Обучающая машина

 

. сесоюэнал

Ййтсй < f о-те х I:, :: чю:неВ

Фюбдиотеиа 6 ::,.Д

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Реслублик (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 10.07.68 (21) 1254694/18-24 с присоединением заявки № (32) Приоритет

Опубликовано 30.08.75. Бюллетень № 32

Дата опубликования описания 02.12.75 (51) M. Кл. G 09b 19/06

Государственный комитет

Совета Министров СССР ло делам изобретений и открытий (53) УДК 681.3:371.69 (088.8) (72) Авторы изобретения

Б. И. Подкопаев и Л. Д. Червякова

Первый московский государственный педагогический институт иностранных языков им. Мориса Тореза (71) Заявитель (54) ОБУЧАЮЩАЯ МАШИНА

Известные машины для обучения иностранным языкам содержат корпус, в котором смонтированы блоки: информации, коммутации, кодирования в виде вращающихся переключателей и реле, закрываемых крышкой, сигнализации, ввода ответа в виде коммутационных элементов, печати и изменения программы. Эти машины имеют ряд недостатков, а именно: сложность кодирования материала, трудность ввода ответа, трудоемкость работы по составлению программы и т. д.

Предлагаемая обучающая машина предназначена для тренировки и контроля усвоения языкового материала по аспектам лексики и грамматики как при индивидуальной работе в период внеаудиторной самоподготовки, так и для массовых аудиторных занятий с преподавателем.

Основу программированного материала для обучающей машины составляют алгоритмические языковые тренировочные упражнения типа: «Выберите нужное слово из группы слов и поставьте его в пропуск в предложении», «Раскройте скобки и употребите нужную грамматическую форму», «Употребите правильный артикль, падеж, местоимение, союз, наречие, прилагательное и т. п.», «Укажите что-либо в предложении» и т. д.

Предлагаемая обучающая машина отличается от известных тем, что блок ввода ответа снабжен сменной рамкой со штыревымп контактами, в ячейках которой установлены элементы ответов алгоритмических языковых тренировочных упражнений, расположенные каждый против соответствующего коммутационного элемента, а переключатели блока кодирования соединены с гнездами штыревых контактов сменной рамки, с блоком сигнализации и сблокированы с крышкой. Это поз10 воляет повысить эффективность процесса программированного обучения благодаря применению алгоритмических упражнений, Сменные программные рамки предлагается выполнять со штырями разной длины, Эти

1ь штыри предназначаются для замыкания разных цепей шаговых реле. Такое выполнение позволяет упростить кодирование.

Для упрощения смены программы целесообразно блок изменения программы, смещаю20 щий ее на шаг, электрически соединить с контактами сменной рамки.

С целью упрощения установки элементов ответов алгоритмических упражнений, сменная рамка снабжена пружинными прижима25 ми.

Существующие обучающие машины (ОМ), работающие по системе разветвленного программирования с выборочным ответом, имеют ограниченный выбор из нескольких возможз0 шах вариантов. Как правило, он колеблется

482791

10 у разных ОМ в пределах от 3 до 5 при одном закодированном верном ответе. Система съемных программных панелей, содержащих искомый языковый материал, позволила принципиально по-новому решить вопрос кодирования учебного материала для предлагаемой

ОМ. Оптимальное чередование кода верной информации, например в пределах 24 задач (рамок) одного тренировочного упражнения, заранее определенного для ОМ (машина в этом случае имеет 756 вариантов кодовых программ), создает широкие возможности для составления фактически неограниченного количества алгоритмических, тренировочных и контрольных упражнений.

Логическая схема переключения кодовых линий в OM построена так, что позволяет осуществить чередование программ с верной искомой языковой единицей при гибком выборе один из двух, трех, четырех, пяти, шести и один из семи (при необходимости до: один из четырнадцати). Эта система кодирования упражнений при помощи переключения схем электронных реле и шагового искателя выполнена в ОМ на основе учета специфики группирования языкового материала, существующей в лексической и грамматической структурах языка. Выбор один из шести нужен для выполнения упражнений на падежи; выбор один из двух — для артиклей, выбор в комбинации один из трех, четырех, пяти и т. д.— для синонимических групп, грамматических форм и др.

