Фрикционная муфта сцепления

 

ФРИКЦИОННАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ, содержащая ведущий вал с каналом, сообщающимся с системой смазкиJ ведущую полумуфту с рабочим каналом, сообщающимся с системой управления муфтой, и ступицей с радиальным каналом , расположенным с возможностью соединения с полостью, в которой расположены фрикционные диски, и соединяющимся с каналом ведущего вала, размещенный в корпусе ведущей полумуфты поршень с отверстием, расположенным .с возможностью сообщения его с рабочим каналом, каналом ведущего вала и полостью, в которой расположены фрикционные диски, отличающаяся тем, что, с целью повышения экономичности системы смазки муфты путем обеспечения рационального режима подачи смазки к фрикционным дискам, она снабжена подпружиненными полыми зоi лотниками, установленными в поршне, с отверстиями, выполненными с возможсл ностью соединения их сполостью, в , которой расположены фрикционные диски , рабочим каналом и каналом ведущего вала, а в поршне выполнены сообщающиеся с рабочим каналом дополнительные отверстия, одно из которых расположено со стороны торца золотника, . а .другое - на его боковой стенке. 00 о СП 00

CCNO3 СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (>>)< F 16 D 13/72

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Ф

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

flO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3736842/25-27 (22) 08.05.84 (46) 23.09.85. Бюл. Р 35 (72) С.М.Белов, В.В.Гуськов, А.И.Скуртул и А,П. Стецко (71) Белорусский ордена Трудового

Красного Знамени политехнический институт (53) 62 1.825.54(088.8) (56) Тарасик В.П,Фрикционные муфты автомобильных гидромеханических передач. Минск: Наука и техника, 1973, с. 21.

Патент Великобритании 2001713 кл. F 16 D 13/72.

Авторское свидетельство СССР

N - 435392, кл. F 16 D 13/72, 1976. (54)(57) ФРИКЦИОННАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ, содержащая ведущий вал с каналом, сообщающимся с системой смазки, ведущую полумуфту с рабочим каналом, сообщающимся с системой управления муфтой, и ступицей с радиальным каналом, расположенным с возможностью со„„SU„„31 Î578 единения с полостью, в которой расположены фрикционные диски, и соединяющимся с каналом ведущего вала, размещенный в корпусе ведущей полумуфты поршень с отверстием, расположенным .с возможностью сообщения его с рабочим каналом, каналом ведущего вала и полостью, в которой расположены фрикционные диски, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью повышения экономичности системы смазки муфты путем обеспечения рациональноГо режима подачи смазки к фрикционным дискам, она снабжена подпружиненными полыми золотниками, установленными в поршне, с отверстиями, выполненными с возможностью соединения их с полостью, в которои расположены фрикционные дйски, рабочим каналом и каналом ведущего вала, а в поршне выполнены сообщающиеся с рабочим каналом дополнительные отверстия, одно из которых расположено со стороны торца золотника, а другое — на его боковой стенке.

1 1180

Изобретение относится к машиностроению, в частности к фрикционным муфтам сцепления.

Цель изобретения — повышение экономичности системы смазки муфты путем обеспечения рационального режима подачи смазки к фрикционным дискам, На фиг, 1 изображена муфта, продольный разрез; на фиг. 2 — установ" ка клапана в поршне силовых цилиндров. 1О

Муфта сцепления содержит ведущий вал 1 с каналом 2 и одним или несколькими радиальными каналами 3, сообщающимися с системой смазки. Ча ведущем валу 1 с помощью шлицевого соединения 15 установлена ведущая полумуфта, содер жащая ведущие фрикционные диски 4 и корпус 5 со ступицей 6.

В ступице 6 имеется одно или несколько радиальный KBHclJIoB 7, совмещенных с каналами 3. В корпусе 5 размещен подпружиненный поршень 8, на боковой стенке которого выполнены расположенные симметрично по окружности отверстия 9 и дополнительные отверстия 10, с одной стороны выходящие.в гнезда 11 поршня, а с другой о стороны — на его внутреннюю цилиндрическую поверхность. В гнезда 11, где выполнены отверстия 9 и 10, за- 3О прессованы втулки 12, в которых выполнены кольцевые проточки и отверстия, образующие каналы 13 и 14, совмещечные соответственно с отверстиями

9 и 10 поршня 8. Во втулках 12 установлены полые золотники 15, пружины

16 и стопорные кольца 17. В золотниках 15 выполнены кольцевые проточки и отверстия, образующие каналы 18 и

19 которые соединяют наружную и внутУ

40 реннюю цилиндрические поверхности золотников 15. В крайнем левом положении золотника 15 его цилиндрический выступ 20 входит с зазором в дополнительное отверстие 21 поршня 8, рас45 положенное со стороны торца золотника 15. Поршень 8 вместе с корпусом 5 ведущей полумуфты образует малый 22 и большой 23 силовые цилиндры.

