Машина трения для оценки смазывающей способности смазочных материалов пары трения

 

Изобретение относится к машинои приборостроению. Целью изобретения является повышение точности оценки смазывающей способности смазочных материалов путем непрерывного удаления отработавшего смазочного материала с продуктами износа с поверхности трения и постоянной равномерной подачи свежего смазочного материала на поверхность трения. Машина трения содержит подвижный держатель 1 с приводом вращения, в котором закреплен элемент пары трения - дисковый контробразец 2, контактирующий с тремя неподвижными элементами пары трения - испытательными образцами 6, зафиксированными равномерно по окружности в неподвижном держателе 5, расположенном соосно с контробразцом 2, обладающими возможностью осевого перемещения. На том же расстоянии от оси вращения подвижного держателя 1 для каждого неподвижного испытательного образца 6 установлена питающая головка 11, изготовленная из антифрикционного материала, прижимаемая к поверхности трения дискового контробразца 2 нажимной пружиной 13. Через отверстие в питающей головке 11 исследуемый смазочный материал 16 подается на поверхность трения дискового контробразца 2 равномерным слоем, толщина которого зависит от расстояния между поверхностью трения контробразца 2 и торцом питающей головки 11. При этом передняя кромка питающей головки 11 выполнена в виде скребка, который обеспечивает удаление с поверхности трения отработавшего смазочного материала с продуктами износа. 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) (51) 4 G 01 N 3 56

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ а iz

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЦТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4283690/25-28 (22) 13.07.87 (46) 30.09.89. Бкл. 1> 36 (71) Таджикский политехнический институт (72) А.A.Äæàìàëoâ и А.А.Джамалов (53) 620.178.16 (088.8) (56) Синицын В.В. Пластичные смазки и оценка на качество. М.: Изд-во стандартов, 1975, с. 142. (54) MhlllHHA ТРЕНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ СМАЗЫВАЮ(11ЕЙ СПОСОБНОСТИ ИАТЕРИАЛОВ ПАРЫ

ТРЕНИЯ (57) Изобретение относится к машинои приборостроению. Целью изобретения является повышение точности оценки .смазывающей способности смазочных материалов путем непрерывного удаления отработавшего смазочного материала с

2 продуктами износа с поверхности трения и постоянной равномерной подачи свежего смазочного материала на поверхность трения. Иашина трения содержит подвижный держатель I с приводом вращения, в котором закреплен элемент пары трения — дисковый контробразец 2, контактирующий с тремя неподвижными элементами пары трения испытательными образцами 6, зафиксированными равномерно по окружности в неподвижном держателе 5, расположенном соосно с контробраэцом 2, обладающим возможностью осевого перемещения. На том же расстоянии от оси вращения подвижного держателя 1 для каждого неподвижного испытательного образца 6 установлена питающая головка Il, изготовленная из антифрикционного материала, прижимаемая к поверх3 l5l ности трения дискового контробразца 2 нажимной пружиной 13. Через отверстие в питающей головке 11 исследуемьп": смазочный материал 16 подается на поверхность трения дискового контроб— разца 2 равномерным слоем, толщина которого зависит от расстояния между

1635 4 поверхностью трения контробразца 2 и торцом питающей головки 1 ° При этом передняя кромка питающей головки 11 выполнена в виде скребка, который обе спечинает удаление с поверхности трения отработавшего смазочно ro материала с продуктами износа. 3 ил.

Изобретение относится к машино- и приборостроению, а именно к установкам для триботехнических испытаний материалов, в частности смазочных материалов пары трения.

Цель изобретения — повышение точности оценки смазывающей способности смазочных материалов путем непрерывного удаления отработавшего смазочного материала с продуктами износа с поверхности трения и постоянной равномерной подачи свежего смазочного ма25 териала на поверхность трения.

На фиг.l изображена схема машины трения; на фиг. 2 — разрез Л-А на фиг.l; на фиг.3 — разрез Б-Б на фиг.l.

Машина трения содержит подвижный 30 держатель 1 с приводом его вращения, выполненный в виде диска, на торцовой поверхности которого закреплен элемент пары трения — дисковый контробразец 2. Держатель 1 установлен в подшипниках 3 и возможностью восйриятия осевой нагрузки посредством упорного подшипника 4. Неподвижный держатель 5, в котором равномерно по окружности зафиксированы три неподвиж- 40 ных элемента пары трения — испытательных образца 6, установлен с воз— можностью осевого перемещения и через толкатель 7, установленный в крышке 8 корпуса 9, связан с механизмом 10 на- 45 гружения. Передача усилия от толкателя 7 к неподвижному держателю 5 выполнена в виде первого сочленения, чем достигается соосность и самоустановка образцов 6 относительно

50 контробразца 2. В неподвижном держа— теле 5 для каждого образца 6 установлены три питающие головки 1, причем их установка произведена посредством ронштейна 12 и нажимной пружины 13 на том же расстоянии от оси вращения, что и образцы 6, но смешены относительно них на угол Ы, . Благодаря применению нажимной пружины 13 достига1 ется непрерывное прижатие питающей головки 11 к поверхности трения контробразца 2. С целью максимального уменьшения трения между контробразцом 2 и питающей головкой l питающая головка 11 изготовлена из антифрикционного материала. В питающей. головке 11 предусмотрено отверстие для подачи исследуемого смазочного материала на поверхность трения контробразца 2, а ее передняя кромка выполнена в ьиде скребка для удаления отработавшего смазочного материала с продуктами износа с поверхности трения.

