь11„v;

1„V = аг + Ь)„ъ, (3) 50 Полученная зависимость использована для определения диапазона работоспос )оности смазочно1.0 материала Вг!ИИНП—

228. иначе скоростей движения контактирующих поверхностей, соогветствующ 1с началу и концу режима жидKOcTIIOI.O трения, полученные путем расчета по корре,IBliH0IIHoH зависимости и определенные экспериментально, приведс ны в таблице

5 где V V — скорости движения контактирую1цих поверхностей, соответствующие началу и концу режима жидкостного трения; а1,I)1,а,Ь - — коэффициенты, устанавливаемые экспериментально при испыта-!

О нии смазочных материалов с треоуемыми эксплуатационными характеристиками; ъ — реологический параметр смазочного материала.

По корреляционной зависимости определяют скорости движения контактирующихих поверхностей, соответствующие началу и концу режима жидкостного трения, которые характеризуют диапазон работоспособности, для испытуемого смазочного ма20 териала и осуцнствляют выбор оптимальпого смазочного матс риала для задан ны i

l ñ. I 0 Â H É Р а 0 От ь! .

Пример. В качестве смазочных материалов с требуемыми эксплуатационными характеристиками взяты масла МС -20 и МС-- 14.

Их реологические параметры определены при

20, 40 и 70С, что позволило по1учить достаточное ко;1и 1ество экспериментальных точек для установления корреляционной зависимости. салее задают критерий . и выбирак1т значение R . шероховатости контактирующих поверхностен., ),ля р J.IHçàèHH рехкима жидкосгного трения в IioziIIHIIниках качения i. 1,5, R = 003 мкм

По формуле (1) определяют необходимую минимальную толщину смазочной плспки в контакте, при которой оосспе 1ивается режим жидкостного трения h...,„„:

11ÄÄ,, = i. К.. = 0,0-15 мкм. !!0 минимальной толщине смазо iiioH пленки при указанных температурах для масел

40 МС - 20 и МС- 14 экспериментально определяют скорости движения контактирующих поверхностей, при которых начинается и

НаетУПаЕт КОНЕЦ РЕжИМ1 жИДКОСтНОГО тРЕния. По найденным при 20, 40, 70 C ля масел M(: -20 и МС-- 14 скоростям начала конца режима жидкостного трения, ус-,ановлена корреляционная зависимость вида

I„V =- 21,62 -- 0,951,,v;

1„Ъ к = — 8,88 -0,53 I„v.

1411637 о ту С у с 17и рд ч умlс т<7н зкс«ер. ум!с «рас<.. мl с «> . Ыс

«.Ýêñ«àð

20 1,15 10 0,14 0,12

40 4,30 -10 0,35 0,28

70 1 35.10 1,0 1,0

8,0

9,0

13,0

12,0

24,0

21 0

Формула изобретения

Составитель 1. !1ич< гин

Редактор А. Ворович Техред И. Верес I<,<>I>I>«>i><>I> М. III<>I><><»«

Заказ Зб47<39 Тираж 847 Iодпи:!<>«

ВНИИ!!И Государственного комитета СССР по делам ><><><>I>«<«>.,<п «< ! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Рау>нская наб., <. 4 3

1!роизнодствен>н>-поз<играфическое предприятие, г. Ужгор<>.<, <.! I II><>«<.: н,о<.:.

Способ выбора смазочного материала для узлов трения, заключающийся в том, что определяют реологический параметр смазочного материала, а по нему — параметр, характеризующий режим трения в контакте, с учетом которого осуществляют выбор смазочного материала, отличающийся тем, что, с целью повышения производительности и точности, в качестве параметра, характеризующего режим трения в контакте, определяют скорости движения контактирующих поверхностей элементов узла трения, соответствующие началу и концу режима жидкостного трения, по заранее выявленной корреляционной зависимости между реологическим параметром и скоростями движения поверхностей элементов узла трения.

Способ выбора смазочного материала для узлов трения Способ выбора смазочного материала для узлов трения Способ выбора смазочного материала для узлов трения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к испытаниям материалов на трение и может быть использовано для определения фрикционной усталости и износостойкости твердых материалов

Изобретение относится к способам трибологических испытаний в машиностроении

Изобретение относится к способам для испытания материалов на трение и износ и может быть использовано в машиностроении

Изобретение относится к области определения износостойкости пар трения различных машин и механизмов, работающих в присутствии сназочного материала, путем анализа смазочного материала для определения содержания частиц износа пар трения

Изобретение относится к спосо бам технологического обеспечения износостойкости

Изобретение относится к испытаниям материалов на износ

Изобретение относится к измерительной технике и может бьп-ь использовано в заводских лабораториях металлообрабатывающей промьшшенности, Цель изобретения - уменьшение трудоемкости определения радиального износа абразивных кругов

Изобретение относится к методам измерений и может быть использовано при оценке качества шлифовального инструмента

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к устройствам для испытания материалов на износ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при нанесении износостойких покрытий на трущиеся поверхности деталей, входящих во вращательные кинематические пары механизмов рабочих машин
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к проектированию, изготовлению, испытанию, эксплуатации, восстановлению и ремонту машин

Изобретение относится к испытаниям, в частности на термостойкость, и заключается в том, что поверхность испытываемого образца материала подвергают циклическому тепловому воздействию, включающему нагрев поверхности и последующее охлаждение, производя при этом контроль поверхности испытываемого образца материала

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к триботехническим испытания, в частности к способам получения циклической нагрузки при испытании на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к испытаниям на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике и предназначено для экспериментально-расчетного определения параметров фрикционной усталости поверхностей твердых тел, контактирующих теоретически по линии, например, пар трения типа зуб-зуб в зубчатых передачах, колесо -дорожное полотно
Наверх