Подшипниковый узел скольжения

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в узлах подшипников скольжения. Цель изобретения - повышение надежности и долговечности. При низкой частоте вращения вала в подшипниковом узле создаются неблагоприятные условия для реализации эффекта гидродинамической смазки. В этом случае рационально обеспечить смазывание поверхностей за счет нанесения на трущиеся поверхности твердой смазки. Это осуществляется путем прижатия твердосмазочного брикета (ТВ). Контакт ТБ с цапфой поддерживается воздействием пружины сжатия на поршень и шток. Отвод ТБ осуществляется за счет того, что нагнетательная полость корпуса гидроцилиндра сообщается с рабочей зоной подшипникового узла 1 ил. 2

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (51) 4 F 16 С 33/10

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ASTGPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ с

Май (21) 4237374/31-27 (22) 27.04.87 (46) 23. 11.88. Бюл. 9 43. (71) Ивано-Франковский институт нефти и газа (72) М,И.Бурда, В.Я.Белоусов, И.N.Áîãàò÷óê и И.Ю.Гладий (53) 621.822.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Í 360515, кл . F 16 N 7/08, 1972. (54) ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ СКОЛЬЖЕНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в узлах подшипников скольжения. Цель изобретения — повьппение надежности

„,SU„„1439310 А1 и долговечности. При низкой частоте вращения вала в подшипниковом узле создаются неблагоприятные условия для реализации эффекта гидродинамической смазки. В этом случае рационально обеспечить смазывание поверхностей за счет нанесения на трущиеся поверхности твердой смазки. Это осуществляется путем прижатия твердосмазочного брикета (ТБ) . Контакт ТБ с цапфой поддерживается воздействием пружины сжатия на поршень и шток.

Отвод ТБ осуществляется за счет того, что нагнетательная полость корпуса гидроцилиндра сообщается с рабочей зоной подшипникового узла. 1 ил .

1439310

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано .в узлах подшипников скольжения, например, испытывающих повышенную нагрузку.

Цель изобретения — повышение надежности и долговечности подшипникового узла скольжения.

Подшипниковый узел скольжения содержит втулку 1, охватывающую цапфу

2 вала, в полости 3 которой размещен твердосмазочный брикет 4. На втулке

1 закреплен корпус гидроцилиндра 5 с выведенными из него двумя соосными штоками 6 и 7. На конце штока 6 смонтирован твердосмазочный брикет 4, а на поверхности штока 7, выведенного за пределы корпуса гидроцилиндра 5, нанесена линейная шкала 8. Поршень 9 20 с двумя штоками 6 и 7 расположен в корпусе гидроцилиндра 5, нагнетательная полость 10 которого с помощью канала 11 соединена с рабочей зоной подшипникового узла. Контакт твердо- 25 смазочного брикета 4 с цапфой 2 осуществляется через шток 6 соединенный с поршнем 9, на который воздействует пружина 12. Во втулке 1 выполнен канал 13, предназначенный для подачи 30 масла в рабочую зону подшипникового узла.

Подшипниковый узел работает сле-, дующим образом.

В начальный момент времени, когда

35 машина, содержащая данный подшипниковый узел скольжения, функционирует на этапе неустановившегося режима работы, цапфа 2 контактирует непосредственно с втулкой 1. Вызвано это тем, 4 что давление масла в начальный период работы ниже номинального, подача масла по смазочным магистралям в пусковой период затруднена из-за загустения масла, кРоме того, при пуске масло поступает в смазочные точки с запозданием через промежуток времени, необходимый для заполнения каналов, с другой стороны низкая частота вращения вала на этом периоде работы не создает благоприятных условий для ре-5О ализации эффекта гидродинамической смазки.

На этом периоде работы подшипникового узла наиболее рационально обеспечить смазывание поверхностей за

55 счет нанесения на трущиеся поверхнос- ти твердой смазки, Это осуществляется путем прижатия твердосмазочного брикета 4, размещенного в полости 3, втулки 1 к поверхности цапфы 2. Контакт твердосмазочного брикета с цапфой 2 поддерживается воздействием пружины 12 сжатия на поршень 9 и шток 6.

По мере выхода машины на стацио— нарный режим работы увеличивается давление масла, поступающего из системы подачи масла (не показана) в межконтактное пространство через канал 13. За счет этого возникает гидродинамический эффект, вызывающий наведение масляного клина, разделяющего трущиеся поверхности ° Контактирование цапфы 2 с брикетом 4 при этом не обязательно, более того оно не желательно, так как вызывает изнашивание брикета 4.

