Способ диагностирования зубчатых передач, смазываемых пластичным смазочным материалом

 

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам диагностирования узлов трения, например зубчатых передач, смазываемых пластичным смазочным материалом. Целью изобретения является упрощение способа и повышение производительности определения работоспособности зубчатых передач, смазываемых пластичным смазочным материалом, путем исключения использования сложной аппаратуры и проведения трудоемких исследований. Из впадин зубьев колеса, имеющего меньшую ширину зубчатого венца, берут пробу пластичного смазочного материала. Осуществляют микроскопический анализ пробы с целью определения объемного содержания продуктов срабатывания смазочного материала и частиц износа, по которому судят о работоспособности зубчатой передачи. 1 табл.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК д 11 4 G 01 N 3/56

3."КГ ;,1ЩР

11 11=.п? pi,!.н нл„11

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ материала. Отбор проб производяг с помощью специального скребка, спрофилированного по Аорме впадины зуба, или иглой. Осуществляют микроскопический анализ проб смазочного материала с целью определения объемного содержания продуктов срабатывания смазочного материала и частиц износа. Для этого пробу смазочного

3 материала (объемом не менее 1 мм ) наблюдают под микроскопом в проходящем свете при увеличении "200

400. Объемное содержание продуктов срабатывания и частиц износа определяется, например, как площадь инородных (темных) включений, отнесенная к общей площади изображения, В промышленных условиях возможно сравнение изображений исследуемых проб

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И OlHPblTHRM

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4287180/25-28 (22) 20.07.87 (46) 30.06.89. Бюл. N 24 (71) Ленинградский политехнический институт им.М.И.Калинина (72) В.И.Ргоров, П.Л.Ливотов, Y.È.ÊðHâoðóê, П.П.Селюта и А.П.Тюрин (53) 620.178.16 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 1385031, кл. 0 01 N 3/56, 1986. (54) СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ (57) Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам диагностирования узлов трения, например эубчатнх передач, смазыИзобретение относится к машиностроению, в частности к способам диагностирования узлов трения, например зубчатых передач, смазываемых пластичным смазочным материалом.

Цель изобретения — упрощение способа и повьппение производительности определения работоспособности зубчатых передач, смаэываемых пластичным смазочным материалом путем исключения использования сложной аппаратуры и проведения трудоемких исследований.

Способ осуществляют следующим образом.

С поверхностей зубьев, а именно из впадин зубьев колеса, имеющего меньшую ширину зубчатого венца, берут пробу пластичного смазочного

„„SU„„1490588 А1 ваемых пластичным смазочным материалом. Целью изобретения является упрощение способа и повышение производительности определения работоспособности зубчатых передач, смаэываемых пластичным смазочным материалом, путем исключения использования сложной аппаратуры и проведения трудоемких исследований. Из впадин зубьев колеса, имеющего меньшую ширину эуб— чатого венца, берут пробу пластичного смазочного материала. Осуществляют микроскопический анализ пробы с целью определения объемного содержания продуктов срабатывания смазочного материала и частиц износа, по которому судят о работоспособности зубчатой передачи. 1 табл.

149058 пластичного смазочного материала с эталонными пробами. После определения объемного содержания продуктов срабатывания и частиц износа оцени5 вается степень поврежденности смазочного материала. Экспериментально установлено, что при достижении объемным содержанием продуктов срабатывания и частиц износа в смазочном материале уровня, равного 50463, зубчатая передача требует повторного смазывания.

Пример. Для испытаний используют три идентичные планетарные пере- 15 дачи, выполненные по схеме 2К-Н, в которых все зубчатые колеса аэотированы и сателлиты имеют наименьшую ширину зубчатого венца. Параметры передач: модуль зацепления m = 0,8 мм; 20 числа зубьев центральных колес с внутренним зацеплением г = 130, внешним z = 20, сателлитов г = 55; при ширине зубчатых венцов В = 15 мм;

Во = 15 мм; В = 6 мм. Ресурсные ис- 25 пытания проводят на стендах с замкнутым силовым потоком. В процессе испытаний контролю подлежат следующие параметры: вращающий момент, нагружающий центральные колеса внутренне- 30 го зацепления, Т,; вращающий момент, подводимый к замкнутому контуру, Т частота вращения центральных колес г с внешними зубьями пд, время наработки передачи на отказ ñ .

