Цифровой регулятор частоты вращения

 

Изобретение относится к регулирующим устройствам и может быть использовано для регулировки частоты вращения в электроагрегатах с переменной частотой вращения. Изобретение обеспечивает расширение области применения регулятора путем возможности регулирования частоты вращения электроагрегата в функции нагрузки. Устройство содержит датчик обратной связи 1, линии задержки 2, 3, задатчики 4, 6, реверсивный счетчик 5, числовой компаратор 7, элементы И 8, 9, 16, 14, 17, блок 10 формирования кодов управления, исполнительный орган 11, триггеры 12, 13, генератор импульсов 15, измерительный орган 18, пороговое устройство 19, аналого-цифровой преобразователь 20, коммутаторы 21, 22 и инвертор 23. 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

„„SU„„1552148

А1 (51) 5 G 05 B 11/26

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К A L3TOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОЧНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4458387/24-24 (22) 04.05.88 (46) 23,03.90. Вюл. У ll (72) В.Г.Сугаков, В.И.Городнов и P.È,Ãàÿóñêàñ (53) 62-50(088,8) (56) Двигатели внутреннего сгорания.

Системы поршневых и кондицированных двигателей, — М,: Машиностроение, 1985, рис. 288, Авторское свидетельство СССР

1! 10911!7, кл. F 05 В 1!/26, 1984. (54) ЦИФРОВОЙ РЕГУЛЯТОР ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ (57) Изобретение относится к регулирующим устройствам и может быть использовано для регулировки частоты

2 вращения в электроагрегатах с переменной частотой вращения. Изобретение обеспечивает расширение области применения регулятора путем воэможности регулирования частоты вращения электроагрегата в Ф нкции нагрузки.

Устройство содержит датчик обратной связи 1, линии задержки 2, 3, эадатчики 4, 6, реверсивный счетчик 5, числовой компаратор 7, элементы И 8, 9, 16, !4, 17, блок 10 формирования кодов управления, исполнительный орган ll, триггеры 12, 13, генератор импульсов 15, измерительный орган

18, пороговое устройство !9, аналогоцифровой преобразователь 20, коммутаторы 21, 22 и ипвертор 23, 3 ил, 1552148

Изобретение относится к устройствам регулирования и может быть использовано.для регулирования частоты вращения коленчатого вала двигателей

5 привода передвижных электрических станций и электроагрегатов с переменной частотой вращения в функции нагрузки.

Цель изобре тения — расширение области применения регулятора, На фиг.1 представлена схема цифрового регулятора частоты вращения; на фиг,2 — эпюры сигналов на входах основных блоков регулятора (интервал времени t -t — частота вращения, значительно меньше заданной„ частота вращения отличается от заданной на величину, меньшую допустимой погрешности, и -t„ — частота вращения 20 отличается на величину, значительно большую заданной); на фиг,З вЂ” за-, кон регулирования частоты вращения в функции нагрузки.

Регулятор содержит датчик 1 обратной связи, первую ? и вторую 3 линии задержки, задатчик 4 частоты

/ вращения, реверсивный счетчик 5, задатчик 6 точности регулирования, цифровой компаратор 7, первый 8 и второй 30

9 элементы И, блок 10 формирования кодов управления исполнительным органом ll, первый 12 и второй 13 триггеры, третий элемент И 14, генератор 15 импульсов, четвертый 16 и пятый 17 элементы И, измерительный орган 18, 35 пороговый блок 19, аналого-цифровой преобразователь 20, первый 21 и второй 22 коммутаторы и инвертор 23.

Регулятор работает следующим образом.

При пуске двигателя начинает раскручиваться коленчатый вал и датчик

1 выдает импульсы, интервалы между которыми определяют длительность цикла регулирования, В момент появления первого импульса на выходе датчика

1 триггер 12 меняет свое состояние и на его Йнверсном выходе сигнал исчезает и оказывается закрытым по первому входу элемент И 8. В результате импульсы с выхода генератора 15 не проходят на выход элемента И 8, Палее с некоторой задержкой появляется сигнал на выходе первой линии 2

55 задержки и происходит сброс счетчика

5. С поступлением импульса с выхода второй линии 3 задержки в счетчик 5 заносится код заданной частоты вращения и проходит запуск счетчика, Одновременно меняют свое состояние триггеры 12 и 13 и на их инверсных выходах появляются сигналы, При этом открываются элементы 8 и

9.и импульсы с выхода генератора 15 поступают на вход счетчика 5, который функционирует в режиме вычитания.

