Устройство для проворачивания ротора турбомашины

 

Изобретение относится к устрвам для технологического обслуживания турбомашин и позволяет повысить плавность поворота ротора турбомашины. Механизм поворота, размещенный в корпусе 1 и взаимодействующий с ротором 2, выполнен в виде эластичной торообразной камеры 3, состоящей из неравновеликих секций 4 и 5, роликов 6, кареток 8, 9 и связывающих каретки силовых элементов 10. Камера размещена в корпусе и охватывает ротор. Ролики контактируют с секциями, а их оси расположены в каретках . Секции разделены перегородками 12, 13 на форкамеры 14, 15 и основные камеры 16, 17. Форкамеры 14, 15 сообщены через электропневмоклапаны 18, 19, подключенные к двухпозиционным концевым выключателям 20, 21, с соответствующими камерами 16, 17 и с пневморегулятором 25. Бегущая волна от пневморегулятора оказывает давление на ролики, которые, обкатывая секции 4 и 5, наезжают Hia выключатели ,- прекращая или обеспечивая доступ воздуха в форкамеру 14 или 15. 2 ил. (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)4 F 01 D 25/34

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМУ(СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4212792/24-06 (22) 20.03.87 . (46) 07.01.89. Бюл. У 1 (72) О.И.Михайлов (53) 621.135.621.756.4(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР, У 309140, кл. F 01 0 25/34, 1968. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОВОРАЧИВАНИЯ

РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ (57) Изобретение относится к устрвам для технологического обслуживания .турбомашин и позволяет повысить плавность поворота ротора тур- бомашины. Механизм поворота, размещенный в корпусе 1 и взаимодействующий с ротором 2, выполнен в виде эластичной торообразной камеры 3, состоящей из неравновеликих секций 4

„.SUÄÄ 1449672 А1 и 5, роликов 6, кареток 8, 9 и связывающих каретки силовых элементов 10.

Камера размещена в корпусе и охватывает ротор. Ролики контактируют с секциями, а их оси расположены в каретках. Секции разделены перегородками 12, 13 на форкамеры 14, 15 и основные камеры 16, 17. Форкамеры 14, 15 сообщены через электропневмоклапаны 18, 19, подключенные к двухпозиционным концевым выключателям 20, 21, с соответствующими камерами 16, 17 и с пневморегулятором 25. Бегущая волна от пневморегулятора оказывает давление на ролики, которые, обкатывая секции 4 и 5, наезжают на выключатели, прекращая или обеспечивая доступ воздуха в форкамеру 14 или 15. 2 ил, 1449672 паны (ЭПК) 18 и 19, подключенные к двухпозиционным концевым выключателям 20 и 21, расположенным в зоне 22

35 разъединения секций 4 и 5. Форкамеры (входы форкамер) 14 и 15 через другие ЭПК 23 и 24 соединены с пневморегулятором 25, который подключен к источнику (не показан) сжатого газа (компрессор, ресивер). ЭПК 18 и 19 сообщены с ЭПК 23 и 24, а по". следние электрически связаны с концевыми выключателями 20 и 21. Форкамеры 14 и 15 (ЭПК 18 и 19) и основные камеры 16 и 17 имеют выхлопные патрубки 26 — 29, сообщенные с атмосферой. Корпус 1 состоит из верхней

30 и нижней 31 частей, а последняя узлами 32 крепления установлена на станине 33.

В процессе балансировки, осмотра, ремонта и дефектоскопии требуется производить неоднократный поворот ротора 2 турбомашины плавно и с мини- 55 мально возможной скоростью. Для этого на роторе 2 турбомашины с помощью кольца 10 монтируются ролики 6„ Далее

Изобретение относится к устройствам для технологического обслуживания турбомашин и может быть использовано во всех областях народного хо5 зяйства, связанных с машиностроением.

Цель изобретения — повышение плавности поворота ротора турбомашины.

