Планетарная передача с ограниченным боковым зазором

 

Изобретение относится к машиностроению. С целью повышения ресурса, увеличения крутильной жесткости и регулировки бокового зазора в процессе эксплуатации центральное колесо с внутренними зубъями выполнено из двух колец 1 и 2, сопрягаемых по коническим поверхностям Г с возможностью фиксации друг относительно друга. Кольцо 2 представляет собой обод с зубъями, в котором выполнены глухие прорези, расположенные встречно в областях впадин, или радиально, или продольно с обоих торцов, взаимно перекрывая друг друга. На ободе наружного 1 и на торцах внутреннего 2 колец нарезаны соответственно цилиндрические и торцовые зубъя, последние являются продолжением зубчатого венца. Передача снабжена тремя фланцами 3 и 4 , два из которых с цилиндрическими и торцовыми зубъями для взаимодействия - один с соответствующими зубьями колец 1 и 2, а другой - с зубъями кольца 2 и с одновенцовым фланцем 3, охватывающим наружную поверхность обода кольца 1, все фланцы связаны между собой. При ненагруженной передаче можно производить регулировку бокового зазора, равномерно затягивая гайки 6 со стороны большего диаметра поверхности Г, обжимают кольцо 2 за счет деформации стенок пазов, что приводит к уменьшению бокового зазора во внутреннем и внешнем зацеплении при радиальном смещении сателлита 11. Затем поджимают фланец 4 с другой стороны. Фиксация обода 2 осуществляется по коническим поверхностям Г за счет защемления торцевых зубчатых нарезок кольца 2 в соответствующих зубчатых нарезках фланцев 4. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„»148 142

Ш 4 F 16 H 57/12

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

М АВТОРСМОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4215693/25-28 (22) 25.03.87 (46) 30.05.89. Бюл. № 20 (7i ) Центральный научно-исследовательский и опытно-конструкторский институт робототехники и технической кибернетики при Ленинградском политехническом инсти-. туте (72) С. А. Жаринов и В. Г. Савин (53) 621.833.6 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1222942, кл. F 16 Н 1/48, 1984. (54) ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА С ОГРАНИЧЕННЫМ БОКОВЫМ ЗАЗОРОМ (57) Изобретение относится к машиностроению. С целью повышения ресурса, увеличения крутильной жесткости и регулировки бокового зазора в процессе эксплуатации центральное колесо с внутренними зубьями выполнено из двух колец 1 и 2, сопрягаемых по коническим поверхностям Г с возможностью фиксации друг относительно друга. Кольцо 2 представляет собой обод с зубьями, в котором выполнены глухие прорези, расположенные встречно в областях впадин, или радиально, или продольно с обоих торцов для взаимного перекрывания друг друга. На ободе наружного и на торцах внутреннего колец нарезаны соответственно цилиндрические и торцовые зуоья, последние являются продолжением зубчатого венца.

Передача снабжена тремя фланцами 3:. 4, два из которых выполнены с цилиндрическими и торцовыми зубьями для взаи одействия: один с соответствующими зубьями колец 1 и 2, а другой — c зубьями кольца 2 и с одновенцовым фланцем 3, Охв;. тывающим наружную поверхность обода кольца 1, все фланцы связаны между собой.

При ненагруженной передаче можно производить регулировку бокового зазора, равномерно затягивая гайки 6 со стороны большего диаметра поверхности Г, обжимаюг кольцо 2 за счет деформации стенок Ifäçîâ, что приводит к уменьшению бокового зазора во внутреннем и внешнем зацеплениях Ilðè радиальном смещении сателлита ). 3 пс поджимают фланец 4 с другой стороны. Фиксация обода 2 осуществляется по коническим поверхностям Г за счет защемления торцовых зубчатых нарезок кольца 2 в соответствующих зубчатых нарезках фланцсв 4.

2 з.п.ф-лы, 6 ил.

1483142

Изобретение относится к машиностроению, в частности к планетарным зубчатым передачам, имеющим повышенные требования к величине мертвого хода и ресурсу работы.

Цель изобретения — повышение ресурса, увеличение крутильной жесткости и обеспечение регулировки бокового зазора в процессе эксплуатации.

Цель достигается тем, что состоящее из двух колец по крайней мере одно из центральных колец имеет возможность изменения своего диаметра и, как следствие, бокового зазора за счет того, что первое кольцо, несущее зубчатый венец, выполнено податливым в областях впадин зубьев в момент регулировки и жестко фиксируется во время работы, не испытывая при этом больших циклических деформаций.

