Коробка передач транспортного средства

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым на тракторах, бульдозерах и аналогичных самоходных машинах. Цель изобретения - повышение безопасности и улучшение условий эксплуатации. Коробка передач транспортного средства содержит распределитель 13 с поперечным пазом 24 для охвата конца 23 рычага 20 управления, установленного средней частью на шарнире 21. Муфта 8 связана системой тяг 26 с рычагом 20, причем в последней тяге выполнен продольный паз 25, а рычаг управления снабжен ограничительной кулисой 27 с фигурной прорезью 28, наклонная составляющая которой соединяет две продольные составляющие, выполненные с возможностью взаимодействия с рычагом управления. Для обеспечения режима быстрого реверсирования транспортного средства рычаг 20 перемещается по наклонной составляющей прорези 28 от горизонтальной составляющей. При этом за счет взаимодействия нижней части рычага 20 с пазом 25 посредством муфты 8 с выходным валом 2 соединяется солнечная шестерня 5, а в распределителе 13 одновременно включается позиция 15, что соответствует включению тормоза 10, т.е. остановке транспортного средства. 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1533885 (51) 5 В 60 17 08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А8ТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

E ..- г»:;;.:, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

llO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4377888/31-11 (22) 16.02.88 (46) 07.01.90. Бюл, № 1 (71) Белорусский политехнический институт (72) О. К. Довнар, П. А. Стецко, А. Т. Скойбеда и А. А. Черкас (53) 629.111 (088.8) (56) Патент США № 3799003, кл. F 16 Н 57/10, 1974. (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым на тракторах, бульдозерах и аналогичных самоходных машинах. Цель изобретения — повышение безопасности и улучшение условий эксплуатации. Коробка передач транспортного средства содержит распределитель. 13 поперечным пазом 24 для охвата конца 23 рычага 20 управления, установленного сред2 ней частью на шарнире 21. Муфта 8 связана системой тяг 26 с рычагом 20, причем в последней тяге выполнен продольный паз 25, а рычаг управления снабжен ограничительной кулисой 27 с фигурной прорезью 28, наклонная составляющая которой соединяет две продольные составляющие, выполненные с возможностью взаимодействия с рычагом управления.

Для обеспечения режима быстрого реверсирования транспортного средства рычаг 20 перемещается по наклонной составляющей прорези 28 от горизонтальной составляющей. При этом за счет взаимодействия нижней части рыча а 20 с пазом 25 посредством муфты 8 с выходным валом 2 соединяется солнечная шестерня 5, а в распределителе 13 одновременно включается Я пози ци я 15. что ссютветствует включен и ю тормоза 10, т, е. остановке транспортного средства. 3 ил.

С::

1533885

Формула изобретения

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым на тракторах, бульдозера х и аналогичных са маходных ма шина х.

1делью изобретения является повышение безопасности и улучшение условий эксплуатации.

На фиг. 1 приведена схема предлагаемой коробки передач транспортного средства; на фиг. 2 — ограничительная кулиса рычага управления; на фиг. 3 связывающее устройство механизма управления.

Коробка передач транспортного средства содержит входной 1 и выходной 2 валы, планетарный механизм 3, включающий коронную шестерню 4, связанную с входным валом 1, две солнечные шестерни 5 и 6 и водило 7, муфту 8 для выборочной связи выходного вала 2 с водилом 7 или солнечной шестерней 5, фрикционные тормоза 9 и 10 и муфту 11, предназначенные для выборочной связи солнечных шестерен 5 и 6 с корпусом 12 и пп для блокировки планетарного механизма 3, распределитель 13 с позициями

14 — 16, установленный между источником 17 рабочей жидкости и гидробаком 18 с одной стороны и гидролиниями 19 управления фрикционными элементами 9 — 11 с другой, и рычаг 20 управления, установленный своей средней частью 21 на шарнире 22. В качестве фрикционных элементов 9 — 11 для связи солнечных шестерен 5 и 6 с корпусом 12 или блокировки планетарного механизма 3 возможно применение и двух муфт с тормозом, а также возможно и несоосное расположение выходного вала 2 с муфтой 8 по отношению к планетарному механизму 3. Для охвата конца?3 рычага 20 управления, распределитель 13 снабжен поперечным пазом 24, а муфта 8 — продольным пазом 25, связанным с муфтой 8 посредством рычажно-тяговой системы 26, а рычаг 20 управления снабжен ограничительной кулисой 27 с И-образной прорезьк 28, выполненная под углом составляющая 29 которой, соединяющая две продольные составляющие 30 и 31, расположена относительно рычага 20 в позиции 14 распределителя 13 при связи муфтой 8 с выходным валом 2 водила 7 (фиг. 1) и в позиции 15 распределителя !3 при связи муфтой 8 с выходным валом 2 солнечной шестерни 5.

