Стенд для контроля (газо) гидродинамических опор электродвигателя

 

Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения - повышение точности контроля /газо/ гидродинамических опор электродвигателя. Испытуемый электродвигатель, содержащий статор 1, ротор 2, торцовую 3 и радиальные 4 /газо/ гидродинамические опоры, размещен в узле установки 26 корпуса стенда 27. Источник питания электродвигателя 5 связан с регулятором 8. На валу электродвигателя установлен диск с юбкой 9, имеющий токопроводящее кольцо 10, соприкасающееся с датчиком контактирования 11, связанным с блоком регистрации 14, позволяющим фиксировать нарушение нормальной работы опор электродвигателя. Механизм осевого и радиального нагружения опор состоит из четного числа электромагнитов 15, создающих нагружение опор в осевом направлении, и электромагнитов 16, создающих нагружение опор в радиальном направлении. Управление электромагнитами 15 и 16 осуществляется с помощью коммутирующего устройства 17 и регулируемыми источниками 19 и 21, управляемыми задатчиком 22 уровня нагрузки. Стенд может содержать датчик угла поворота диска, состоящий из излучающего диода 23 и фотоприемника 24. Стенд позволяет в широких пределах и в различных комбинациях нагружать подшипниковые опоры испытываемого электродвигателя и предназначен для выходного контроля, а также входного контроля электродвигателей на предприятии

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

А1

О11ИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И (ЛНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4338665/24-07 (22) 08.! 2. 87 (46) 23,02.90.Бюл, У 7 (72) А,В.Данилевский, А.В,Метельский

Г.Б,Михайлов, В,В,Путников и В.Б,Уваров (53) 62 1.3 13.04 (088. 8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 1247705, кл. G 01 M 13/04, 1986. (54) СТЕНД ДЛЯ КОНТРОЛЯ (ГАЗО) ГИДРОДИНАМИЧЕСКИХ ОПОР ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ (57) Изобретение относится к электромашиностроению, Цель изобретения— повышение точности контроля (газо) гидродинамических опор электродвигателя, Испытуемый электродвигатель, содержащий статор 1, ротор 2, торцовую 3 и радиальные 4 (газо) гидродинамические опоры, размещен в узле установки 26 корпуса стенда 27, Источник питания электродвигателя 5 связан с регулятором 8. На валу электродвигателя установлен диск с юбкой 9, 9, имеющий токопроводящее кольцо 10 соприкасающееся с датчиком контакти„„SU„„f 545296 (51)5 Н 02 К 15/00у С 01 M 13/04

2 рования 11, связанным с блоком регистрации 14, позволяющим фиксировать нарушение нормальной работы опор электродвигателя, Механизм осевого и радиального нагружения опор состоит из четного числа электромагнитов 15, создающих нагружение опор в осевом направлении, и электромагнитов 16, создающих нагружение опор в радиальном направлении, Управление электромагнитами 15 и 16 осуществляются с помощью коммутирующего устройства

17.и регулируемыми источниками 19 и

21, управляемыми задатчиком 22 уровня нагрузки, Стенд может содержать датчик угла поворота диска, состоящий из излучающего диода 23 и фотоприемника 24, Стенд позволяет в широких пределах и в различных комбинациях нагружать подшипниковые опоры испытываемого электродвигателя и предназначен для выходного контроля, а также входного контроля электродвигателей на предприятии-потребителе.

1 з,п. ф-лы, — I ил, 1545296

Изобретение относится к электромашиностроению и к контрольно-измерительной технике, а именно к устройствам контроля состояния подшипников электродвигателей, Цель изобретения — повышение точности контроля.

На чертеже представлена функцио" нальная схема устройства, I0

Испытуемый электродвигатель содержит статор 1, ротор 2, торцовую 3 и радиальные (газо) гидродинамические опоры 4 вращения, выполненные из э электропроводящего материала. Источ— ник S питания электродвигателя связан с датчиком б частоты вращения через измеритель 7 частоты вращения и регулятор 8, На валу электродвигателя установлен диск с юбкой 9, выполненной из магнитомягкого материала и имеющий токопроводящее кольцо

10 соприкасающийся с первым датчиком

11 контактирования, между которым и вторым датчиком 12 контактирования установленным на статоре 1, включены блоки питания 13 и регистрации 14 контактирования, Механизм осевого и радиального нагружения опор состоит из электромагнитов I5, ра=положенных якорями к внешней и внутренней сторо нам диска попарно, симметрично относительно оси вращения, электромагнитов 16, установленных по окружности с наружной стороны юбки диска якорями. по оси, перпендикулярной оси вращения, На чертеже условно показаны четыре электромагнита из числа и: ,цва из которых, .имеющие обозначения

Y„ è Y „ „, предназначены для созда-,10 ния осевой нагрузки, направленной по оси вращения к фланцу электродвигателя, другие два, имеющие обозначения Y „ и Y „, предназначены для создания осевой нагрузки, направленной по оси вращения от фланца электродвигателя, На чертеже условно показан один электромагнит из числа m, обозначенный 7 и предназначенный, для создания. радиальной нагрузки.

