Фрикционная муфта

 

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в устройствах для передачи крутящего момента . Целью изобретения является повышение надежности за счет -увеличения эффективности охлаждения путем обеспечения выдавливания смазочно-охлаждающей жидкости (СОЖ) в зону трения под действием нажимного усилия. Цель достигается тем, что ведущие диски (Д) выполнены составными из подпружиненных промежуточных Д 5 и 6, перемещающихся относительно опорного Д 1 и нажимного Д 4 с образованием между ними кольцевых полостей 13 переменного объема. В промежуточных Д 5 и 6 выполнены радиальные отверстия 11 для впуска СОЖ и осевые отверстия 12 для подачи СОЖ в зону трения. Для накопления СОЖ в полостях 13 общая площадь радиальных отверстий 11 больше общей площади осевых отверстий 12. С целью накапливания СОЖ в муфте выполнены карманы 19 и 20 в Д 5 и 6. При перемещении нажимного Д 4 выдавливается СОЖ из полостей 13 в зону трения под давлением, обеспечивая эффективное охлаждение поверхностей трения . 2 з.п. ф-лы, 2 ил. (О (Л со го 00 О5 о ОО

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51) 4 F 16 0 13 72

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К A BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3956301/30-27 (22) 23.09.85 (46) 07.08.87. Бюл. № 29 (71) Чебоксарский агрегатный завод им. XXIV съезда КПСС (72) P. С. Сидоров, Л. П. Кузнецов и И. А. Сприжицкий (53) 621.825.54 (088.8) (56) Патент США № 3385412, кл. 192 — 113, 1969. (54) ФРИКЦИОННАЯ МУФТА (57) Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в устройствах для передачи крутящего момента. Целью изобретения является повышение надежности за счет -увеличения эффективности охлаждения путем обеспечения выдавливания смазочно-охлаждающей жидкости (СОЖ) в зону трения под действием

„„SU„„1328603 А1 нажимного усилия. Цель достигается тем, что ведугцие диски (Д) выполнены составными из подпружиненных промежуточных Д 5 и 6, перемещающихся относительно опорного

Д 1 и нажимного Д 4 с образованием между ними кольцевых полостей 13 переменного объема. В промежуточных Д 5 и 6 выполнены радиальные отверстия 11 для впуска СОЖ и осевые отверстия 12 для подачи

СОЖ в зону трения. Для накопления СОЖ в полостях 13 общая площадь радиальных отверстий 11 больше общей площади осевых отверстий 12. С целью накапливания

СОЖ в муфте выполнены карманы 19 и 20 в Д 5 и 6. При перемещении нажимного

Д 4 выдавливается СОЖ из полостей 13 в зону трения под давлением, обеспечивая эффективное охлаждение поверхностей трения. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

1328603

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в устройствах для передачи крутящего момента.

Целью изобретения является повышение надежности за счет увеличения эффективности охлаждения пар трения путем обеспечения выдавливания смазочно-охлаждающей жидкости в зону трения под действием нажимного усилия.

На фиг. 1 изображена фрикционная муфта в выключенном положении; на фиг. 2— муфта во включенном положении.

Между опорным диском 1 и закрепленным на нем кожухе 2 .расположены подпружиненные по оси диафрагменной пружиной 3 нажимной диск 4, промежуточные ведущие диски 5 и 6, установленные на опорном 1 и нажимном 4 дисках с возмож. ностью осевого перемегцения:

На валу 7 установлен ведомый диск 8.

Фрикционные накладки 9 ведомого диска 8 снабжены смазочно-охлаждающими канавками 10, например, спирального типа. Промежуточные ведущие диски 5 и 6 имеют радиальные 11 и осевые 12 отверстия для подачи смазочно-охлаждающей жидкости (СОЖ) в кольцевые рабочие полости 13 и из них в зону трения. Для гарантированного раскрытия полостей 13 между промежуточными дисками 5 и 6 и дисками I и 4 служат тарельчатые пружины 14, а герметичность обеспечивается уплотнительными кольцами

15 и 16. С целью обеспечения «чистоты» выключения муфты ход промежуточных дисков 5 и 6 ограничен стопорными кольцами 17.

СОЖ, поступающая в муфту через каналы 18 вала 7 от источника подачи СОЖ может накапливаться в кольцевых карманах

19 и 20 промежуточных дисков 5 и 6, открытых к оси вращения муфты.

При включении муфты перемещением нажимного диска 4 производится замыкание фрикционных пар и перекрытие отверстий ! 1. СОЖ при этом выдавливается из полостей

13 через отверстия 12 и сбрасывается через канавки 10, обеспечивая тем самым высокую эффективность охлаждения в период буксования муфты. СОЖ, продолжающая поступать во включенной муфте через отверстия

18, накапливается в карманах 19 и 20, а

5 при их переполнении подается нЕпосредственно к парам трения.

При выключении муфты нажимной диск

4 вместе с промежуточным ведущим диском

6 принудительно отводится, освобождая ведомый диск 8, одновременно с помощью пружин 14 образуя рабочие полости 13, куда СОЖ засасывается из карманов 19 и 20 через открывшиеся отверстия 11. 3аполнение СОЖ полостей 13 обеспечивается тем, что суммарная площадь отверстий 1! больше отверстий 12.

Формула изобретения

1. Фрикционная муфта, содержащая опорный диск, подпружиненный по оси нажимной диск и ведомый диск с канавками на поверхности трения, сообщающимися с источником подачи смазочно-охлаждающей жидкости, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности путем увеличения эффективности охлаждения, она снабжена подпружиненными относительно опорного и нажимного дисков промежуточными дисками, установленными на них с возможностью осевого перемещения, между промежуточными и соответственно нажимным и опор30 ным дисками расположены кольцевые полости, в промежуточных дисках выполнены сообщающиеся с кольцевыми полостями сквозные осевые и радиальные отверстия, при этом радиальные отверстия расположены с возможностью перекрытия нажимным

35 и опорным дисками в замкнутом состоянии муфты и сообщены с источником подачи смазочно-охлаждающей жидкости.

2. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что общая площадь радиальных отверстий больше общей площади осевых отверстий.

3. Муфта по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что в промежуточных дисках выполнены карманы, открытые к оси вращения муфты и сообщающиеся с радиальными отверстиями.!

328603

Составитель И. Лукина

Редактор Н. Егорова Техред И. Верес Корректор М. Демчик

Заказ 3470/40 Тираж 811 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035. Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Фрикционная муфта Фрикционная муфта Фрикционная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для передачи вращения, и может быть использовано в тракторах, автомобилях, подъемно-транспортных механизмах и в других устройствах, связанных с управлением вращающихся высокоинерционных масс

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в многодисковых фрикционных устройствах

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для ступенчатого изменения частоты вращения выходного вала

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во фрикционных муфтах с жидкой смазкой

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механизмам для передачи крутящего момента транспортных средств

Изобретение относится к транспортной технике и может быть использовано в бродоходимых транспортных средствах, снабженных пневмоусилителем привода сцепления

Изобретение относится к машиностроению, в частности к фрикционным многодисковым муфтам, работающим в масле
Наверх