На выходе счетчика 5 имеет место код разности числа импульсов, поступивших с выхода генератора 15 и от заданного числа оборотов, Пусть нагрузка Р (Р„„р (фиг.3), частота вращения регулируемого двигателя меньше заданной (фиг.2), интервал времени (t„-t,), В этом случае в процессе счета возникает ситуация, когда код разности на выходе счетчика 5 становится равным нулю и появляется сигнал на его втором выходе. При этом триггер 13 меняет свое состояние. Сигнал на инверсном выходе исчезает, закрывая элемент 91 а на прямом выходе появляется, открывая элемент И 14 ° В результате счетчик 5 переводится в режим сложения и код на его выходе начинает возрастать, Если код на выходе счетчика 5 становится больше кода допустимой нестабильности, который выдан задатчиком 6, то на выходе компаратора 7 появится сигнал. Этот сигнал подготавливает по первому входу элемент 17, который уже подготовлен по второму входу сигналом с прямого выхода триггера 13, При поступлении очередного импульса от датчика 1 на второй вхоц элемента 17, он открывается и на второй вход блока 1 0 формирования кодов управления проходит импульс. С второго вы" хода блока 10 выдается команда на исполнительный орган 11 для корректировки подачи топлива в сторону увеличения, При этом исполнительный орган

11 (шаговый двигатель) отрабатывает один корректировочный импульс и перемещает рейку топливного насоса на один шаг, Если коррекции недостаточно, то при поступлении очередных импульсов с выхода датчика 1 процесс многократно повторяется до момента (фиг,2„ интервал t<-tg), когда код разности на выходе счетчика 5 станет меньше кода допустимой нестабильности, В этом случае сигнал на выходе компаа ратора 7 исчезает и элементы 16 и 17 закрываются по первому входу. Сигналы на входе блока 10 не поступают и ка5 15521 кой-либо коррекции подачи топлива исполнительным органом 11 не производится °

При увеличении частоты вращения за пределы заданной, интервалы между

5 импульсами на выходе датчика 1 уменьшаются. Число импульсов с выхода элемента И 9 уменьшается. Сигнал на втором выходе счетчика 5 не появляет- 10 ся и счетчик 5 работает в режиме вычитания. Если превышение частоты вращения больше допустимой нестабильности, то к концу цикла код разности на выходе счетчика 5 остается большим кода допус имой нестабильности и на выходе компаратора 7 имеет место сигнал, подготавливающий элемент 16 по первому входу. По третьему входу элемент 8 подготовлен сигналом с инверсного выхода триггера 13, Поэтому при появлении очередного импульса на выходе датчика 1 который поступает на второй вход элемента 1б, последний пропускает на первый вход блока 25

10, С первого выхода блока 10 выдается команда на первый вход исполнительного блока 11 для корректировки подачи топлива в сторону уменьшения. Исполнительный блок 1! перемещает рейку топливного насоса на один шаг. Если такой корректировки недостаточно для того, чтобы частота вращения вошла в зону допуска, то коррекция повторяется до тех пор, 35 пока код разности на выходе счетчика 5 в конце цикла измерения не станет меньше кода допустимой нестабильности.

При увеличении нагрузки на агрега- 40 те происходит переключение устройств, подключенных к входам установки исходного состояния счетчика 5. Появляется сигнал на выходе порогового блока 19 (фиг.4), который поступает на ° управляющий вход первого коммутатора

21. Коммутатор 21 открывается, Одновременно сигнал поступает на вход инвертора 23, на выходе которого появляется низкий уровень, закрывающий второй коммутатор 22. В результате к счетчику подключается аналого-цифровой преобразователь 20, который.выдает код заданной частоты вращения в зависимости от нагрузки. Стабилизация частоты осуществляется как и в .предыдущем случае (при Р < Р„,<), Измерительный орган 18 может, например, содержать трансформаторы то48 6 ка, переменный резистор и выпрямитель.

Переменный резистор служит для изменения наклона регуляторной характеристиками (фиг.3).

