Устройство управления фрикционом вала отбора мощности транспортного средства

 

Изобретение относится к транст портному машиностроению, в частности к механизмам управления валами отбора мощности (ВОМ) тракторов и аналог гичных машин. Цель изобретения - повышение эффективности путем сш1жения затрат мощности на привод гидронасоса и динамической нагруженности трансмиссии. Это достигается тем, что момент трения фрикционно изменяется пропорционально крутящему моменту на хвостовике 9 ВОМ путем регулирования давления управляющей жидкости переливным клапаном 20, затяжка пружины которого изменяется Электромагнитом , подсоединенным к выходу схемы управления. 1 ил.

СОЮЗ COBETGHHX

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1449378 А 1 (51)4 В 60 К 41 06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

Г1РИ ГКНТ СССР (21) 4071000/30-11 (22) 26.05.86 (46) 07.01.89. Бюл. lrr 1 (71) Белорусский институт механизации сельского хозяйства (72) А.А.Рожанский, В.Н.Лукашевич и В.М.Кукайн (53) 629.1!3-582.2(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 1065258 ° кл. В 60 К, 41/06, 1984, (54) УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ФРИКЦИОНОМ ВАЛА ОТБОРА МОЩНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транс портному машиностроеиию, в частности к механизмам управления валами отбора мощности (ВОМ) тракторов и анало". гичных машин. Цель изобретения повышение эффективности путем crrrmeния затрат мощности на привод гидронасоса и динамической нагруженности трансмиссии. Это достигается тем, что момент трения фрикционно изменяется пропорционально крутящему моменту на хвостовике 9 BON путем регулирования давления управляющей жидкости переливным клапаном 20, затяжка пружины которого изменяется электромагнитом, подсоединенным к выходу схемы управления. 1 ил.

14493

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к механизмам управления валами отбора мощности (ВОМ) тракторов и аналогичных машин.

Целью изобретения является повышение эффективности работы устройства путем снижения затрат мощности на привод гидронасоса и динамической иагруженности трансмиссии.

На чертеже изображена кииематическая схема устройства.

Устройство содержит основной на1е < R3 HHb> через планетарную передачу 2 с приводимым во вращение от двигателя 3 валом 4 и валом 5 дополнительного насоса 6, регулирующе-. го производительность насоса 1. Двигатель 3 связан с приводом 7 В0М, 20 имеющего фрикцион 8 включения и хвостовик 9, связанный с приемным карда" ном 10 трансмиссии технологического оборудования.

Основной насос 1 напорной магист- 25 ралью 11 связан с распределителем

12, через него — с гидроцилиндром фрикциона 8 включения ВОМ, через запорный кран 13, имеющий калиброванное отверстие с предохранительным клапаном ЗО

14 и с полостью 15 электромагнита а также с полостью 16 переливного клапана, имеющего общий «корпус 17 с задающим переливным клапаном, установленным в напорной магистрали 19 насо-...— са 6. 35

Поршень 20 переливного клапана связан через пружину 21 с якорем 22 электромагнита, обмотка 23 которого установлена в корпусе 17 устройства.

Корпус содержит перегородку 24, отде-, 40 ляющую полость 15 электромагнита от полости 18 задающего переливного клапана, шток 25 поршня 26 которого, подпружиненный пружиной 27, связан через пружину 28 с якорем 22 электро-45 магнита. Поршень 20 перекрывает сливное отверстие 29 ° а поршень 26 перекрывает сливное отверстие 30.

Запорный кран 13 содержит рычаг

31 управления, кинематически связан- 50 ный тягой 32 с пружиной 33 предохранительного клапана 14. Рычаг 31 управления служит указателем шкалы допустимого момента трения фрикциона 8.

Электрическая схема устройства 55 содержит индукционный магнитоупругий датчик 34 крутящего момента, установленный на хвостовике 9 ВОМ и связан78 2 ный выходом с входом блока 35 управления, второй вход которого связан с выходом схемы 36 сравнения, неинвертирующий вход которой связан с выходом регулируемого источника 37 опорного напряжения, а инвертирующий— с выходом блока 35 управления и входом усилителя 38 мощности, выход которого подключен к входу обмотки 23 электромагнита. Блок 35 управления выполнен на двухвходовом дифференциальном сумматоре. Схема 36 сравнения содержит аналоговый компаратор, входы которого подключены к выходу блока

35 управления и источника 37 напряже" ния, а выход к входу выходного каскада, выполненного на тиристоре, выход которого подключен к входу блока 35.

