Фрикционная многодисковая муфта

 

Изобретение относятся к МЯРМНО- строению,, в частности к управпяемын

,„,gag„, 1286853 у> 4 Р 16 D 13 72 аФЮЗ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕГЕНИЯ

Й АВТОРСКОМ,Ф. СВИДЕ ГЕЛЬМУТЕ Ъ"

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPbf7HA (2! ) 3946606/25-27 (22} 26.08.85 (46) 30.01,87. Бюл. и 4 (71) Специализированное конструкторское бюро по специальныи гусеничныи тракторак класса 2 (72) Л. И. Брановер, Л, Н. Икроб, Е. Я. Харитон, Л. Е. Хекчугон и Л. С, Шейикар (53) 62 I . 825. 54(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 435392, кл. Р 16 О 13/72, 1972.

Авторское свидетельство СССР

К- 1143905, кл, Р 16 9 13/72, 1933. (54) ФРИКЦИОННАЯ ИНОГОДЙСЮВАЯ

МУФТА (57) Иэобретеяие относится к каниностроению, в частности к управпяекми!

286853 фрикционным муфтам с воздушным охлаждением. Целью изобретения является повышение срока службы путем обеспечения автономного от эоны трения бл эков охлаждения пружин и оптимизации направления потока охлаждающей среды через фрикционные диски, На ведущей полумуфте 1 и ведомой полумуфте 2 смонтированы фрикционные диски (Д) 7 и 9. На упорном Д 5 выполне1

Изобретение относится к машиностроению, в частности к управляемым фрикционным муфтам с воздушным охлаждением. Целью изобретения является повы" шение срока службы путем обеспечения автономного от эоны трения блоков охлаждения пружин.

На фиг, 1 изображена фрикционная муфта, разрез; на фиг. 2 — сечение

А-А на фиг, 1; на фиг. 3 — сечение

Б-. Б на фиг ° 1; íà r. 4 — сечение

В-В на фиг, 3 (развертка).

Фрикционная муфта состоит иэ ведущей полумуфты-барабана 1 и ведомой полумуфты-барабана 2, установленных соответственно на ведущем валу 3 и ведомом валу 4, Между упорным диском 5 и нажимным диском 6 расположены в чередующемся порядке Ведущие фрикционные диски 7 с вентиляционными отверсти-ями 8, выполненными на свободной от трения поверхности, и ведомые фрикционные диски 9, внутренний диаметр которых больше внутреннего диаметра ведущих дисков 7 на величину двух диаметров вентиляционных отверстий 8, выполненных на ведущих дисках 7. Ведущие фрикционные диски 7 своими внутренними зубьями 10 соединяются и центрируются с наружными зубьями 11 ведущего барабана 1, а ведомые фрикционные диски 9 своими наружными зубьями 12 соединяются и центрируются с внутренними зубьями

13 ведомого барабана 2, Комплект ведущих 7 и ведомых 9 фрикционных дисков зажат между pa" бочими поверхностями упорного 5 и нажимного 6 дисков пружинами ны вентиляторные лопатки 20 и 2I, примь|кающие к гнездам 5 пружин 14 и

K зоне отверстий 8, выполненных в

Д 7. Лопатки 20 имеют большую длину, чем лопатки 21. При вр ащении муфты вентиляционные лопатки 20 и 21 просасывают воздух через отверстия Я Д

7 и через гнезда 15 пружин 14, чем достигается интенсивное охлаждение

Д 7 и 9 и пружин сжатия 14, 4 ил, расположенными в гнездах 15 ведущего барабана 1, Упорный диск 5 примыкает к торцу ведущего барабана 16 приливами 17, 5 расположенными по окружности, и . прикреплен к торпу барабана 16 болтами 18, проходящими через отверстия в приливах 17, На внутренней поверхности 19 упср- !

0 ного диска 5 установлены по окружности с равномерным чередованием длинные 20 и короткие 21 вентиляторные лопатки.

Вентиляционные окна 22, прись!кающие к гнездам .5 установки пружин, образованы внутренней поверхностью

19 упорного диска 5 боковыми поверхностями приливов 17 н торцовой по. верхностью ведущего барабана 1, Вептиляционные отверстия 8 первого (ст упорного диска 5) ведущего диска 7 примыкают к .лопаткам 21 меньшей длины. Вентиляционные отверстия кат .дого последюущего ведущего диска 7

25 смещены по окружности относительно отверстий предыдущего диска 7 (фиг. 4), Смещение производится э а счет установки ведущих дисков 7 на зубьях ведущего барабана 1, Нерабочие поверхности ведомого барабана 2 и нажимного дискa 6 также снабжены вентиляционными отверстиями 23 — 26, Для эффектнв:. ого охлаждения лопатки 20 и 21 разной