I, 578 2 щем валу 1 гайкой 29. Ведомое звено

26 расположено на валу 1 на подшипниках 30 и 31 и имеет возможность при выключенной муфте свободно вращаться относительно вала 1. К малому силовому цилиндру 22 рабочая жидкость подается от источника давления системы управления муфтой.(не показаны) по каналу 32 и сообщающимся с ним рабочим каналам 33 и 34, а к большому силовому цилиндру 23 — иэ канала 33 через клапан 35 автоматического слива рабочей жидкости из силовых цилиндров 22 и 23 и канал 36, В ступице 6 имеются также продольные пазы 37 на ее наружной поверхности, а поршень 8 подпружинен пружинами 38.

Фрикционная муфта работает следующим образом.

Включение муфты происходит при по" даче рабочей жидкости под давлением от источника давления по каналам 3234 в малый силовой цилиндр 22. Одновременно рабочая жидкость подается по рабочему каналу 33 через клапан

35, дросселирующий поток жидкости, а канал 36 в большой силовой цилиндр

23. В малом силовом цилиндре

22 давление жидкости нарастает быстро, в связи с чем поршень 8 перемещается, сжимая пружины 38. С момента начала заполнения малого силового цилиндра 22 рабочей жидкостью последняя начинает перетекать частично к внутренней поверхности ведомого звена 26 и к фрикционным дискам ?4 через продольные пазы 37 отверстий 9, 13 и 18 и внутреннюю полость золотника 15. После перемещения поршня 8 до упора в сжатые фрикционные диски 4 и 24 отверстия 9, 13 и 18 совмещаются с кольцевой проточкой и каналом 7 корпуса 5 муфты. Рабочая жидкость подается к фрикционным дискам 4 и 24 из системы смазки двигателя по осевому 2 и радиальным 3 каналам каналу 5, кольцевой проточке и отверстиям 9, 13, 18 и внутренней полости золотника 15, В это время рабочая жидкость из силовых цилиндров 22 и 23 к дисВедущие диски 4 связаны шлицами с 5О торцовыми выступами корпуса 5, а ведомые диски 24 связаны шлицами .25 с ведомым звеном 26 муфты. При включенной муфте фрикционные диски 4 и 24 упираются в опорный диск 27, закреппенный 55 замковым кольцом 28 на корпусе 5 муфты. Корпус 5 муфты сцепления вместе с ведомым звеном 26 закреплен на ведукам 4 и 24 не попадает ° Одновременно с началом нарастания давления в малом силовом цилиндре 22 рабочая жидкость по отверстию 21 в поршне 8.через зазор между отверстием 21 и выступом 20 золотника 15 поступает к торцовой поверхности золотника 15, Сила давления жидкости на золотник

8 постепенно нарастает и он начинает

3 11805 перемещаться вправо, преодолевая усилие пружин 16. В этот период времени отверстие 18 сообщается с отверстием

13, а следовательно, и с системой смазки.по каналам и отверстиям 9 7

3 и 2.

После того, как выступ 20 золотника 8 выйдет из отверстия 21, проходное сечение резко возрастает и золотник 8 быстро перемещается до упора в 1р стопорное кольцо 17. При этом отверстие 13 разобщится с отверстием 13, а отверстие 19 сообщится с отверстием 14, и рабочая жидкость из полости малого силового цилиндра 22 по продольным пазам 37, отверстиям 10, 14 и 19, внутренней полости золотника

15 будет подаваться к фрикционным дискам 4 и 24. Выключается муфта путем прекращения питания силовых ци- 20 линдров 22 и 23 рабочей жидкостью от

78 4 источника давления и соединения кан»ла 32 ведущего вала 1 с внутрикартерным пространством. Давление рабочей жидкости в каналах, ведущих к силовым цилиндрам 22 и 23 муфты и самих цилиндров падает. Поршень 8 под действием его пружин 38 перемещается в исходное положение. Одновременно золотник 15 под действием пружин 16 перемещается до упора в поршень 8.

Применение муфты сцепления позволяет улучшить работу системы смазки двигателя поскольку, за исключением периодов буксования муфты при ее включении, масло из указанной системы не забирается на охлаждение фрикционных дисков. Обеспечение рациональной подачи масла к фрикционным дискам позволяет снизить потери мощности на подвод и отвод масла от муфты сцепле.ния,, 7 5 фиг. 1

1180578

12

21 Ф ,77

14 10 18 179 7

@us. 2

Составитель В.Размета

Редактор Е,Лушникова Техред С.Йовжий

Корректор И. Розман

Заказ 5902/32 Тираж 897 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г,ужгород, ул.Проектная, ч

Фрикционная муфта сцепления Фрикционная муфта сцепления Фрикционная муфта сцепления Фрикционная муфта сцепления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для передачи вращения, и может быть использовано в тракторах, автомобилях, подъемно-транспортных механизмах и в других устройствах, связанных с управлением вращающихся высокоинерционных масс

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в устройствах для передачи крутящего момента

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в многодисковых фрикционных устройствах

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для ступенчатого изменения частоты вращения выходного вала

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во фрикционных муфтах с жидкой смазкой

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механизмам для передачи крутящего момента транспортных средств

Изобретение относится к транспортной технике и может быть использовано в бродоходимых транспортных средствах, снабженных пневмоусилителем привода сцепления

Изобретение относится к машиностроению, в частности к фрикционным многодисковым муфтам, работающим в масле
Наверх