На фиг. 1 представлено устройство, общий вид; на фиг. 2 — то же, поперечный разрез.

Устройство для проворачивания ротора турбомашины содержит размещенный в разъемном корпусе 1 механизм поворота, выполненный в виде размещенной в корпусе 1 и охватывающей ротор 2 эластичной торообразной камеры 3 °

Последняя состоит из неравновеликих секций 4 и 5 (длина секции 4 составляет 1/3 длины секции 5), контакти" 20 рующих с роликами б, оси 7 которых размещены в каретках 8 и 9, связанных силовым элементом (кольцом) 10.

Камера 3 прижимается к внутренней поверхности 11 корпуса 1 роликами 6» 25

Секции 4 и 5 разделены эластичными перегородками 12 и 13 на фориамеры

14 и 15 и основные камеры 16 и 17.

Длина форкамер 14 и 15 составляет не менее 1,0-1,5 диаметра роликов 6. 30

Форкамеры 14 и 15 сообщены с ос-. новными камерами 16 и 17 соответственно через одни электропневмоклак станине 33 посредством узлов 32 крепления жестко закрепляется нижняя часть 31 корпуса 1 вместе с соответствующими секциями 4 и 5 камеры 3.

Устанавливается верхняя часть 30 корпуса 1 с секциями 4 и 5 кам"ры 3 и производится стыковка корпуса 1.

Для проворота ротора 2 сжатый воздух от источника сжатого газа через пневморегулятор 25 подается в форкамеры 14 и 15, основные камеры

16 и 17, секции 4 и 5 камеры 3 через

ЭПК 18,19,23 и 24 одновременно. Бегущая воздушная волна, образующаяся в камере 3, оказывает давление на ролики 6, которые обкатывают секции 4 и 5 камеры 3. При этом вращающий момент, образуемый симметрично расположенными роликами 6, передается посредством фрикционного зацепления к ротору 2, который поворачивается в подшипниках (не показаны) турбомашины. При наезде одного из роликов 6 на концевой выключатель 20 прекращается доступ сжатого воздуха от ЭПК 23 в форкамеру 14, которая в этот момент через ЭПК 18 (выхлопной патру6oI(26) соединяется с атмосферой.

Давление в форкамере 14 падает и воздух стравливается через ЭПК 18 в атмосферу.

Под давлением от ЭПК 22 в основной камере 17 секции 5 симметричный ему ролик 6 из-за неравновеликости секций 4 и 5 камеры 3 продолжает. двигаться, что приводит к перекатыванию одного из роликов 6 на форкамеру 15, минуя зону (место) 22 разъединения секций 4 и 5. При этом указанный ролик 6 нажимает на концевой выключатель 21 (вторая позиция), который включает через ЭПК 22 наддув воздухом форкамеры 15 и перекрывает сообщение ЭПК 18 с атмосферой. В этом случае достигается плавность проворота ротора 2. Пневморегулятор 25 обеспечивает минимально возможную (по коэффициенту трения) угловую скорость вращения ротора 2.

Имея набор роликов 6 различного диаметра, можно в широких пределах использовать предлагаемое устройство для проворачивания роторов 2 различного диаметра с плавным изменением скорости поворота.

Формула изобретения

Устройство для проворачивания ротора турбомашины, содержащее разСоставитель В.Гуторов

Техред М.яндык Корректор 3.Лончакова

Редактор M.Íëàíàð

Заказ 6943/33 Тираж 492 Подписное г

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

3 14496 мещенный в корпусе механизм поворота, взаимодействующий с ротором, и пневморегулятор, о т л и ч а ю щ е е с я тем что с целью повышения плавносю э

5 ти поворота ротора, устройство снабжено электропневмоклапанами и двухпозиционными концевыми выключателями, а механизм поворота выполнен в виде размещенной в корпусе и охватывающей ротор эластичной торообразной камеры, состоящей из неравновеликих

72

4 секций, контактирующих с последними роликов и кареток, в которых размещены оси роликов и связывающие каретки силовых элементов, при этом каждая секция разделена перегородкой на форкамеру и основную камеру, а форкамеры каждой секции сообщены через электропневмоклапаны, подклю ченные к концевым выключателям, с соответствующими основными камерами и с пневморегулятором.