Обмотки электромагнитов 15 подключены через ключи 17 коммутирующего .,устройства 18 к выходу регулируемого источника 19 питания, причем обмотка каждого электромагнита подключена че55 рез свой ключ, Аналогично обмотки электромагнитов 16 подключены через ключи 20 коммутирующего устройства 18 к выходу другого регулируемого источника 21 питания, Управляющие входы источников 19 и 21 питания подключены к выходам блока 22 задатчика уровня нагрузки. Каждый из управляющих вхоцов ключей 17 (в количестве 2п по числу электромагнитов) и ключей

20 (в количестве m по числу электромагнитов) подключен к соответствующему выходу блока 22 задатчика уровня нагрузки.

Устройство может быть снабжено датчиком угла поворота диска, состоящего из излучающего диода 23 и фотоприемника 24, На часть окружности юбки диска нанесен сигнальный сектор, например, в виде белой полосы на черном фоне, Выход фотоприемного устройства через усилитель 25 связан с управляющими входами ключей

20, которые включены в цепи питания обмоток электромагнитов из числа m

Испытуемый электродвигатель размещен в узле установки 26 корпуса стенда 27, (Устройство работает следующим образом„

При подаче напряжения питания на испытываемый электродвигатель, например с,газодинамическими подшипниками, его ротор 2 начинает вращаться, и между втулками и шипами радиаль ных опор 4, и между подпятником и торцовой опорой ротора 3 возникает устойчивый газовый смазывающий слой, Газодинамический режим работы опор характеризуется полным разделением поверхностей вращения от неподвижных частей опор . При этом блок 14 ре" гистрации, связанный с датчиками 11 и 12 контактирования покажет отсутствие электрической связи между ротором и корпусом двигателя. С помощью регулятора 8 по сигналам датчика б частоты вращения, устанавливается напряжение питания П„„ двигателя, при котором. частота его вращения равна контрольной частоте, установленной в технической документации на электродвигатель, Нагружение опор электродвигателя заданной односторонней осевой нагрузкой осуществляется следующим образом, От блока 22 задат чика уровня нагрузки управляющий сигнал поступает на регулируемый источник 19 питания и на управляющие входы ключей 17, что определяет, как величину тока в катушках 15 электро1545296 магнитов, так и количество включенных электромагнитов из числа и, Нагружение опор электродвигателя заданной радиальной нагрузкой осу5 ществляется следующим образом, От блока 22 задатчика нагрузки управляющий сигнал поступает на регулируемый источник 21 питания и на управляющие входы ключей 20, что опре10 деляет величину тока в катушках 16 электромагнитов и количество включенных электромагнитов из числа m в пределах углового сектора 0-180 .

Может быть осуществлено одновре- )5 менное нагружение опор электродвигателя осевой и радиальной нагрузками в различных комбинациях. О работе газодинамических опор судят по пока- заниям блока 14 регистрации контакти- 20 рования. Отсутствие электрического контакта между подвижными и неподвижными частями опор свидетельствует об удовлетворительном работе подшипниковых опор электродвигателя в задан- 25 ных режимах испытаний.

В режиме дисбаланса нагрузки устройство работает следующим образом, При вращении вала электродвигате- 30 ля с постоянной частотой, по сигналу датчика 24 угла поворота, длительность которого определена углом сигнального сектора на юбке диска, с помощью ключей 20 обмотки электромагнитов 16 (из числа m) расположенных равномерно по окружности юбки диска подключается последовательно друг за другом к источнику 21 питания, создавая соответствующие радиальные усилия,4p воздействующие на вал электродвигателя, Возникающая при данном режиме работы нагрузка равносильна установке на вал двигателя неуравновешенной массы и приводит к появлению неурав- 45 новешенной центробежной силы, воздействующей на диск, Изменняя величину тока в обмотках электромагнитов 16 с помощью блока 22 задатчика уровня нагрузки можно изме- 60 нять и величину дисбаланса диска, В (газо) гидродинамических подшипниках центр шипа осписывает кривую подвешенного равновесия, близкую к эллипсу, Амплитуда колебаний шипа под-55 шипника относительно центров втулок

I зависит как от частоты вращения и ра. диальной нагрузки на опору, так и от величины дисбаланса в опоре, Благодаря жесткости смазочного слоя рабочего тела (газо ) гицродинамические подшипники обладают демпфирующей способсностью, позволяющей им противостоять дисбалансу нагрузки до определенной величины, при превышении которой опора теряет устойчивость.

