Червячная передача со смазкой

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в силовых приводах с червячными передачами. Целью изобретения является повышение несущей способности и КПД передачи путем создания гарантированного смазочного зазора между активными поверхностями червяка и колеса. В червячной передаче цилиндрический червяк 1, осевой профиль витков которого расположен вне делительного цилиндра радиуса R<SB POS="POST">1</SB>, находится в зацеплении с червячным колесом 2. Осевой профиль витка червяка 1 состоит из прямолинейного участка и плавно сопряженного с ним участка головки витка, выполненного по дуге окружности. При подводе принудительной смазки в зону контакта точка подачи принудительной смазки на активной поверхности зуба колеса 2 совмещена с точкой сжатия полости 3 со смазкой и является точкой выхода оси канала 8 на активную поверхность зуба. Точка сжатия полости 3 со смазкой (при отсутствии подвода смазки) смещена в сторону выхода витка червяка 1 из зацепления относительно средней торцовой плоскости колеса на величину L, вычисляемую по формуле, приведенной в тексте описания изобретения. 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВтО1 СКОМ СВИДЮЕЛЬЕтВМ

OCV4APCTBEHHblA HQMHTET

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ П(НТ СССР (21) 4411645/25-28 (22) 29.02.88 (46) 15,01.90. Бюл, t . 2, (72) С.А.Лагутин, А.В.Верховский и А.И.Сандлер (53) 621.833(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

tf 257246, wa. F 16 H 1/16, 1968.

;(54) ЧЕРВЯЧНАЯ ПЕРЕДАЧА СО СМАЗКОЙ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в силовых привоДах с червячными передачами. Целью изобретения является повышение несущей способности и КПД передачи путем создания гарантированного смазочного зазора между активными поверхностями червяка и колеса, В червячной передаче цилиндрический червяк 1, осевой профиль витков которого расположен вне делительного ци„„SU„„1536102 А 1 (51) 5 F 16 Н 1/16

2 линдра радиуса Р,, находится в зацеплении с червячным колесом 2, Осевой профиль витка червяка 1 состоит из прямолинейного участка и плавно сопряженного с ним участка головки витка, выполненного по дуге окружности.

При подводе принудительной смазки в зону контакта точка подачи принудительной смазки на активной поверхности зуба колеса 2 совмещена с точкой сжатия полости 3 со смазкой и является точкой выхода оси канала 8 на активную поверхность зуба, Точка.сжатия полости 3 со смазкой (при отсутствии подвода смазки) смец ена в сторону выхода витка червяка 1 из зацепления относительно средней торцовой плоскости колеса на величину 1, вычисляемую по формуле, приведенной в тексте описания изобретения. 3 ил, 4

2к (a> — R,cosy) + f(R„- Р,) ctpk, + 0,5mz, ц>), з 153610

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в силовых червячных приводах.

Целью изобретения является повышение несущей способности и КП/! переда, чи путем создания гарантированногс смазочного зазора между активными поверхностями червяка и колеса.

На фиг.1 показано осевое сечение червячной передачи без принудительной подачи смазки; на фиг.2 - проекция линий контакта на боковую поверхность ., витка червяка; на фиг.3 - осевое се, чение червячнОЙ передачи с принуди15

: тельной подачей смазки„

Червячная передача состоит из цилиндрического червяка 1, осевой профиль витков которого расположен вне

?О .,делительного цилиндра червяка 1 и чер--0 вячного колеса 2, Осевой профиль вит, ка червяка 1 состоит из прямолинейного участка произвольной высоты и плавно сопряженного с ним участка головки витка, выполненного по дуге окружности. Зубья червячного колеса

2, сопряженного с витками червяка 1, . Образуют полость 3 со смазкой, ограниченную замкнутыми линиями. контакта, проекции 4 которых на боковой поверх- З0 ности витка червяка 1 показаны на фиг.2. Размеры полости 3 со смазкой

1. где а, — межосевое расстояние передачи;

g= arcsin l/Р„ — угловое смещение точки с> атия пОлости сО смаэ 40 кой относительно средней торцовой плоскости колеса.

В случае .принудительного подвода смазки (фиг.3) смазка от маслораспределителей (не показаны) поступает 4e- 45 рез каналы 7, 8 на активную поверхность зуба колеса в полость 3, которая сжимается до проекции 4, и затем в точку К, На фиг.3 червячная передача со смазкой показана на примере передачи с неплавными замкнутыми линиями контакта.