Отвод брикета 4 осуществляется за счет того, что нагнетательная полость

10 корпуса гидроцилиндра 5, сообщается с рабочей зоной подшипникового узла каналом 11. По мере наростания и стабилизации давления масла в рабочей зоне (при выходе машины на стационарный режим работы) заполняется нагнетательная полость 10 и поршень 9 перемещается от цапфы 2 вала, преодолевая усилие пружины 12. Брикет 4 выходит из контакта с цапфой 2 — подшипниковый узел скольжения работает за счет гидродинамической смазки.

При остановке машины частота вращения вала уменьшается, гидродинамический клин исчезает. Одновременно снижается давление масла, что нарушает равновесие в гидроцилиндре 5: поршень 9 под действием пружины 12 через шток 6 прижимает брикет 4 к цапфе 2 °

Для контроля процесса износа твердосмазо ного брикета 4 шток 7 оснащен отсчетным устройством в виде линейной шкалы 8. Контроль производят при неработающем узле трения: под действием пружины 12 вкладыш прижимается к цапфе 2 и чем больше износ брикета, тем на большую глубину шток

7 перемещается в корпус гидроцилиндра 5. Операцию контроля износа брикета 4 можно автоматизировать, оснастив шток 7 концевым предельным выключателем (не показан), срабатывающим при достижении брикета 4 предельного износа.

Использование предлагаемого устройства обеспечивает реализацию рационального, комбинированного режима

Фор мула из обретения

Составитель Т.Хромова

Техред М.Ходанич Корректор В.Романенко

Редактор M.Áëàíàð

Заказ 6055/34 Тираж 757 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

14:3931 смазки в соответствии с режимом работы машины. Это значительно повышает долговечность и надежность подшипникового узла скольжения.

Подшипниковый узел скольжения, содержащий охватывающую цапфу вала втулку с каналом подвода рабочей среды, а также твердосмазочный брикет и средство его поджатия к рабочей поверхности цапфы вала, о т л и ч а ю0

tlt и Й шения надежности и долговечности, средство поджатия брикета выполнено в виде гидроцилпндра одностороннего действия, с подпружиненным в сторону цапфы вала поршнем и с двумя соосно расположенными штоками, на одном из которых смонтирован твердосмазочный брикет, а другой выведен за пределы корпуса гидроцилиндра, при этом нагнетательная полость гидроцкпиндра соединена с рабочей зоной подшипникового узла.

Подшипниковый узел скольжения Подшипниковый узел скольжения Подшипниковый узел скольжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , к подшипникам скольжения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в опорах различных машин

Изобретение относится к области турбомашиностроения и может быть использовано в опорных подшипниках центробежных и осевых компрессоров и насосов, а также паровых и газовых турбин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве опоры валов машин различного назначения

Изобретение относится к подшипникам скольжения и может быть использовано в судостроении, энергетике, на транспорте и в машиностроении

Изобретение относится к способам финишной обработки поверхностей трения и может быть использовано для повышения противозадирной стойкости подвижных соединений с вибрационным характером перемещений деталей, работающих при граничной смазке

Изобретение относится к турбомашиностроению, в частности к упорным подшипникам газовых и паровых турбин и турбокомпрессоров

Изобретение относится к области машиностроения, нриборостроения и может быть использовано в различных узлах трения механизмов и инструментов , в частности в подшипниках погруженных электронасосов и бурового инструмента

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к опорам и подшипникам скольжения, и может быть использовано в шпиндельных узлах металлообрабатывающих и других станков, а также во всех типах гидромашин

Изобретение относится к способу и устройству для отведения жидкого смазочного материала из устройства подшипника для вращающегося вокруг оси 1 вала 2, причем устройство подшипника содержит снабжаемый смазочным материалом, опирающий вал 2 поддшипник 3, в частности подшипник скольжения, и по меньшей мере одно соседнее с ним уплотнительное устройство

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции моторно-осевого подшипника (МОП) скольжения тягового электродвигателя локомотива

Изобретение относится к машиностроению, в частности к главным упорно-опорным подшипникам судовых валопроводов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в подшипниковых опорах

Изобретение относится к области машиностроения и найдет применение в самых разнообразных конструкциях узлов трения, например локомотивостроении

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании опорно-упорных подшипников скольжения, предназначенных для работы в тяжелых условиях, например в качестве подшипников ротора паровой турбины, работающего при высоких нагрузках и частоте вращения, а кроме того, подверженного значительному нагреву

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в упорных и опорных подшипниках с гидродинамическим смазочным слоем для машин и, в частности, для опор прокатных станов, где имеют место высокие окружные скорости и удельные нагрузки

Изобретение относится к опорно-приводным устройствам для узлов накопления информации, преимущественно жестких дисков компьютеров

Изобретение относится к технологии изготовления слоистых изделий намоткой и может быть использовано для изготовления подшипников скольжения
Наверх