В ходе проведения ресурсных испытаний поддерживают заданные величины вращающего момента в контуре Т,, частоты вращения и и периодически (через 0,5-2 ч) производят измерения 40 величины подводимого к контуру вращающего момента Т, характеризующего потери на трение в испытуемой передаче. Отказ в работе передачи фиксируют по увеличению момента Т на 507. 45 по отЪошению к его величине при работе стенда в установившемся режиме. Приработанные планетарные передачи промывают бензином, просушивают и смазывают пластичным смазочным материалом 1Ц1ЛТИИ-221. В процессе испытаний специальным скребком, 8 4 спрофилированным по форме впадины зуба, производят отбор проб смазочного материала из впадин зубьев сателлита и съемку их под микроскопом в проходящем свете при увеличении 200. Объемное содержание продуктов срабатывания и частиц изнашивания определяют на фотоснимках проб как площадь инородных (темных) включений, отнесенную к общей площади иэображения.

Результаты испытаний сведены в таблицу.

Проведенные испытания показывают, что объемное содержание продуктов срабатывания и частиц изнашивания составлят при половине ресурса передачи 25>SX, при наработке на отказ 50 8 . Это свидетельствует о воэможности применения предлагаемого способа для диагностирования работоспособности зубчатых передач, а также о том, что прекращение подпитывания граничной пленки на активных поверхностях зубьев наступает при накоплении в резервных зонах смаэочного материала примерно 50Х объемного содержания продуктов срабатывания и частиц изнашивания.

Формула изобретения

Способ диагностирования зубчатых передач, смазываемых пластичным смазочным материалом, заключающийся в том, что отбирают пробу смазочного материала и регистрируют его эксплуатационный параметр, по которому диагностируют передачу, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью упрощения способа и повышения его производительности, пробу смазочного материала отбирают из впадин зубьев колеса передачи, имеющего минимальную ширину зубчатого венца,. а в качестве эксплуатационного параметра регистрируют объемное содержание в смазочном материале продуктов его срабатывания и частиц износа путем микроскопического анализа пробы.

1490588

Режим работы

Об ъемное содержание

Ресурс,,ч продуктов срабатывания и частиц износа, Х

Скорость

0,5ь (р

Составитель Д.Пичугин

Редактор С.Лисина Техред Jt.Cåðäþêîâà Корректор Т.Малец

Заказ 3748/51 Тираж 789 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина,101

Напряжение в контакте колес а — с МПа

400

2000

82

26

54

Способ диагностирования зубчатых передач, смазываемых пластичным смазочным материалом Способ диагностирования зубчатых передач, смазываемых пластичным смазочным материалом Способ диагностирования зубчатых передач, смазываемых пластичным смазочным материалом 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к методам трибодиагностики

Изобретение относится к испытаниям на износ и может найти применение в прокатном производстве, а именно в оборудовании прокатных станов

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для исследования износостойкости кузов автомобилей, бункеров для хранения и транспортировки сыпучих материалов и т

Изобретение относится к испытаниям технологических смазок при пластической деформации материала

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для исследования изнашивания оснастки и деталей трубопроводов

Изобретение относится к машиностроению ,в частности, к испытаниям подшипников скольжения в гидрогазоабразивной среде

Изобретение относится к металлургии и может быть использовано для определения оптимальной температуры закалки порошковой быстрорежущей стали

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для изнашивания материалов при переменных скоростях скольжения

Изобретение относится к методам измерений и может быть использовано при оценке качества шлифовального инструмента

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к устройствам для испытания материалов на износ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при нанесении износостойких покрытий на трущиеся поверхности деталей, входящих во вращательные кинематические пары механизмов рабочих машин
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к проектированию, изготовлению, испытанию, эксплуатации, восстановлению и ремонту машин

Изобретение относится к испытаниям, в частности на термостойкость, и заключается в том, что поверхность испытываемого образца материала подвергают циклическому тепловому воздействию, включающему нагрев поверхности и последующее охлаждение, производя при этом контроль поверхности испытываемого образца материала

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к триботехническим испытания, в частности к способам получения циклической нагрузки при испытании на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к испытаниям на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике и предназначено для экспериментально-расчетного определения параметров фрикционной усталости поверхностей твердых тел, контактирующих теоретически по линии, например, пар трения типа зуб-зуб в зубчатых передачах, колесо -дорожное полотно
Наверх