На фиг. 1 изображена планетарная передача с ограниченным боковым зазором; на фиг. 2 — вид А на фиг. 1 (вид на торец передачи); на фиг. 3 — узел 1 на фиг. 2 (элемент кольца, несущего зубчатый венец); на фиг. 4 — вид Б на фиг. 3 (вид на наружную поверхность кольца, несущего зубчатый венец); на фиг. 5 — элемент кольца, несущего зубчатый венец, пример исполнения; на фиг. 6 — вид В на фиг. 5.

Передача (фиг. 1) состоит из центрального колеса с внутренними зубьями, выполненного в виде.двух коаксиально установленных колец 1 и 2, сопрягаемых по конической поверхности Г: внешнего кольца 1 с фланцем крепления к изделию, с одной стороны которого нарезаны цилиндрические зубья, а с другой установлен одновенцовый фланец 3 с возможностью проворота относительно кольца 1, и внутреннего кольца 2, представляющего собой обод с зубьями, на торцах последнего нарезаны торцовые зубья, являющиеся продолжением зубьев венца, двух фланцев 4 с цилиндрическими и торцовыми зубьями для взаимодействия с соответствующими зубьями кольца 1, фланца 3 и кольца 2, стягивающих с помощью шпилек 5, и гаек 6, причем фланец 4, установленный со стороны меньшего диаметра конической поверхности Г, поджат через упругие элементы 7, центрального колеса 8 с наружными зубьями, водила 9 (фиг. 1 и 2), на бобышках 3 (фиг. 2) которого одними своими концами установлены рычаги 10 (фиг. 1 и

2), сателлитов 11 (фиг. 1), установленных на других концах рычагов !О с помощью осей 12, подшипников 13 и винтов 14 с возможностью радиального перемещения (фиг. 1 и 2). На всю ширину кольца 2 (фиг. 3) в ободе в местах расположения впадин зубьев выполнены навстречу друг другу глухие прорези, расположенные по одной прорези Е во впадине зубчатого венца и по две прорези Ж, на наружной поверхности кольца 2 (минимальное количество). Прорези Е и Ж выполнены с радиальным перекрытием а

55 (фиг. 3). Группы прорезей расположены так, что массив каждого зуба кольца 2 (один из них заштрихован нг фиг. 3) остается незатронутым. Продолжением этого массива являются зубья (минимальное количество по одному с каждой стороны) И и К торцовой зубчатой нарезки кольца 2 (фиг. 4), которые защемлены во впадинах соответствующих зубчатых нарезок фланцев 4. Указанный массив в силовом отношении образует балку, лежащую на поверхности Г (фиг. 1) кольца 1 и защемленную по краям. Такая силовая схема люфтовыбирающего колеса обуславливает высокую, жесткость. Указанное колесо является гибким при регулировке и жестким при работе передачи.

Качество защемления краев указанной балки увеличивается, если угол а (фиг. 4) зубьев торцовой зубчатой муфты, образованной кольцом 2 и фланцем 4, будет меньше угла трения материалов этих деталей.

Сборку передачи осуществляют следующим образом.

Кольца 1 и 2 (фиг. !), фланцы 3 и 4 собирают отдельно и скрепляют технологическими средствами без установки шпилек 5 в соответствии с фиг. 1, сборка такого пакета обеспечивается тем, что фланец 3 имеет возможность проворота относительно кольца 1, через крепежные отверстия фланцев 4 осуществляют чистовое рассверливание отверстий под шпильки 5, устанавливают шпильки 5, упругие элементы 7 и гайки 6, остальные элементы передачи собирают обычным образом.

Передача работает следующим образом.

Регулировка бокового зазора планетарной передачи реализуется следующим образом: равномерно затягивая гайки 6 со стороны большего диаметра конической поверхности Г (фиг. 1), перемещают кольцо 2 по конической поверхности Г, при этом происходит обжатие кольца 2 за счет деформации стенок прорезей Е и Ж (фиг. 3), что приводит к уменьшению бокового зазора в зацеплении как кольца 2 и сателлитов 11, так и сателлитов 11 и колса 8 за счет радиальной подвижности сателлита 1 на рычаге 10 (фиг. 1 и 2), затем поджимают фланец 4 со стороны меньшего диаметра конической поверхности Г (фиг. 1). Для исключения нарушения регулировки бокового зазора в передаче последний фланец 4 должен быть поджат с меньшей силой, чем противоположный фланец 4. Указанная меньшая сила поджатия обеспечивается за счет наличия между гайкой 6 и фланцем 4 упругого элемента 7.