Таким образом, с помощью предлагаемого устройства можно в широких пределах и в различных комбинациях (в том числе в режиме дисбаланса) нагружать подшипниковые опоры испытываемого электродвигателя, устройство предназначено для контроля качества подшипниковых узлов электродвигателей с (газо 1 гидродинамическими опорами на этапах изготовления, выходного контроля, а также при входном контроле электродвигателей на предприятии-потребителе.

Формула изобретения

1. Стенд для контроля (газо) гидродинамических опор электродвигателя, содержащий механизм осевого и радиального нагружения опор, датчики контактирования с блоком питания и блоком регистрации, о т л и ч а ю щ и и - с я тем, что, с целью повышения точности контроля, стенд снабжен диском с юбкой, выполненным из магнитомягкого материала, для установки на валу испытуемого электродвигате-, ля источником питания электродвигателя с регулятором частоты вращения и датчиком частоты вращения, коммутирующим устройством, регулируемыми источниками питания, задатчиком уровня нагрузки, а механизм осевого и радиального нагружения опор выполнен из четного числа электромагнитов, попарно и симметрично расположенных с обоих сторон диска и ориентированных якорями по оси вращения диска, и из электромагнитов, установленных с наружной стороны юбки диска по окружности, причем оси их якорей перпендикулярны оси вращения диска, а обмотки электромагнитов соединены через соответствующие им ключи ком- . мутирующего устройства с выходами регулируемых источников питания, входы которых подключены к задатчику уровня нагрузки связанному с управляющи) ми входами ключей коммутирующего устройства.

1545296 торого связан с управляющими входамн ключей коммутирующего устройства.

2, Стенд по п,l о т л и ч а юшийся тем, что ои снабжен датчиком угла поворота диска, выход коСоставитель Ю.Скобарихии

Редактор С,Патрушева Техред Л,Сердюкова

Корректор М, Кучерявая

Заказ 495 .Тираж 447 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета. по иэобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина, 101

Стенд для контроля (газо) гидродинамических опор электродвигателя Стенд для контроля (газо) гидродинамических опор электродвигателя Стенд для контроля (газо) гидродинамических опор электродвигателя Стенд для контроля (газо) гидродинамических опор электродвигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при изготовлении микроэлектромашин с механизированной укладкой предварительно намотанных катушек обмотки в пазы статора

Изобретение относится к технологическому оборудованию для заливки короткозамкнутых роторов электрических машин и может быть использовано в электротехнической промышленности

Изобретение относится к технологическому оборудованию для изготовления магнитопроводов электрических машин и может быть использовано в электротехнической и приборостроительной промышленности

Изобретение относится к области электротехники, в частности к конструкции роторов синхронных вентильных двигателей с возбуждением от постоянных магнитов

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано для контроля электромагнитных параметров магнитопроводов электрических машин

Изобретение относится к электрическим машинам, в частности к магнитоэлектрическим шаговым двигателям, и к технологии их производства

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к технологии определения состояния прессовки шихтованного сердечника электрической машины

Изобретение относится к электротехнической промышленности

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при сборке шихтованных пакетов магнитопроводов

Изобретение относится к электротехнике, в частности к эксплуатации электрических двигателей

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано при проверке технического состояния подшипников качения при их производстве и при ремонте различных видов техники во всех отраслях народного хозяйства

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для диагностики подшипников качения

Изобретение относится к физико-химическим методам и средствам очистки поверхностей предметов, выполненных из металлов, керамики, пластмасс и других твердых материалов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двигателестроении для безмоторных испытаний и доводки подшипников приводных кулачковых механизмов двигателей

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для испытаний подшипников качения

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к устройствам для испытаний роликоподшипников буксовых узлов железнодорожных вагонов, например для измерения момента сопротивления крупногабаритного тяжелонагруженного подшипника качения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для исследования работоспособности подшипников качения в среде маловязких смазочно-охлаждающих жидкостей, в частности измерения момента трения подшипников

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано при диагностировании подшипников качения в процессе ремонта и изготовления машин и механизмов

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника
Наверх