Патент ссср 152906

 

Класс Н 02k; 21d, 60

Н 02k; 21d, 58о2 № 152906 <> 03>.", Гопy-,ip 11

1ГТКНЕ.ЕС1S a,ЪОТЕ1, ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Подписна» г/7унпа . тй 92

А. Б. Ш апиро

ТОКОПОДВОД К ОБМОТКЕ РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИг1Ы

Заявлено 16 октября 1961 г. за М 748187/24-7 в Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Опубликовано в «Бюллетене»зобретсний и товарнни знаков» ЛЪ 3 за !963 г.

Известнь1е токоподводы к обмотке ротора электрической машины с жидкостным охлаждением не обеспечивают непосредственного охлаждения токоподводящих шин и сложны в изготовлении, Так, в роторах, в которых жидкость обычно подводится по центральному аксиальному каналу, размещение токоподводов между обмоткой ротора и контактными кольцами, вынесенными за подшипник, представляет значительные трудности. Такие же затруднения возникают при размещении токоподводов в круглых аксиальных каналах, просверленных в кольцевом теле вала ротора (например, токоподводы Новосибирского турбогенераторного завода), или в кольцевом канале между внутренней поверхностью центрального аксиального канала вала ротора и наружной поверхностью трубы, вмонтированной в этот канал (см. заявку № 652998/24), Согласно изобретению, токоподводяшие шины предлагается выполнять открытыми с непосредственным омыванием их потоком охлаждающей жидкости. Такое выполнение токоподвода обеспечивает эффектив-, ное охлаждение шин и упрощает его конструкцию, так как отпадает необходимость применения экрана для отделения токоподвода от заполненных жидкостью каналов.

Для изолирования шин от вала может быть применен эластичный и непроницаемый для жидкости диэлектрик (резина, пластикат и т. п.), которым также могут быть герметизированы отверстия в вале ротора для выводов к обмотке и к контактным кольцам. В токоподводящих стержнях, электрически соединяющих шины токоподвода с обмоткой и контактными кольцами, могут быть выполнены каналы, по которым протекает охл аждающа я жидкость.

Л I 52906

На чертеже изображен токоподвод, расположенный между обмоткой ротора крупного турбогенератора и контактными кольцами, вынесенными за подшипник, и разрез токоподвода по А-А.

Шина токоподвода 1 при помощи токоподводящих стержней 2 и 3 и гаек . и 5 прижимается к поверхности центрального аксиального канала

Д вала ротора, 6: По поверхности канала протекает жидкость, охлаждающая ротор.

Изоляция изготовляется монолитной и напрессовывается из резины или пластиката 7 на шину и стержни токоподвода. Изоляция водонепроницаема, эластична и при ее сжатии создает уплотнение отверстий в вале для выводных стержней 2 и 8, предохраняющее от протекания жидкости. Кроме того, во избежание просачивания жидкости под изоляцию предусматривается дополнительное уплотнение выводных стержней кольцами 8 и 9 из эластичного материала, сжимаемыми гайками 4 и 5.

Поскольку может иметь место некоторое ослабление зажима уплотняющих колец 8 и 9, под них укладываются металлические кольца 10 и 11, центробежная сила которых при вращении ротора дополнительно сжимает уплотняющие кольца 8 и 9.

Стержень 8 соединяется гайкой 12 с полым выводом обмотки 18 ротора. Стержень 2 соединяется болтом 14 со стержнем 15, присоединенным непосредственно к шине контактного кольца 16. Все детали токоподводов имеют каналы, по которым протекает охлаждающая жидкость. Кольцевая канавка на поверхности болта 14 соединяет центральные осевые каналы в стержне 15 и на болту 14. Места резьбовых соединений могут быть дополнительно уплотнены пропайкой оловянистым припоем.

Канал шины токоподвода 1 открытый. Он образуется бортами изоляции или металла шины на поверхности, обращенной к оси вращения.

6анал заполняется жидкостью, вытекающей из обмотки и контактного кольца. жидкость удерживается в нем образующейся при вращении

i ен-.робежной силой. Сток ее начинается при перевыполнении канала. ь любом месте борт канала может быть понижен и сток жидкости будет происходить в этом месте. жидкость может подводиться непосредственно из напорного канала.

Для ограничения величины тока утечки по стекающей жидкости стенки образованного в шине канала могут быть изолированы или оголены в зависимости от условий охлаждения и от величины потенциала шины по отношению к валу. При относительно низком напряжении ротора турбогенератора не требуется производить изоляцию канала шины.

Предмет изобретения

1. Токоподвод к обмотке ротора электрической машнины с жидкостным охлаждением, служащий для электрического соединения обмоткисконтактными кольцами, вынесенными за подшипник, и выполненный в виде двух шин, которые расположены в центральном осевом канале ротора, служащем для пропуска охлаждающей жидкости, закреплены на стенке этого канала и отделены от вала слоем изоляции, отл и ч а ющ и i! с я тем, что, с целью упрощения его конструкции и улучшения охлаждения шин, последние выполнены открытыми и омываются потоком охл аждающей жидкости.

2. (окоподвод по и. 1, отличающийся тем, что для изолирования шин ог вала применен эластичный и непроницаемый для жидкости диэлектрик (например, резина или пластикат), которым также герметизиро¹ 152906 ваны отверстия в вале ротора для выводов к обмотке и к контактным кольцам.

3. Токоподвод по п.п. 1 и 2 для электрических машин с контактными кольцами, охлаждаемыми проточной жидкостью, о тл и ч а ю щ и и ся тем, что токоподводящие стержни, электрически соединяющие шины токоподвода C оомоткой II IiOHTBKTHblilIII KO lbUBMH, IIMeIOT KBH3Jlbl, IIO KOTOрым протекает охлаждающ;:я жидкость.

fZ

5

Ы !!

Со=-звптель Юфип

Редактор В. М. Паркес

По и. г

Tcxpe,I T. П. Курилка

Корректор А Фомина д к пен. 1о/3 11 63 r. Формат бум 7(i;,10.- / q Обьем 0,26 изд..Заказ 18%

ЦНИИIIN Государственного комитета по делам изобретений и сткрмтий СССР

Москва, Центр, проезд Серова, дом 4.

Кнргканская типография отдела издательств и полпграфингск.".й проммгнленности

Владимирского областного Уиравл«иия кул: турьи

Патент ссср 152906 Патент ссср 152906 Патент ссср 152906 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электромашиностроения ,в частности, к электрическим вентильным генераторам, используемым в качестве источника электропитания на автомобиле

Изобретение относится к области электротехники, в частности, к лампам накаливания

Изобретение относится к области радиоэлектроники и может быть использовано при монтаже радиоэлектронных компонентов

Изобретение относится к области конструктивного выполнения электрических машин, в частности к вращающимся преобразователям большой мощности

 // 400954
Наверх