Регулируемый источник 37 опорного напряжения выполнен на переменном резисторе, включенном в цепь источника постоянного напряжения и ооединенным своим движком с указателем шкалы 39 долустимого момента трения фрикциона.

Усилитель 38 мощности содержит дифференциальный усилитель тока, выходной ток которого является квадратичной функцией по отношению к входному напряжению.

Устройство работает следующим образом.

Соотношение площадей поршней 20 и

26 выбирается равным 1,О. Предвари тельное поджатие пружин 21 и 28 выбирается из расчета получения давления слива переливного клапана, необходимого для обеспечения начального момента трения фрикциона 8, равного

0,2-0,25 M ", где М"„ " - максимальный крутящий момент двигателя.

Предварительное поджатие пружины 27 выбирается, исходя из расчета получения производительности основного насоса, достаточной для восполнения утечек в гидравлическом устройстве при максимальном моменте трения фрикциона.

В положении золотника распределителя, соответствующем сливу насоса

1, запорный кран 13 закрыт, Давление масла в полостях 15 и 16 отсутствует, так как остатки масла через дроссельное отверстие предохранительного клапана 14 уходят на слив. Насос 6 остановлен, поршни 20 и 26 под действием давления пружин расходятся и упираются в крышки, перекрывая сливные отверстия 29 и 30.

14493

Обмотка электромагнита обесточена, крутящий момент через фрикцнон 8 не передается.

При включении золотника 12 в положение, соответствующее включению фрикциона ИОМ (показано на схеме) давление масла в полостях 16 и 18 возрастает до значения, обеспечиваюМ0КС щего передачу 0,2-0,25 М „фрикционом ВОМ.

Производительность насоса 1 при этом максимальна, так как слив насоса 6 блокирован давлением на поршень

26 пружин 27, 28 и 21, поэтому на" чальный темп включения фрикциона 8 максимальный, фрикцион начинает передавать крутящий момент, который снимается с хвостовика 9 ВОМ датчиком

34 момента и поступает на вход блока

35 управления. Напряжение с выхода блока управления, пропорциональное величине динамического крутящего момента на хвостовике 9, приведенного к коленчатому валу, поступает на уси- 25 литель мощности. Квадрат тока на его .выходе пропорционален входному напря-. жению. Поэтому по мере возрастания крутящего момента на хвостовике ВОМ через обмотку 23 электромагнитного клапана ток увеличивается, что приводит к увеличению. силы затяжки пружины 21 пропорционально величине крутящего момента, и ослаблению силы затяжки пружины 28 пропорционально вели35 чине крутящего момента под действием перемещения якоря 22 в электромагнитном поле. Таким образом, момент трения фрикциона 8 по мере увеличения давления в полости 16 изменяется следующим образом: где Мк

45 м кс

M к

Устройство управления фрикционом вала отбора мощности транспортного средства, содержащее основной и дополнительный источники давления рабочей жидкости, кинематически связанные посредством планетарной передачи с

55 двигателем, предохранительный, переливной и задающий переливной клапаны, гидрораспределитель, при этом основ ной источник давления рабочей жидкости соединен гидролиниями через преМтр= Мк + (Ое2 0j25) М э динамический крутящий момент на хвостовике ВОМ, приведенный к коленчато" му валу двигателя; максимальный крутящий момент двигателя. Это позволяет снизить динамические нагрузки в трансмиссии íà 15-18Х и уменьшить потери мощности на привод гидронасоса 1.

Одновременно с увеличением динамического крутящего момента темп включения фрикциона 8 уменьшается эа счет уменьшения давления слива насоса 6, вызванного уменьшением затяжки

78

4 пружины 28, приводящего к уменьшению объемной подачи жидкости насосом 1, что позволяет формировать закон включения фрикциона в зависимости от сопротивления нагрузки и снижать динамическую нагруженность трансмиссии.

Устройство обеспечивает включение фрикцнона и регулирования его момента трения и при отключении источника питания электрической схемы.