Фиксация обода кольца 2 (фиг. 1) осуществлена одновременно по конической поверхности Г за счет осевой силы поджатия фланца 4, установленного со стороны большего диаметра конической поверхности Г, и по торцам зубьев за счет защемления обеих торцовых зубчатых нарезок кольца 2 в соответствующих зубчатых нарезках фланцев 4.

1483142

Формула изобретения audÄ

10

При регулировке бокового зазора происходит некоторое радиальное смещение в зубча1гых муфтах, образованных торцовыми зубча-. тыми нарезками кольца 2 и фланцев 4, поэтому торцовые зубья кольца 2 и соответствующие впадины фланца 4 имеют равноширокий профиль по радиусу кольца.

На фиг. 5 приведен вариант выполнения прорезей во впадинах зубьев кольца 2,несущего зубчатый венец. Сквозные в радиальном направлении две прорези М и одна прорезь (минимальное количество) выполнены в осевом направлении глухими и с перекрытием b. Указанный вариант технологически проще приведенного на фиг. 3 и применяется к зубчатым колесам большого модуля, во впадинах зубьев которых можно разместить требуемые три паза, не повреждая при этом рабочих поверхностей ножек зубьев.

При использовании предлагаемой передачи вращательный момент поступает на колесо 8 и снимается с водила 9, блок из колец 1 и 2 закрепляется на корпусе за фланец кольца 1 (фиг. 1).

1. Планетарная передача с ограниченным боковым зазором, содержащая центральные зубчатые колеса с наружными и внутренними зубьями, сателлиты, установленные с возможностью радиального перемещения, отличающаяся тем, что, с целью повышения ре. сурса, увеличения крутильной жесткости и регулировки бокового зазора в процессе эксплуатации, по крайней мере одно из центральных колес выполнено из двух коаксиально установленных колец, сопрягаемых по коническим поверхностям с возможностью фиксации друг относительно друга, внутреннее кольцо представляет собой обод с зубьями, в котором выполнены глухие прорези, распо.ложенные встречно в областях впадин или радиально, или продольно с обоих торцов для взаимного перекрывания друг друга.

2. Передача по п. 1, отличающаяся тем, что на торцах кольца нарезаны торцовые зубья, являющиеся продолжением зубьев венца, а передача снабжена двумя фланцами с торцовыми зубьями для взаимодействия с соответствующими зубьями кольца, фиксированными от проворота относительно другого кольца.

20 3. Передача по п. 1, отличающаяся тем, что на торцах кольца нарезаны торцовые зубья, являющиеся продолжением зубьев венца, передача снабжена тремя фланцами, два из которых имеют торцовые зубья для взаимодействия с соответствующими зубьями кольца и зафиксированы от проворота первый относительно другого кольца, второй относительно третьего фланца, а последний установлен с возможностью проворота и последующей фиксации относительно другого

1483142

Видб

Фиг.Q

6и38

Фиг. б

Составитель М. Волков

Редактор A. О га р Техред И. Верее Корректор Н. Король

Заказ 2804/31 Тираж 721 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101 г

Планетарная передача с ограниченным боковым зазором Планетарная передача с ограниченным боковым зазором Планетарная передача с ограниченным боковым зазором Планетарная передача с ограниченным боковым зазором 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах машин, к которым предъявляются требования высокой крутильной жесткости и отсутствия люфтов

Изобретение относится к волновым механическим передачам и может быть использовано Б редукторостроении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано /Х, /S г в оеодля приводов с повышенной точностью

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к волновым механическим передачам и является усовершенствованием передачи по авт

Изобретение относится к машиностроению, к зубчатым передачам, а более конкретно, к планетарным зубчатым передачам

Изобретение относится к планетарным передачам

Изобретение относится к машиностроению, а именно к зубчатым планетарным передачам

Изобретение относится к механическим передачам и может быть использовано в электроприводах, например в приводах антенных систем РЛС для точного управления антенными колонками

Изобретение относится к зубчатым передачам и приводам на их основе

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при передаче больших усилий при вращении с высокой точностью угла поворота

Привод // 2067706
Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве электропривода, например, в космическом аппарате

Изобретение относится к машиностроению, а именно к планетарным передачам с выборкой зазоров

Изобретение относится к машиностроению
Наверх