Муфта свободного хода

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах машин и агрегатов. Цель - повышение надежности и уменьшение времени запаздывания включения. Муфта состоит из ведущей полумуфты 1 и охватывающей ее ведомой полу.муфты 2 с расположенными меж/1у ними элементами заклинивания в виде кулачков 6 и 7. Кулачки установлены с возможностью поворота вокруг осей 5 в сепараторах 3 и 4, врашающихся в соосных подшипниках . На сепараторах закреплены фрикционные кольца 8 и 9. Кулачки 6 и 7 выполнены с зубьями с одной стороны, а с другой стороны - с заклинивающими поверхностями криволинейного профиля , взаимодействующими с соответствующими поверхностями полумуфт. При повороте ведущей полумуфты 1 относительно ведомой 2 за счет зубчатого зацепления происходит поворот кулачков 6 на осях сепаратора 3 и заклинивание их с внутренней поверхностью полумуфты 2. Одновременно за счет фрикционного контакта колец 8 и 9 поворотом сепаратора 4 осуществляется заклинивание кулачков 7 с наружной поверхностью полумуфты 1. Это повышает надежность работы и уменьшает время запаздывания включения муфты. 1 з.п. ф-лы, 3 ил. сл

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИА ЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

И ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Фыг. 7

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4159541/31-27 (22) 10.12.86 (46) 30.10.88. Бюл. № 40 (71) Белорусский политехнический ин ститут (72) А. Я. Котлобай, Г. Ф. Бутусов, Е. В. Поздеев, А. М. Расолько, В. А. Коробкин, И. А. Прийма и Н. М. Притульчик (53) 621.825.9 (088.8) (56) Мальцев В. Ф. Роликовые механизмы свободного хода. М.: Машиностроение, 1968, с. 46, р. 45. (54) МУФТА СВОБОДНОГО ХОДА (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах машин и агрегатов. Цель — повышение надежности и уменьшение времени запаздывания включения. Муфта состоит из веду цей полумуфты 1 и охватывающей ее ведомой полумуфты 2 с расположенными между ними элементами заклинивания в виде ку„„Я0„„1434180 А1 лачков 6 и 7. Кулачки установлены с возможностью поворота вокруг осей 5 в сепараторах 3 и 4, вращающихся в соосных подшипниках. На сепараторах закреплены фрикционные кольца 8 и 9. Кулачки 6 и 7 выполнены с зубьями с одной стороны, а с другой стороны — с заклинивающими поверхностями криволинейного профиля, взаимодействующими с соответствующими поверхностями полумуфт. При повороте ведущей полумуфты 1 относительно ведомой 2 за счет зубчатого зацепления происходит поворот кулачков 6 на осях сепаратора 3 и заклинивание их с внутренней поверхностью полумуфты 2. Одновременно за счет фрикционного контакта колец

8 и 9 поворотом сепаратора 4 осуществляется заклинивание кулачков 7 с наружНоН поверхностью полумуфты 1. Это повышает надежность работы и уменьшает время запаздывания включения муфты. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

1434180

Формула изобретения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах машин и агрегатов.

Целью изобретения является повышение надежности в работе и уменьшение времени запаздывания включения.

На фиг. 1 изображена муфта, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг. 1.

Муфта содержит ведущую внутреннюю

1 и ведущую наружную 2 полумуфты, между которыми свободно расположены основной 3 и дополнительный 4 сепараторы с запрессованными в них опорными осями 5, на которых установлены основные и дополнительные заклинивающие элементы, выполненные в виде эксцентриковых кулачков 6 и 7.

Кулачки 6 имеют заклинивающую поверхность со стороны наружной полумуфты

2, профиль которой очерчен кривой, центр кривизны которой лежит между осями 5 кулачков 6 и муфты, и связаны с полумуф,той 2 зубчатым зацеплением. Дополнительные кулачки 7 установлены в сепараторе

4, соосном основному сепаратору 3, их заклинивающая поверхность выполнена со стороны внутренней полумуфты 1, а профиль ее очерчен, другой центр кривизны которой лежит на оси полумуфты. На внутренней поверхности полумуфты 2 выполнены зубья, с которыми зацепляются зубья кулачков 7.

На сепараторах 3 и 4 закреплены фрикционные диски 8 и 9, контактирующие между собой.

Полумуфты 1,2 и сепараторы 3,4 установ: лены на соосных подшипниках качения, а кулачки 6 и 7 установлены с достаточным зазором заклинивающих поверхностей относительно соответствующих поверхностей полумуфт в выключенном положении, и опираются на штифты-ограничители 10 и 11, закрепленные в сепараторах 3 и 4.