В процессе работы витки червяка 1 зацепляются с зубьями колеса 2 и меж55 ду их активными поверхностями создается полость 3 со смазкой, которая сжимается до проекции 4 и затем в точку К, Износ зубьев и витков при этом изменяются в процессе зацепления до положения 5, сжимаясь в точку К. Од но из промежуточных положений полос- ти 3 со смазкой характеризуется мгновенной линией 6 контакта (фиг.2) .

При подводе по каналу 7 принудительной смазки s зону контакта точка

К подачи принудительной смазки на активной поверхности зуба колеса совмещена с точкой сжатия полости 3 со смазкой и является точкой выхода оси канала 8 на поверхность зуба, Точка К сжатия полости 3 со смазкой смещена относительно средней торцовой плоскости колеса 2 на его зубе в сторону выхода витка червяка 1 из зацепления на величину

1 = m z „(R к — R, ) /2Р, tg os<, где m и z, — соответственно модуль и число заходов червяка, R радиус делительного цилиндра червяка, Rk — радиус цилиндра червяка, проходящего через точку сжатия полости со смазкой, ь к — угол профиля витка червяка в точке сжатия полости со смазкой, и расположена на поверхности зуба колеса относительно оси колеса на расстоянии сводится к минимуму в результате жидкостного трения, При наличии принудительной подачи смазки через каналы 7, 8 эффективность передачи существенно возрастает, Точное определение точки сжатия полости со смазкой позволяет повысить точность расчета и тем самым нагруэочную способность передачи и гарантированно вывести канал 8 принуди- тельной подачи смазки на эуб колеса в точке сжатия полости 3.

Формула и з о б р е т е н и я

Червячная передача со смазкой, содержащая цилиндрический червяк, осевой профиль витков которого расположен вне делительного цилиндра червяка и состоит из прямолинейного участка и плавно сопряженного с ним участка головки витка, выполненного по дуге окружности, и червячное колесо, соE 536102

Rgk = (aw - R cos4r) + DR„- R,) ctgaC„+ 0,5mz,ygз

5 пряженное с червяком по замкнутой кривой, огра ни чи вающей полос т ь для ,смазки, отличающаяся тем, что, с целью повышения несущей спос собности и КПД передачи, точка сжатия полости для смазки на каждом зубе колеса смещена в сторону выхода витка червяка из зацепления относительно средней торцовой плоскости колеса на величину 1

1 = m z i (В к — R, ) /2R, tga„þ где m u z — соответственно модуль и

t число заходов червяка, где а,„- межосевое расстояние передачи, y= arcsin 1/R — угловое смещение тбч20 ки сжатия полости со смазкой относительно средней торцовой плоскости колеса, а в случае подвода принудительной

R, — радиус делительного цилиндра червяка

R — радиус цилиндра червяка, проходящего через точку сжатия полости со смазкой; ю к — угол профиля витка червяка в точке сжатия полости со смазкой, и расположена на поверхности зуба колеса относительно оси колеса на расстоянии: сма з ки в зону конта к та в каждом зубе колеса выполнены каналы и точка сжатия полости для смазки на каждом зубе совмещена с точкой пересечения оси канала в теле этого зуба с его активной поверхностью.

1536102

Составитель Г.Матвеев

Редактор О.Спесивых Техред М.Ходаяи Корректор O.йипле Заказ 95 Тираж 486 Подписное

8НИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат Патент, r.Óæãîðîä, ул.Гагарина, 101

Червячная передача со смазкой Червячная передача со смазкой Червячная передача со смазкой Червячная передача со смазкой 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в силовых и кинематических приводных устройствах.Целью изобретения является повышение несущей способности, технологичности и КПД

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механических передачах с широким диапазоном передаточных отношений

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению, к зубчатым передачам

Изобретение относится к общему машиностроению и предназначено для использования в приводах с волновыми передачами

Изобретение относится к волновым зубчатым редукторам с кулачковым генератором волн

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в силовых червячных передачах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в прецизионных станках

Изобретение относится к машиностроению и приборостроению, в частности к волновым зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Редуктор // 2109186
Изобретение относится к машиностроению, в частности касается приводов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах станков и мотоблоков

Изобретение относится к машиностроению, в частности к редукторостроению, и может быть использовано в любой отрасли народного хозяйства как передаточный механизм общемашиностроительного применения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании планетарных редукторов для машин и оборудования
Наверх