Устройство для проворачивания ротора турбомашины Устройство для проворачивания ротора турбомашины Устройство для проворачивания ротора турбомашины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к турбомашиностроению и может быть использовано на газовых турбинах для обеспечения равномерного охлаждения ротора после остановки и для преодоления трения покоя во вкладышах подшипников при пуске

Изобретение относится к системе перемещения для осмотра турбины, в частности турбины, соединенной с центробежным компрессором

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкции паровых и газовых турбин, а более конкретно к валоповоротному устройству, предназначенному для исключения искривления ротора при остановке турбины

Изобретение относится к области машиностроения, может быть использовано для обеспечения вращения роторов паровых турбин перед пуском и после останова и позволяет повысить надежность

Приводное устройство для вращения турбинного валопровода турбогенераторной установки. Приводное устройство содержит главный валоповоротный редуктор с электрическим приводом и вспомогательный валоповоротный механизм (5) с гидравлическим приводом. Вспомогательный валоповоротный механизм (5) выполнен с возможностью управления штоком гидроцилиндра (6) двойного действия. Вспомогательный валоповоротный механизм (5) содержит колесо, выполненное за одно целое с валопроводом (1), и толкатель (8), соединенный со штоком цилиндра (6). Толкатель (8) выполнен с возможностью зацепления со средствами (11) сцепления, расположенными на периферии колеса, и перемещения между втянутым положением, в котором он отсоединен от колеса, и положением зацепления с одним из средств (11) сцепления, в котором выдвижение штока цилиндра (6) поворачивает колесо. Толкатель (8) соединен со штоком цилиндра (6) посредством шарнирного соединения, опирающегося на ползун, который составляет одно целое со штоком цилиндра (6) так, что толкатель (8) может качаться между упомянутым втянутым положением и упомянутым положением зацепления. При перемещении штока цилиндра (6) ползун направляется в поступательном движении посредством направляющих средств, поддерживаемых пластиной (14), которая выполнена за одно целое с цилиндром (6). Достигается более точное линейное перемещение толкателя и вращение вала. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 9 ил.

При валоповороте ротора турбомашины прекращают работу турбомашины, соединяют валоповоротное средство с ротором, чтобы вращать ротор вокруг оси турбомашины, позволяют ротору охладиться и затем вращают ротор посредством валоповоротного средства во время охлаждения ротора. При этом определяют силу или крутящий момент, приложенные к ротору посредством валоповоротного средства для вращения ротора, и/или скорость вращения поверхности ротора во время валоповорота. Уменьшают прогибание или нарушение баланса ротора, возникающие из-за неравномерного распределения температуры на роторе во время охлаждения, путем управления вращением ротора посредством валоповоротного средства в зависимости от определенных силы или крутящего момента и/или скорости вращения поверхности. Другое изобретение группы относится к валоповоротному устройству для осуществления указанного способа, включающему блок управления, выполненный с возможностью приема сигналов от датчика скорости и/или привода валоповоротного средства. Еще одно изобретение группы относится к газовой турбине, содержащей указанное выше валоповоротное устройство. Группа изобретений позволяет снизить прогиб ротора турбомашины, возникающего из-за неравномерного распределения тепла во время охлаждения. 3 н. и 15 з.п. ф-лы, 5 ил.