Для этого рычаг 31 управления органа 13 поворачивается иэ положения

"Закрыто" в зону регулирования момента трения фрикциона. При перемещении рычага кран 13 открывается, пропуская жидкость через калиброванное отверстие из напорной магистрали ll в полость 15 электромагнита и к предохра" нительному клапану 14. Давление в полости 15 возрастает до значения, определяемого затяжкой пружины 33 предохранительного клапана 14. После открытия предохранительного клапана 14. давление в полости 15 стабилизируется, так как приток масла через калиб« рованное отверстие крана 13 меньше, чем его расход через предохранитель- . ный клапан 14. Поэтому при увеличении затяжки пружины 33 затяжка пружины 21 тоже увеличивается, а затяжка пружины 28 — уменьшается, что приводит к регулированию момента трения фрикциона и его темпа включения, Величина затяжки пружины выбирается, исходя из условий обеспечения момента трения фрикциона, не превышающего допустимого крутящего момента для данной трансмиссии. При этом темп включения фрикциона определяется величиной внешней нагрузки, от которой зависит величина крутящего момента в трансмиссии. При увеличении допустимого крутящего момента темп включения уменьшается.

Формула изобретения

1449378

Составитель А.Барыков

Техред Л.Олийнык Корректор И.Муска

Редактор Г.Гербер

Заказ 6916/18 Тирам 558 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета iro изобретениям н открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4 дохранительный клапан с гндробаком, через гидрораспределитель с исполнительным гидроцилиндром фрикциона включения вала отбора мощности и, через переливной клапан с гидробаком, а дополнительный источник давления рабочей жидкости соединен гидролинией через задающий переливкой гидроклапан с гидробаком, причем перелив- 10 ной клапан и задающий переливкой клапан выполнены в виде гидроцилиндров с размещенными в них подпружиненными поршнями, о т л и ч а ю щ е е с я тем что с целью повышения эффек» тивности путем снижения затрат мощности на привод гидронасоса и динами ческой йагруженности трансмиссии, оно снабжено электромагнитом, датчиком крутящего момента, усилителем О

Напряжения ° запорным краном, усилителем мощностиу регулируемым предохрани тельным клапаном, при этом переливной клапан а задающий переливкой клапан выполнены в виде гидр оцилиядров с 25 общим корпусом и размещенной в нем соленондной обмоткой электромагнита, с размещенным в нем якорем в виде поршня, кинематически связанным через первую пружину с поршнем переливного клапана и через вторую пружину и шток с поршнем задающего перелнвного клапана, полость которого отделена перегородкой с уплотнением штока от полости электромагнита, полость которого гидравлнческн связана через регулируемый предохранительный клапан с гидробаком и через эапорный. кран с выходом основного источника давления рабочей жидкости, причем датчик крутящего момента, размещенный Hà xsoc1овике вала отбора мощности, выходом электрически связан с входом усилителя напряжения, выход которого подключен к входу усилителя мощности, выход которого включен в цепь соленоидной обмотки электромагнита, а запорный кран содержит калиброванное отверстие и его рыча& управления кннематнчески связан с пружиной регулируемого предохранительного клапана.

Устройство управления фрикционом вала отбора мощности транспортного средства Устройство управления фрикционом вала отбора мощности транспортного средства Устройство управления фрикционом вала отбора мощности транспортного средства Устройство управления фрикционом вала отбора мощности транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к силовым установкам автомобилей, тракторов и строительно-дорожных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к силовым установкам автомобилей, тракторов и строительных машин

Изобретение относится к автотракторостроению , в частности к системам автоматического управления скоростью движения транспортного средства

Изобретение относится к тракторостроению

Изобретение относится к транспортному .viaHJMHOCTpoeHHro, в частности к гидравлическим устройствам д

Изобретение относится к дистанционному управлению многоступенчатыми трансмиссиями транспортных средств, преимущественно большой мощности и грузоподъемности, с помощью многопозиционных крановых распределителей, которые проще и безопасней обычных золотниковых механизмов

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам для унравления фрикционными элементами

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в военных гусеничных машинах, имеющих ступенчатую трансмиссию

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к золотниковым устройствам, применяемым преимущественно в системах управления автоматическим переключением фрикционных элементов в ступенчатых трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортной технике, а именно, к системам автоматического переключения передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на транспортных машинах, имеющих ступенчатую коробку передач с автоматизированным управлением

Изобретение относится к автомобильной электронике, может быть использовано для безударного включения передачи средствами автоматики и позволяет продлить срок службы синхронизаторов или полностью отказаться от них
Наверх