Предлагаемая коробка передач транспортного средства работает следук>щим образом.

В положении рычага 20 управления для обеспечения режима ступенчатого изменения скорости прямого движения транспортного средства (фиг. 1) с выходным валом 2 посредством муфты 8 связано водило 7, а в распределителе 13 включена позиция 14, что соответствует связи посредством тормоза 9 с корпусом 12 солнечной шестерни 6 и включению в коробке передач низшей передачи. Для увеличения скорости движения транспортного средства рычаг 20 управления перемещается по составляющей 30 прорези 28 влево, при этом за счет взаимодействия его конца 23 с пазом 24 первоначально в распределителе 13 включается позиция 15, что соответствует связи посредством тормоза 10 с корпусом 12 солнечной шестерни 5 и включению в коробке передач средней передачи. Затем в распределителе 13 включается позиция 16, что соответствует блокировке планетарного механизма 3 посредством муфты 11 и включению в коробке передач высшей передачи.

Для обеспечения режима быстрого реверсирования направления движения транспортного средства рычаг 20 управления перемещается по «а клон ной составляющей 29 прорези 28 от горизонтальной составляющей

30 к другой горизонтальной составляющей 31

При этом за счет взаимодействия нижней части рычага 20 с пазом 25 посредством муфты 8 с выходным валом 2 связывается солнечная шестершня 5 и за счет взаимодействия конца 23 рычага 20 с пазом 24 в распределителе 13 включается позиция 15, что соответствует включению тормоза 10, т. е. остановке транспортного средства. Для движения транспортного средства вперед рычаг

20 управления перемещается по составляющей 31 прорези 28 назад, что соответствует включению позиции 14 распределителя 13 и связи с корпусом 12 солнечной шестерни 6.

Коробка передач транспортного средства, содержа гцая входной и выходной валы, планетарный механизм, включающий коронную шестерню, связанную с входным валом, две солнечные шестерни, волило, зубчатую муфту, предназначенную для выборочной связи выходного вала с водилом или с солнечной шестерней, имеющей меньшее число зубьев, фрикционные устройства для выборочной связи солнечных шестерен с корпусом или блокировки планетарного механизма, трехпозиционный гидроуправляемый распределитель с рейкой, установленный между источником рабочей жидкости с одной стороны и гидролиниями управления фрикционными элементами с другой стороны, рычаг управления с нижним концом, отличающаяся тем, что, с целью повышения безопасности и улучшения условий эксплуатации, она снабжена ограничительной кулисой с фигурной прорезью, состоящей из двух продольных и наклонной составляющих, соединенных между собой, системой тяг, связывающих зубчатую муфту с рычагом управления, 1533885

Составитель А. Варыков

Редактор И.Дербак Техред И. В(рес Корректор О. 11нплс

Заказ 13 Тираж 417 1!о н)ионов

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открыл нь): нри ГKHT С(ГСР

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., л. 4.5

Производственно-издательский комбинат «Патент». г. Ужгоро((, i.л. Гагари)ик 101 причем в последней из тяг выполнен продольный паз с возможностью взаимодействия с нижним концом рычага, шарнирно установленного в кулисе, при этом рейка распределителя выполнена с поперечным пазом, размещенным с возможностью взаимодействия с нижним концом рычага управления.

Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач самоходных машин типа тракторов и аналогичных транспортных средств

Изобретение относится к трансмиссиям транспортных машин

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к ступенчатым, переключаемым под нагрузкой коробкам передач, используемым на таких транспортных средствах как тракторы и аналогичные самоходные машины

Изобретение относится к транспортному машиностроению , в частности, к коробкам передач тракторов

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению , в частности, к коробкам передач, используемым, например, в тракторах и аналогичных самоходных машинах

Изобретение относится к автотракторостроению и может быть использовано в трансмиссиях дорожных и строительных машин, преимущественно тракторов

Изобретение относится к самоходным машинам и предназначено преимущественно в качестве узла для гидромеханических трансмиссий тракторов и их модификаций

Изобретение относится к железнодорожному транспорту ,в частности, к тяговому приводу локомотива

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается выполнения трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к бесступенчатой трансмиссии для автомашин, тракторов и других транспортных средств, и может быть использовано в различных установках, где требуется плавное изменение передаточного отношения

Изобретение относится к сложным трансмиссиям "5х2" для транспортных средств

Изобретение относится к механическим трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено, в частности, в приводе хода экскаватора

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств, и может быть использовано в различных колесных и гусеничных машинах
Наверх