Валоповоротное и пусковое устройство газотурбинной установки содержит приводной двигатель, редуктор и обгонную муфту ротора компрессора. Редуктор содержит трехвальную соосную коробку передач с парами взаимозацепленных шестерен и простой трехзвенный планетарный механизм. На входном валу коробки передач свободно установлены две шестерни, между ними закреплен первый зубчатый венец с трехпозиционной муфтой переключения, и трубчатый выходной вал со свободно расположенной на нем шестерней. На переднем торце трубчатого выходного вала закреплен зубчатый венец с трехпозиционной муфтой переключения, а на втором зубчатом венце этого вала установлена сдвоенная двухпозиционная муфта с внутренним свободно установленным зубчатым венцом. Рядом с вторым зубчатым венцом трубчатого вала расположены второй зубчатый венец входного вала, зубчатые венцы вала привода солнечной шестерни и трубчатого вала привода водила планетарного механизма. Сателлиты, расположенные на осях водила, зацеплены с солнечной шестерней, а также с эпициклическим колесом, которое закреплено на выходном трубчатом валу с зубчатым венцом, рядом с ним расположен зубчатый венец выходного вала водила. Двухпозиционная муфта установлена на зубчатом венце стенки корпуса редуктора рядом с зубчатым венцом трубчатого вала эпициклического колеса. Соосно выходному валу водила расположен выходной вал редуктора с зубчатым венцом и двухпозиционной двухвенцовой муфтой переключения. На входном валу рядом с первым зубчатым венцом трубчатого выходного вала свободно установлена шестерня. Два блока шестерен расположены на оси, установленной параллельно входному валу. На шестернях между блоками расположена двухпозиционная муфта переключения с противоположно развернутыми полумуфтами, взаимосвязанными общей вилкой переключения. Изобретение позволяет увеличить число передач и диапазон передаточных чисел валоповоротного и пускового устройства. 2 ил.

Валоповоротное и пусковое устройство газотурбинной установки содержит приводной двигатель, редуктор и обгонную муфту ротора компрессора. Редуктор содержит коробку передач с тремя парами взаимозацепленных шестерен и простой трехзвенный планетарный механизм. На входном валу коробки передач свободно установлены две шестерни, между ними закреплен зубчатый венец с трехпозиционной муфтой переключения. Зубчатый венец с трехпозиционной муфтой переключения трубчатого выходного вала закреплен на переднем торце, расположенном между вторым и третьим рядами шестерен. На втором зубчатом венце трубчатого выходного вала установлена сдвоенная двухпозиционная муфта, рядом с ней расположены зубчатые венцы вала привода солнечной шестерни и трубчатого вала привода водила планетарного механизма. Сателлиты, расположенные на осях водила, зацеплены с солнечной шестерней, а также с эпициклическим колесом, которое закреплено на выходном трубчатом валу с зубчатым венцом, рядом с ним расположен зубчатый венец выходного вала водила. Двухпозиционная муфта установлена на зубчатом венце стенки корпуса редуктора рядом с зубчатым венцом трубчатого вала эпициклического колеса. На выходе установлен второй трехзвенный планетарный механизм, а коробка передач выполнена несоосной. Параллельно входному валу расположен вторичный вал со свободно установленными блоком из двух шестерен и трубчатый выходной вал со свободно расположенной на нем шестерней, с закрепленными на вторичном валу тремя зубчатыми венцами. Первый зубчатый венец с трехпозиционной муфтой переключения закреплен на торце между корпусом и блоком шестерен, второй зубчатый венец закреплен между зубчатыми венцами трубчатого выходного вала коробки передач и трубчатого входного вала водила первого планетарного механизма, третий зубчатый венец расположен между зубчатыми венцами трубчатого выходного вала первого планетарного механизма и трубчатым входным валом водила второго планетарного механизма. Обойма с пятипозиционным зубчатым венцом свободно установлена на выходе вторичного вала и входе вала привода солнечной шестерни второго планетарного механизма. Выходной вал редуктора закреплен на водиле второго планетарного механизма. Изобретение позволяет увеличить число передач и диапазон передаточных чисел валоповоротного и пускового устройства. 2 ил.
Наверх