Муфта работает в нескольких режимах.

Первый режим, Подвод крутящего момента осуществляется полумуфтой 1. В этом случае она поворачивается относительно наружной полумуфты 2 по часовой стрелке с некоторым угловым ускорением. Вследствие момента инерции и трения дисков

8 и 9 сепараторы 3 и 4 и связанные с ними детали отстают от полумуфты 1. Основные кулачки 6 синхронно поворачиваются на осях против часовой стрелки до соприкосновения заклинивающих поверхностей с полумуфтой

2. Одновременно за счет фрикционного взаимодействия дисков 8 и 9 движение передается дополнительным кулачком 7, что вводит их заклинивающую поверхность в контакт с полумуфтой 1. В результате момент передается за счет заклинивающего действия основных и дополнительных кулачков Г> и 7. Расклинивание происходит при обратном относительном повороте полумуфт

1 и 2, при этом силы трения и зацепления меняют направление, поворачивают кулачки

6 и 7 по часовой стрелке, возвращая их в нейтральное положение до упора, по меньшей мере одного кулачка в соответствующий штифт-ограничитель 10 и 11.

Второй режим. Муфта может работать в приводе, передавая момент от двух двигателей. В случае увеличения угловой скорос« ти наружной полумуфты 2, если она приводится от второго более скоростного двигателя (не показан), основные кулачки 6 выталкиваются из контакта за счет сил трения с наружной полумуфтой 2, упираются в штифты 10 и за счет зубчатого зацепления дополнительных кулачков 7 с полумуфтой 2 они поворачиваются на своих осях, выходят из контакта с внутренней полумуфтой 1 и упираются в штифты 11— муфта расклинивается.

Третий режим (переходной). В момент одновременной работы двигателей при остановке одного из них скорость, например, полумуфты 2 уменьшается, но благодаря дополнительным кулачкам 7 и их зацеплению с полумуфтой 2 они поворачиваются на, осях 5 сепаратора 4 и также заклинивают муфту. При этом за счет контакта фрикционных элементов 8 заклиниваются и основные кулачки 6 с полумуфтой 2.

Технико-экономический эффект заключается в повышении надежности работы вследствие увеличения суммарной площади поверхности заклинивания, сокращения времени запаздывания срабатывания, а также расширении функциональных возможностей муфтьь

1. Муфта свободного хода, содержащая ведущую и охватывающую ее ведомую полумуфты с расположенными между ними эксцентриковыми заклинивающими элементами, установленными в сепараторе и связанными с ведущей полумуфтой зубчатым зацеплением, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и уменьшения времени запаздывания включения, она снабжена дополнительными заклинивающими элементами с зубьями, сепаратором и фрикционными кольцами, на внутреннеЙ поверхности ведомой полумуфты выполнены зубья, дополнительный сепаратор установлен соосно с основным, дополнительные заклинивающие элементы входят в зацепление с зубьями ведомой полумуфты, фрикционные кольца закреплены на сепараторах н контактируют друг с другом.

2. Муфта .по п. i, отличающаяся тем, что профиль заклинивающей поверхности каждого дополнительного заклинивающего элемента очерчен дугой, центр кривизны которой лежит на оси муфты.

1434180

Составитель Ю. Рунов

Редактор Н. Горват Техред И,Верес Корректор В. Романенко

Заказ 5536/38 Тираж 784 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1l3035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Муфта свободного хода Муфта свободного хода Муфта свободного хода 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и м.б

Изобретение относится к области машиностроения , а именно к ме.чанизмам для преобразования вран1ательного движения в поступательное, и позволяет повысить КПД механизма и упростить его конструкции

Изобретение относится к машиностроению и приборостроению

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для приводов электрогенератора судов на подводных крыльях

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в импульсных передачах

Изобретение относится к информационно-измерительной технике и может быть использовано для одновременного контроля частоты вращения четырех объектов

Изобретение относится к области машиностроения, предназначено для бесступенчатого регулирования скорости и может быть использовано в импульсных передачах, приводах стартеров двигателей внутреннего сгорания и аналогичных устройствах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в импульсных передачах

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в автомобилях и колесных тракторах

Изобретение относится к машиностроению, в частности к муфтам свободного хода

Изобретение относится к машиностроению, в частности к обгонным муфтам для передачи вращения только в одном направлении
Наверх