35 длины образуют в фрикцконной иногодисковой муфте два воздушных -:tî":îêà: лопатки 20 большей длины образуют воздушный поток во внутренней полости ведущего барабана i с -,íåэдами 15 установки пружин 14; лопатки

21 меньшей длины образуют воздушный потах в полости над ведущим барабаном 1, ограниченной внутренним диаметром ведовых дисков 9, наружным диаметром ведущего барабана 1, нажимным 6 и упорным дисками 5 (в этой полости расположены также свободные от трения поверхности ведущих дискон 7, снабженных вентиляционными отверстиями 8), Угол расположения лопаток 20 и 10

21 проходные сечения окон и отверстий рассчитываются иэ услочия обеспечения необходимой скорости движения воздуха относительно теплоотдающих поверхностей и его расхода, Управление фрикционной муфтой (т,е, разъединение ведущих 7 и ведомых 9 дисков) осуществляется механизмом 27 выключения

Устройство работает следующим об- 20 разом.

При вращении муфты вентиляторные лопатки 20 и 21 создают интенсивную закрутку воздушного потока в.направлении угловой скорости муфты, сообщая потоку кинематическую энергию.

Вследствие этого возникают центробежные силы масс воздуха, обеспечивающие высокую скорость его движения, ° ЗО

Лопатки 20 большей длины, расположенные в зоне вентиляционных окон

22, примыкающих к гнездам 15 пружин заставляют нагретый поток воздуха, окружающий во внутренней полос- 35 ти барабана 1 пружины !4, перемещаться в радиальном направлении через окна 32, вдоль лопаток 20 наружу (показано стрелками на фиг. 1), Лопатки 22 меньшей длины, примыкающие к отверстиям 8 первого ведущего диска Z заставляют нагретый поток воздуха, находящийся в полости над ведущим барабаном 1 между дисками, перемещаться сначала в осевом на- 45 правлении через отверстия 8 в дисках 7, а затем — в радиальном направлении вдоль лопаток 2) меньшей длины °

В râÿçè с тем, что отверстия 8 каждого последующего ведущего диска 7 смещены в радиальном направлении относительно отверстий предыдуше го ди ска 7, поток во эдуха и вменяет свое направление, осуществляя зигзагообразное движение (фиг, 4), В результате такого движения воз-. духа происходит турбулизация воэдуш" ного потока, что повышает эффективность охлаждения. В полостях муфты при этом создается некоторое разрежение, благодаря чему хоподный воз дух непрерывно поступает в муфту через отверстия 23 - 26, Формула изобретения

Фрикционная многодисковая муфта, содержащая ведущую полумуфту с упорHblM и нажимным дисками с сообщающи" мися окнами, ведомую полумуфту, установленные между нажимиым и упорным дисками фрикционные диски с отверстиями, сообщающимися с окнами упорного и нажимного дисков, пружины, расположенные в выполненных иа ведущей полумуфте гнездах, и вентиляторные лопатки меньшей длины, р;.сположенные на упорном диске с обра" зованием окон, сообщающихся с зоной трения дисков, и лопатки большсй длины, расположенные с образованием между ними окон, о т л и ч а ющ а я с я тсм, что, с целью повышения срока службы, лопатки большей длины расположены на упорном диске с равномерным чередованием с лопатками меньшей длины, пружины расположены со стороны внутреннего диаметра рабочих поверхностей фрикционных дисков, а отверстия смежных дисков смещены по окружности, при этом окна, образованные лолаткаьк меньшей длины, сообщены с отверстия" ми ближайшего к лопаткам диска, а окна, образованные лопатками большей длины, сообщены с гнездами ведущей полумуфты.

1286853

4 -4

Составитель И. Яцунов

Редактор М, Келемеш,Техред П.Сердюкова Корректор А. Тяско

Заказ 77GO/37 Тираж 811 Поднисное

И1ИИПИ Государственного комитета СССР по делан изобретений и открытий

113035, Иосква, Ж-35, Рауиская наб., д, 4/5

1!роизводственно-полиграфическое пред трнятне, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Фрикционная многодисковая муфта Фрикционная многодисковая муфта Фрикционная многодисковая муфта Фрикционная многодисковая муфта Фрикционная многодисковая муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для передачи вращения, и может быть использовано в тракторах, автомобилях, подъемно-транспортных механизмах и в других устройствах, связанных с управлением вращающихся высокоинерционных масс

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в устройствах для передачи крутящего момента

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в многодисковых фрикционных устройствах

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для ступенчатого изменения частоты вращения выходного вала

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во фрикционных муфтах с жидкой смазкой

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механизмам для передачи крутящего момента транспортных средств

Изобретение относится к транспортной технике и может быть использовано в бродоходимых транспортных средствах, снабженных пневмоусилителем привода сцепления

Изобретение относится к машиностроению, в частности к фрикционным многодисковым муфтам, работающим в масле
Наверх