Коническое зубчатое колесо

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при ремонте и изготовлении зубчатых передач. Цель изобретения - расширение области применения путем работы в паре с колесом, имеющим на развертке делительного конуса линию зубьев переменной кривизны по всей ширине зубчатого венца. Зубья колеса выполнены так, чтобы линия ACB зубьев 1 конического зубчатого колеса на развертке 2 делительного конуса включала по меньшей мере вторую пересекающуюся в точке с первой дугу окружности, а каждая из дуг AC и CB окружностей 3,4 пересечены посередине в профильном направлении 1 соответствующей активный действующей линией. Пересекающиеся дуги AC и CB окружностей 3,4 могут быть выполнены одинакового радиуса. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

Р1)5 F 16 Н 1/14

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ в;

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ вЂ” " -- - -1

Фиг.!

1 (21 ) 444 9404/ 25-28 (22) 27.06.88 (46) 23,03.90. Бюл, Р 11 (71) Научно-исследовательский институт механики и прикладной математики

Ростовского государственного университета .ич. М.А,Суслова (72) Ю.Д.Харитонов (53) 621,833 (088,8) (56) Передачи зубчатые конические, Термины, определения и обозначения, ГОСТ 19325-73. с. 4 ° (54) КОНИЧЕСКОЕ ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО (57) Изобретение относится к машиностроению., и может быть использовано при ремонте и изготовлении зубчатых передач. Пель изобретения — расшире„„Я0„„1551 93 А1

2 ние области применения путем работы в паре с колесом, жеющим на развертке делительного конуса линию зубьев переменной кривизны по всей ширине зубчатого вениа, Зубья колеса выполнены так, чтобы линия асЬ зубьев ) конического зубчатого колеса на развертке 2 делительного конуса включала по меньшей. мере вторую пересекающуюся в точке с первой дугу окружности, а каждая иэ дуг ас и сЬ окружностей 3, 4 пересечены посередине в пройипьном направлении 1 соответствусщей активной действующей линией. Пересекающиеся дуги ас и сЬ окружностей 3, 4 могут быть выполнены одинакового радиуса.

1 э и. A-лы, 2 ип.

Ю

ЪЮ

1551893

Изобретение относится к машиноФтроению и может быть использовано при ремонте и изготовлении зубчатых колес.

Целью изобретения является расширение области применения путем работы

Э паре с колесом, имеющим на развертке делительного конуса линию зубьев переменной кривизны по всей ширине зубчатого венца, и повышение технологичности

На фиг.! показаны на развертках делительных конусов линии зубьев колес; на фиг.2 — зуб колеса с площадами контакта и активными действуюими линиями на зубе колеса °

Зубья 1 . колеса выполнены так, что х линия acb зубьев 1 на развертке делительного конуса включает по мень-! пей мере вторую пересекающуюся с первой дугу окружности, а каждая иэ дуг

hc и сЬ пересечена в проАипьном направлении зуба 1 соответствующей активной действующей линией. 25

Линия асЬ (Аиг. 1) зубьев 1 конического зубчатого колеса на развертке делительного конуса образована двумя пересекающимися в точке с дугами ас и сЬ окружностей 3 и 4. Дуги ас и сЬ расположены так, что они касаются в точках е, d линии 5 (Аиг. 1, пунктирная линия) зуба парного колеса на развертке. его делительного конуса.

Линия 5 зуба парного колеса выполнена по ииклоиде а edb, кривизна кото- 35 рой увеличивается от точки а к точке.

Ь, т.е., изменяется по всей ширине зубчатого венца от внешнего торца к внутреннему. Через расположенные в средней зоне дуг ас, сЬ окружностей

3 и 4 точки е и d проходят в проАильном направлении зуба 1 активные дей- . ствующие линии 6 и 7 (фиг, 2) поверхности зуба 1. Пересекающиеся дуги ас, cb окружностей 3 и 4 выполнены одинакового радиуса f (фиг. 1) .

Мгновенные контакты площадки 8 и

9 контакта показаны на Аиг. 2. Поверхность зуба 1 разделена на две . части ребром 10 возврата, представляющим геометрическое место точек пересечения дуг ас, cb окружностей 3 и 4, из которых выполнены линии зубьев колеса.

При работе колеса его зубья в каж- 55 дый момент времени контактируют с зубьями парного колеса по двум площадкам 8 и 9 контакта, появляющимся в точках активных действующих линий

6 и 7. Положение активных действующих линий 6 и 7 на зубе 1 назначают с учетом размещения полностью площадок

8 и 9 контакта при максимальной нагрузке на двух прилежащих к торцам участках боковой поверхности, разделенных ребром 10 возврата. В процессе вращения колеса площадки контакта

8 и 9 перемещаются вдоль активных действующих линий 6 и 7 в профильном направлении зуба .

Коническое зубчатое колесо может п римен ять ся, например, п ри ремонте редукторов, оснащенных колесами с циклоидальной или эвольветной линией зубьев. Из-за различного числа циклов нагружения зубьев колес часто наблюдаются поврежцения зубьев одного иэ колес при сохранении колеса в работоспособном состоянии. В этом случае колесо оставляют прежним, а взамен поврежденного изготавливают данное колесо.

Нарезание зубьев можно производить на спепиальных станках, воспроизводящих два производящих колеса, либо использовать для этого широко распространенные станки, предназначенные для обработки колес с круговыми зубьями.

При этом каждый участок боковой поверхности, содержащий активную действующую линии, обрабатывают отдельно. При одинаковом радиусе пересекающихся дуг окружностей используют одну эуборезную головку.

Фо рмула изобретения

1. Коническое зубчатое колесо, линия зубьев которого на развертке делительного конуса включает дугу окружности, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения области применения путем работы в паре с ко" лесом, имеющим на развертке делительного конуса линию зубьев переменной кривизны по всей ширине зубчатого: венца, зубья колеса выполнены так, чтобы их линия зубьев на развертке делительного конуса включала по меньшей мере вторую пересекающуюся с пер" вой дугу окружности, а каждая из дуг окружностей пересечена в средней ее зоне посередине в проАипьном направлении зуба соответствующей активной действующей линией.

1551893 6

2. Колесопоп. 1 о тли

° ф и ч а ю- дуги окружностей вьполнены одинаково" шееся я тем, что, с иелью повыше- го радиуса. ния технологичности, пересекающиеся

Составитель А. Верховский

Редактор О.Головач Техред М.Дидык: Корректор М.Максимишинец

Заказ 316 Тираж 487 Подп исно е

ВНИИПИ

ИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбийат Патент", r.Ужгород, ул. Гагарина, 101

Коническое зубчатое колесо Коническое зубчатое колесо Коническое зубчатое колесо 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с переменным расположением осей колес

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах с циклически изменяющимся передаточным числом

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в бесконтактных магнитных передачах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах для передачи и преобразования вращательного движения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в волновых редукторах общего назначения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве преобразователя вращательного движения в поступательное

Изобретение относится к машиностроению, в частности к волновым зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Редуктор // 2109186
Изобретение относится к машиностроению, в частности касается приводов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах станков и мотоблоков

Изобретение относится к машиностроению, в частности к редукторостроению, и может быть использовано в любой отрасли народного хозяйства как передаточный механизм общемашиностроительного применения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании планетарных редукторов для машин и оборудования
Наверх