Система съемных программных панелей позволяет также осуществить некодированный ввод ответа при помощи одного из .коммутационных элементов, расположенных над съемной программной панелью, содержащей от двух до семи единиц искомого языкового материала.

Содержание программных панелей входит компонентом в программированные тренировочные и контрольные упражнения и является ключом упражнения, напечатанным на полях программы под тем же номером, который имеет каждая рамка упражнения (например, в пределах от 1 до 24). В самой съемной программной панели содержание составляют искомые средства языка: слова или требуемые грамматические формы. И в том и в другом случае содержание программной панели должно точно совпадать с каким-либо из

756 вариантов кода ОМ в пределах 24 рамок упражнения. Это позволило осуществить прямой ввод ответа, минуя нежелательное цифровое промежуточное кодирование, применяемое в других ОМ того же назначения.

Система съемных программных панелей, содержащих искомый языковый материал, позволяет также осуществить естественный выбор оптимальных вариантов ответа в пределах темы, каждого тренировочного или кодированного упражнения и полностью отказаться от так называемого «выборочного метода ввода ответа», который требует серии ложных

25 зо

65 маскировочных ответов, являющихся балластом в программированном материале для обучающих машин, работающих по системе разветвленного программирования.

Предлагаемая ОМ по своим разрешающим возможностям при выполнении языковых тренировочных и контрольных упражнений при изучении иностранных языков является универсальной обучающей машиной, отличающейся решением вопроса кодирования учебного материала и вводом ответа в машину без применения маскировочных ложных вариантов ответов.

ОМ можно использовать для: индивидуального выполнения алгоритмических языковых упражнений; выполнения языковых и речевых упражнений в системе группового и парного изучения иностранного языка с подключением к пульту преподавателя; индивидуального контроля усвоения языкового материала в виде зачета с выставлением отметки за выполненное упражнение; группового контроля усвоения языкового материала с подключением к пульту преподавателя или настенному табло с выставлением отметок.

На фиг. 1 изображена обучающая машина, общий вид; на фиг. 2 — устройство штыревого контакта сменной программной рамки и гнездового контакта; на фиг. 3 — устройство прижима.

В корпусе 1 машины установлены блоки 2 и 3, соответственно информации и коммутации, блок 4 кодирования, выполненный в виде вращающихся переключателей 5 и реле, закрываемых крышкой 6, блок 7 сигнализации, блок 8 ввода ответа, выполненный в виде коммутационных элементов 9, блоки 10 и 11 изменения программы с подсказкой.

Блок 8 снабжен сменной программной рамкой 12 со штыревыми контактами 13, в ячейках которой установлены элементы 14 ответов алгоритмических языковых тренировочных упражнений. Каждый элемент 14 расположен против соответствующего коммутационного элемента 9, Переключатели 5 блока 4 соединены с гнездами 15 контактов 13, с блоком 7 и сблокированы с крышкой 6. Контакты 13 имеют разную длину, в связи с чем можно замыкать разные цепи 16 щаговых реле. Блок 11 электрически соединен со штыревыми контактами, что позволяет осуществлять автоматическое изменение кода программы при смене рамки 12. Для упрощения установки элементов 14 рамка 12 снабжена пружинными прижимами 17.

На задней стенке ОМ имеются разъемы для присоединения к табло пульта преподавателя.

Обучающая машина имеет набор постоянных кодовых программ, включаемых заданным образом при помощи схем электронных реле. Каждая кодовая программа имеет произвольное чередование кода в пределах

24 учебных программных рамок. Кодовая линия соединяется с одним из семи коммути482791 обучаю

l0

15 рующих элементов и с соответствующим реле и срабатывает в режиме самоподготовки или экзамена, соответственно давая сигнал на световое табло «Правильно» либо «Неправильно» блока 7 или на подсветку оценки с параллельным включением работы блока 10.

Вращающиеся переключатели 5 позволяют использовать вариантные коды для выполнения тренировочных или контрольных упражнений с выбором правильного ответа одного из двух, из трех, четырех, пяти, шести и т. д.

Съемные программные панели с искомым языковым материалом позволяют иметь множество учебных программ с самым разнообразным тематическим учебным материалом в виде алгоритмических языковых тренировочных и,контрольных упражнений.