Посредством трубопроводов 14 все питающие головки 11 соединены с поршневым смазконагнетателем 15, во внутренней полости которого находится исследуемьн1 смазочный материал 16. Перемещение поршня 17 смазконагнетателя

15 осуществляется усилием винтового пресса 18, ходовой винт 19 которого приводится во вращение через муфту 20 и редуктор 21 электродвигателем 22.

Машина трения работает следующим образом.

Предварительно в подвижный держатель 1 устанавливают дисковый контробразец 2, а в неподвижный держатель

5 — испытательные образцы 6. Затем на поверхность трения дискового контробразца 2 наносят равномерный слой исследуемо го смазочно ro материала 16.

Поршневой смазконагнетатель 15 заполняют исследуемым смазочным материалом 16, устанавливают в винтовой пресс 18 и посредством трубопровода

14 соединяют с питающей головкой 11.

Включают электродвигатель 22 винтового пресса 18, в результате чего исследуемый смазочный материал 16 выдавливается из внутренней полости поршневого смазконагнетателя 15 и по трубопроводу 14 поступает в питающую головку 11. По мере выхода исследуе5 151 мого смазочного материала 16 из отверстия питающей головки 11 производят установку неподвижного держателя

5 вместе с испытательными образцами

6 во внутреннюю полость корпуса 9.

Устанавливают крышку 8 совместно с толкателем 7 и нагружают испытательные образцы 6 осевым усилием при помощи механизма IO нагружения. При этом (благодаря шаровому сочленению толкателя 7 с неподвижным держателем 5) происходит самоустановка испытательных образцов 6 относительно контробразца 2. Включают привод вращения подвижного держателя I, в котором расположен дисковый контробразец

2, при этом происходит трение испытательных образцов 6 по контробразцу

2. При вращении дискового контробраэца 2 питающая головка ll, прижатая к поверхности трения нажимной пружиной

I3, своей передней кромкой, выполненной в виде скребка, удаляет с поверхности трения отработавший смазочный материал с продуктами износа. Одновременно исследуемый смазочный материал 16, выходящий из отверстия пи1635 6 тающей головки 1 1, постоянно наносится равномерным слоем на поверхность трения дискового контробразца 2, причем толщина этого слоя зависит от расстояния между поверхностью трения дискового контробразца 2 и торцом питающей головки I 1 (фиг. 3) .

Формула изобретения

Машина трения для оценки смазывающей способности смазочных материалов .пары трения, содержащая неподвижный

15 держатель одного из элементов пары трения, держатель другого элемента пары трения с приводом его вращения, механизм нагружения, поршневой смазконагнетатель и связанную с ним пи- .

20 тающую головку, предназначенную для подачи исследуемого. смазочного материала на поверхность трения, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения .точности оценки, питаю25 щая головка выполнена из антифрикционного материала и имеет скребок и пружину, предназначенную дпя его поджатия к поверхности трения.

Фиг. 1

15! 1б35

Составитель Д.Пичугин

Редактор А.Ренин Техред И.Верес Корректор Л.Патай б

Заказ 5895/46 Тираж 789 Подписное

ВНИКПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при.ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Машина трения для оценки смазывающей способности смазочных материалов пары трения Машина трения для оценки смазывающей способности смазочных материалов пары трения Машина трения для оценки смазывающей способности смазочных материалов пары трения Машина трения для оценки смазывающей способности смазочных материалов пары трения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для исследования фрикционного контакта пары трения

Изобретение относится к испытанию материалов на износ

Изобретение относится к трибоиспытаниям материалов

Изобретение относится к обработке металлов давлением , в частности, к способам определения толщины слоя смазки при горячей штамповке

Изобретение относится к животноводству и может быть использовано для оценки технологичности крупного рогатого скота при индустриальных способах содержания

Изобретение относится к области трибологии

Изобретение относится к трибологии

Изобретение относится к методам измерений и может быть использовано при оценке качества шлифовального инструмента

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к устройствам для испытания материалов на износ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при нанесении износостойких покрытий на трущиеся поверхности деталей, входящих во вращательные кинематические пары механизмов рабочих машин
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к проектированию, изготовлению, испытанию, эксплуатации, восстановлению и ремонту машин

Изобретение относится к испытаниям, в частности на термостойкость, и заключается в том, что поверхность испытываемого образца материала подвергают циклическому тепловому воздействию, включающему нагрев поверхности и последующее охлаждение, производя при этом контроль поверхности испытываемого образца материала

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к триботехническим испытания, в частности к способам получения циклической нагрузки при испытании на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к испытаниям на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике и предназначено для экспериментально-расчетного определения параметров фрикционной усталости поверхностей твердых тел, контактирующих теоретически по линии, например, пар трения типа зуб-зуб в зубчатых передачах, колесо -дорожное полотно
Наверх