Датчик l обратной связи устанавливается на валу топливного насоса и может быть выполнен в виде диска с отверстиями, через которые засвечивается фотодиод, подключенный в цепь формирователя импульсов, Частота следования импульсов прямо пропорциональна частоте вращения коленчатого вала двигателя, В качестве исполнительного органа возможно использование, например, шагового двигателя, управление которым осуществляется посредством известных схем, изобретения

Формула

Цифровой регулятор частоты вращения, содержащий измерительный орган, датчик обратной связи, реверсивный счетчик, эадатчик частоты вращения, исполнительный орган, генератор импульсов, выходом соединенный с первым входом первого элемента И, второй вход которого подключен к инверсному выходу первого RS-триггера, о т л и ч а ю шийся тем, что, с це- лью расширения области применения регулятора„ введены четыре элемента И, второй RS-триггер, две линии задержки, два коммутатора, аналого-цифровой преобразователь, пороговый блок, инвертор, задатчик точности регулирования, цифровой компаратор и блок формирования кодов у правления, причем выход измерительного органа соединен с входом аналого-цифрового преобразователя и входом порогового блока, выход которого подключен к управляющему входу первого коммутатора и входу инвертора, выходы аналого-цифрового преобразователя соединены через первый коммутатор с информационными входами реверсивного счетчика, тактовый вход которого соединен с выходом второй линии задержки и R-входами первого и второго RS-триггеров, вход вычитания реверсивного счетчика подключен к выходу второго элемента И, выход третьего элемента И соединен с входом сложения реверсивного счетчика, вход сброса которого подклкчен к выходу первой линии задержки и входу второй линии sa1552148

Ag

Xg х хД

Мо е ф 4МЧГФ

df/юееЮ

Ху

Му

11@ х х

Составитель Г.Нефедова

Редактор В,Бугренкова Техред JI.Îëèéíûê Корректор М.Макс имишинец

Заказ 329 Тираж 664 Подписное

ВНИИЛИ Государственнсго комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101 держки„выход переполнения реверсивного счетчика соединен с S-входом второго RS-триггера, разрядные выходы реверсивного счетчика соединены с первой группой входов цифрового компаратора, вторая группа входов которого подключена к соответствующим выходам задатчика точности регулирования, выход "Больше" цифрового компаратора

1О соединен с первыми входами четвертого

1 и пятого элементов И, вторые входы которых соединень1 с S-входом первого

RS-триггера и выходом датчика обратной связи, третий вход четвертого

15 элемента И подключен к первому входу второго элемента И и ин;, версному выходу второго RS-òðèãгера, третий вход пятого элемента И соединен с первым входом третьего элемента И и прямым выходом второго RS-триггера, выход датчика обратной связи соединен с входом первой линии задержки, выход первого элемента И подключен к вторым входам второго и третьего элементов И, выходы задатчика.частоты вращения соединены через второй коммутатор с соответствующими информационными входами реверсивного счетчика, выход инвертора подключен к управляющему входу второго коммутатора, выходы четвертого и пятого элементов И соединены соответственно с первым и . вторым входами блока формирования кодов управления, выходы которого сое- динены с соответствующими входами исполнительного органа,

Цифровой регулятор частоты вращения Цифровой регулятор частоты вращения Цифровой регулятор частоты вращения Цифровой регулятор частоты вращения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к управляемым системам регулирования скорости электропривода

Изобретение относится к автоматике и может быть использовано для регулирования частоты вращения электрических машин

Изобретение относится к системам автоматического регулирования скорости электропривода и может быть использовано для построения высокоточных систем

Изобретение относится к судостроению ,в частности, к системам управления двигателями

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для реверсивного управления электродвигателем постоянного тока в системах регулирования давления с помощью цифрового кода, который преобразуется в широтно-импульсный сигнал управления

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для стабилизации скорости вращения электродвигателей в системах автоматического управления

Изобретение относится к электроавтоматике и может быть использовано при построении аналого-цифровых автоматизированных систем управления температурой технологических процессов, например диффузии, окисления и эпитаксии полупроводниковых пластин

Изобретение относится к импуль- CHbfri следящим системам

Регулятор // 1440203
Изобретение относится к электронным техническим средствам автоматизации технологических процессов и может бьл ь использовано в различных отраслях промышленности в качестве аналогового регулирующего блока

Изобретение относится к радиотехнике и может быть использовано при регулировании и стабилизации час тот частотных генераторов

Изобретение относится к области сельского хозяйства и предназначено для автоматизации полива

Изобретение относится к технике автоматического управления, в частности к технике формирования управляющих сигналов

Изобретение относится к автоматизированным системам регулирования с цифровым управлением и может быть использовано в магнитостроении при создании роторных механизмов на электромагнитных опорах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в роторных механизмах на электромагнитных опорах

Изобретение относится к машинам и механизмам, использующим управляемый электромагнитный подвес ротора

Изобретение относится к технике автоматического управления, в частности к технике формирования управляющих сигналов

Изобретение относится к технике автоматического управления, в частности к технике формирования управляющих сигналов

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в оптических телескопах и лидарных станциях обнаружения и сопровождения космических объектов
Наверх