Для того, чтобы начать выполнять тренировочное упражнение в режиме самоподготовки по одной из кодовых программ, необходимо после включения ОМ в электрическую сеть и заправки программной ленты в механизм блока 2 включить переключатель, в результате чего загорятся сигнал в блоке 7 н лампа подсвета программной ленты.

Для выполнения задачи первой рамки упражнений обучающийся должен прочесть задание, уяснить, что от него требуется, выбрать необходимый языковый материал на рамке 12 и нажать находящийся над этим языковым знаком или названием грамматический коммутационный элемент 9. Если ответ правилен, зажигается табло «Правильно», если неправилен — табло «Неправильно». После этого ручка протяжного механизма информации провертывается на одну рамку вперед и в окне происходит смена рамок программы, Цикл «шага» повторяется. После нажатия кнопки блока 3 на последней рамке загорается табло «Ответ закончен» и машина будет готова для повторения всего цикла.

Выполнение упражнения в режиме «Экзамен» происходит тем же путем, что и при режиме «Самоподготовка», но световые табло

«Правильно» и «Неправильно» не подсвечиваются. В случае, если обучающийся ошибается, прн ответе срабатывает шаговый искатель и реле изменяет схему коммутационного подсвечивания оценок на сигнальных лампах блока 7. При одной ошибке, например при выполнении упражнения на 24 рамки, остается отметка «пятерка», при двух ошибках—

«четверка», при трех — «тройка» и более трех ошибок — «двойка», По окончании упражнения на 24 рамки загорается табло «Ответ закончен». Оценочный механизм блока 10 пе20

З0

55 чатает отметку в зачетную книжку щего ся.

В случае получения «двойки» в самом начале работы ОМ переключается на режим самоподготовки или производится сброс всего кода оставшихся невыполненных рамок упражнения.

Подглядывание в процессе работы в режиме «Экзамен» (открывание окна, крышек, где размещаются переключатели 5 и справочный материал к упражнению) исключено системой блокировок. В случае нарушения блокировки окна происходит сброс с «пятерки» на один балл при каждом случае подглядывания, при нарушении блокировки крышек учебной кассеты — сброс до «двойки».

Предмет изобретения

1. Обучающая машина для обучения иностранным языкам, содержащая корпус, в котором установлены блок информации, блок коммутации, блок кодирования, выполненный в виде вращающихся переключателей и реле, закрываемых крышкой, блок сигнализации, блок ввода ответов, выполненный в виде коммутационных элементов, блок печати и блок изменения программы, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности процесса обучения путем использования алгоритмических упражнений при программированном методе, блок ввода ответа снабжен сменной программной рамкой со штыревыми контактами, в ячейках которой установлены элементы ответов алгоритмических языковых упражнений, расположенные каждый против соответствующего коммутационного элемента, а переключатели блока кодирования соединены с гнездами штыревых контактов сменной программной рамки, с блоком сигнализации и сблокированы с крышкой.

2. Машина по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью упрощения кодирования, сменные программные рамки снабжены штыревыми контактами разной длины, включающими разные цепи шаговых реле.

3. Машина по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью упрощения смены программы, блок изменения программы, смещающий программу на шаг, электрически соединен со штыревыми контактами сменной программной рамки.

4. Машина по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что, с целью упрощения установки элементов ответов алгоритмических упражнений, сменная рамка снабжена пружинными прижимами.

482791

7Р 7 З а

7 У 9 7 8 72

7б иг.2

Фиг 3

Составитель А. Кумекина

Текред 3. Тараненко

Корректоры В. Петрова и В. Дед

Редактор А. Калашникова

Заказ 2921/18 Изд. № 1758 Тираж 496 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, )К-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Обучающая машина Обучающая машина Обучающая машина Обучающая машина 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к учебным пособиям и может быть использовано при обучении как детей, так и взрослых, языкам
Изобретение относится к способам изучения иностранных языков посредством восприятия аудиовизуальной информации и базируется на современном уровне развития психологии обучения с использованием рекомендуемых, проверенных практическим опытом, методом аутогенной тренировки, подготавливающих обучаемых к высокоэффективному восприятию изучаемого материала на субсенсорном (неосознанном) и сенсорном (осознанном) уровнях его усвоения

Изобретение относится к педагогическим и лингвистическим процессам, а именно к способам обучения языку, а также к способам изучения языка
Наверх