Стопорное устройство
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в соединениях деталей машин, в частности , для фиксирования гладких валов и осей от осевого и углового смещений в отверстиях корпусных деталей (преимущественно, тонкостенных).Цель упрощение конструкции и расширение эксплуатационных функций посредством исключения проворота вала в отверстии корпусной детали. Стопорное устройство выполнено в виде Г-образной скобы 1, установленной одним концом в монтажном отверстии, вьшолненном в корпусной дет.али 2, а другим - в полости , образованной выполненной на конце вала лыской и цилиндрической поверхностью установочного отверстия корпусной детали 2. Короткий конец скобы 1 выполняется больше половины ширины лыски. Скобы 1 могут устанавливаться со стороны обоих торцов вала 3. 4 ил. $
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
А1 (19) (l1) (51)4 F 16 В 21 00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
Н АВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4217024/25-27 (22) 25.03;87 (46) 30.09.88. Вюл. Р 36 (72) А.И.Затямин, В.В.Окропиридзе, Н.А,Величкин и С.В.Шерстобитов (53) 621.886.4(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 819429, кл. F 16 В 21/00, 1979. (54) СТОПОРНОЕ УСТРОЙСТВО (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в соединениях деталей машин, в частности, для фиксирования гладких валов и осей от осевого и углового смещений в отверстиях корпусных деталей (преимущественно, тонкостенных). Цель— упрощение конструкции и расширение эксплуатационных функций посредством исключения проворота вала в отверстии корпусной детали. Стопорное устройство выполнено в виде Г-образной скобы 1, установленной одним концом в монтажном отверстии, выполненном в корпусной детали 2, а другим — в полости, образованной выполненной на конце вала лыской и цилиндрической поверхностью установочного отверстия корпусной детали 2. Короткий конец скобы 1 выполняется больше половины ширины лыски. Скобы 1 могут устанавливаться со стороны обоих торцов вала 3. 4 ил.
1427091
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах для соединения деталей машин, в частности, для фиксирования гладких валов и осей в тонких корпусных деталях.
Целью изобретения является упрощение конструкции и расширение эксплуатационных функций за счет исключения проворота вала в корпусной дета х и в процессе работы.
На фиг. 1 изображено стопорное устройство, разрез; на фиг. 2 — вид
Д на фиг. 1; на фиг. 3 — вал, на фиг. 4 — стопорный элемент.
Стопорный элемент выполнен в виде
Г-образной скобы 1 (т. е. с углом -90, причем одна ветвь длиннее другой, а материал . — термически обработанная 2р
Проволока круглого сечения.
Монтажные отверстия для установки стопорного элемента на корпусной детали 2 выполняются по нормали к касательной к цилиндрической поверхности 25 установочного отверстия в корпусной детали. На противоположных концах вала 3 выполнены две лыски, глубиной чуть больше толщины проволоки, из которой выполнена скоба 1. Длина 1 ко- 3() роткого конца скобы 1 больше 1/2 В, где  — ширина лыски на валу 3, что гарантирует исключение поворота стопора в установочном отверстии и тем самым, предотвращает самопроизвольную расфиксацию вала 3 в окружном направлении.
Монтаж стопорного устройства осуществляется следующим образом.
Вал 3 вставляется в отверстие корпусной детали 2 так, чтобы лыски, выполненные на нем, оказались удаленными от монтажных отверстий, затем длинную ветвь скобы 1 вводят в монтажное отверстие на корпусной детали и, преодолевая сопротивление упругости скобы, отгибают скобу от корпусной детали, одновременно направляя короткую ветвь скобы в полость, образованную лыской на валу и цилиндрической поверхностью отверстия в корпусной детали, после чего отпускают скобу, и короткая ее ветвь заходит в укаэанную щель, фиксируя вал в отверстии корпусной детали от проворота, осевого перемещения и одновременно фиксируя скобу от выпадания. Для демонтажа стопорного элемента иэ отверстия необходимо, отгибая скобу, вывести ее ветвь из щели и переместить скобу в радиальном направлении.
Применение предлагаемого стопорного устройства позволяет уменьшить вдвое количество монтажных отверстий, выполняемых в корпусной двтали, упростить технологию их изготовления и обеспечить надежную фиксацию вала в корпусной детали от проворота и выпадания при одновременной фиксации стопора (Г-образной скобы) в монтажном отверстии.
Формула изобретения
Стопорное устройство для фиксации вала, установленного в отверстии корпусной детали, содержащее проволочный стопорный упругий элемент, одна часть которого установлена в монтажном отверстии корпусной детали, охватывающей вал, и расположенный со стороны торца последнего, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью упрощения конструкции и расширения эксплуатационных функций за счет исключения проворота вала, стопорный элемент выполнен в виде Г-образной скобы, короткий конец которой размещен в полости, образованной выполненной на конце вала лыской, и ци-. линдрической поверхностью установочного отверстия корпусной детали, при этом длина короткого конца скобы не менее половины ширины указанной лыски, 1427091
ВадА
Фиг. 2
Составитель А. Храмцов
Т ехр ед М. Хода н ич Корректор Л. Патай
Редактор М.Парфенова
Заказ 4836/31 Тираж 767 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
ll3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4